Важно: работайте на ровной площадке, используйте подпорки, перчатки и ёмкость для масла. Если сомневаетесь — лучше СТО.
Что понадобится: домкрат и 2 подпорки, баллонный ключ, головка для гайки ступицы (обычно 30–32 мм), удлинитель/вороток, шестигранники/торксы (по месту), монтажка, пассатижи, молоток+деревянный брусок, съёмник для рулевого наконечника (по желанию), новые хомуты пыльника, смазка для ШРУС, ветошь, обезжириватель. Для внутреннего ШРУС — тара для масла/заглушка.
Подготовка
- Ослабьте гайку ступицы на стоящей машине (свёрнутый буртик отогните шилом).
- Ослабьте болты колеса. Поставьте авто на подпорки, снимите колесо. Колодки/суппорт снимать не нужно.
Разборка узла
- Полностью открутите гайку ступицы.
- Чтобы вывести привод из ступицы, дайте рычагу свободу: удобнее всего отсоединить нижний шаровый сустав (или рулевой наконечник — как кому привычнее). Не крутите болты стойки — потом потребуется развал.
- Вдавите шлицы наружного ШРУСа из ступицы (помогайте молотком через брусок; не бейте по резьбе).
- Если меняете внутренний ШРУС или целиком привод — аккуратно подденьте монтажкой трипоид/внутренний шарнир из коробки. Будет подтекать масло — подставьте тару или подготовьте заглушку.
Замена наружного ШРУС (классический сценарий)
- Снимите старые хомуты пыльника, стяните пыльник. Отметьте положение деталей на валу.
- Найдите и снимите стопорное кольцо на шлицах вала (если конструкция с кольцом).
- Снимите старый шарнир с вала резкими аккуратными ударами через брусок.
- Тщательно очистите вал, обезжирьте. Наденьте новый пыльник (не забыть!).
- Набейте новый ШРУС фирменной смазкой (обычно пакет идёт в комплекте), наденьте шарнир на вал до щелчка стопорного кольца.
- Заполните пыльник оставшейся смазкой, правильно посадите кромку в канавки и затяните хомуты (лучше ушковые/ленточные с инструментом).
Сборка
- Введите наружный ШРУС в ступицу, совместив шлицы.
- Соберите шаровую/наконечник, затяните крепёж.
- Поставьте колесо, опустите авто, затяните гайку ступицы моментом (ориентируйтесь на мануал) и застопорьте буртик.
- Если вынимали внутренний ШРУС — долейте масло в МКПП до нужного уровня.
Проверка
- Прокатитесь 3–5 км, послушайте — хруста быть не должно. Осмотрите пыльники: потёков смазки нет — значит, хомуты держат.
Лайфхаки и частые ошибки
- Не тяните за вал, держите шарнир по корпусу — так не порвёте пыльник.
- Никогда не экономьте на смазке и хомутах — именно они спасают ШРУС от ранней смерти.
- Если пыльник порвался недавно — иногда достаточно замены пыльника и смазки, без нового шарнира.
- Не откручивайте стойку амортизатора от кулака — сбережёте развал-схождение.