Найти в Дзене
CityWalks

Величие и позор привокзальной площади. Прогулка по Новосибирску

Начался новый день моего путешествия в Новосибирск. Сегодня я решил посвятить не прогулке по центральным районам крупнейшего сибирского города, а изучению его окраины, а именно Академгородка. Наверное, это один из самых известных научно-образовательных центров во всей России. Он может похвастаться большим количеством институтов РАН, крутым технопарком и тем, что именно здесь расположен НГУ - один из лучших российских вузов (в списке Forbes он занимает 15 место, тем самым являясь лучшим университетом в Сибири). Так что неудивительно, что я решил выделить день на изучение этой обители знаний. Особенностью Академгородка является его обособленное местоположение. Район находится примерно в 20 км от центра Новосибирска, что создает определенные трудности. По сути, это город в городе, который имеют слабые связи с центром. Что и говорить, если от центра Новосибирска до Кольцово (наукоград-спутник Новосибирска) ехать ближе, чем до Академгородка. В связи с подобным удаленным расположением лучши

Начался новый день моего путешествия в Новосибирск. Сегодня я решил посвятить не прогулке по центральным районам крупнейшего сибирского города, а изучению его окраины, а именно Академгородка. Наверное, это один из самых известных научно-образовательных центров во всей России. Он может похвастаться большим количеством институтов РАН, крутым технопарком и тем, что именно здесь расположен НГУ - один из лучших российских вузов (в списке Forbes он занимает 15 место, тем самым являясь лучшим университетом в Сибири). Так что неудивительно, что я решил выделить день на изучение этой обители знаний.

Особенностью Академгородка является его обособленное местоположение. Район находится примерно в 20 км от центра Новосибирска, что создает определенные трудности. По сути, это город в городе, который имеют слабые связи с центром. Что и говорить, если от центра Новосибирска до Кольцово (наукоград-спутник Новосибирска) ехать ближе, чем до Академгородка. В связи с подобным удаленным расположением лучшим вариантом добраться до района ученых и студентов является электричка.

Из отеля мой путь лежал к вокзалу. Пришлось идти по Вокзальной магистрали. Она поражает своими размахами и модернисткой архитектурой. Вместе с тем местные пейзажи лишь в очередной раз подтверждают, что Новосибирск достаточно серый и местами даже мрачноватый город. Также обратите внимание на снежные сугробы - каких они размеров. На Вокзальной магистрали еще была неплохая ситуация (хотя местами идти было тяжеловато), но в целом с уборкой снега в городе все очень плохо.

Вокзальная магистраль упирается в площадь Гарина-Михайловского. Это очень эклектичное место, в котором сочетаются и образцы дореволюционной архитектуры, и здания сталинского ампира, и модернистская высотка. А вишенкой на торте стали представители капиталистического романтизма - уродливого архитектурного стиля, популярного в девяностые и нулевые.

Вот модернистская высотка, которую сейчас занимает отель. Не могу сказать, что я в восторге от ее архитектуры, но хотя бы отторжения не вызывает. Думаю, если провести косметический ремонт, может оштукатурить здание, оно будет выглядеть гораздо лучше.

-2

Напротив стоит помпезная и массивная 6-этажная сталинка 1954 года постройки. Очевидно, изначально предполагалось, что она будет формировать облик всей площади. Как и подобает Новосибирску, сталинка выполнена в темно-серых тонах, благодаря чему она выглядит мрачно, хоть и величественно.

Еще одним образцом сталинского неоклассицизма является сам железнодорожный вокзал. Нельзя не отметить монументальность постройки, ведь вокзал Новосибирска - крупнейший в Сибири и один из самых больших в России. Только вдумайтесь - площадь вокзала составляет около 30 тысяч кв.м., а вместимость до 3900 человек одновременно! Для сравнения, общая площадь всех построек иркутского ж/д вокзала составляет 7590 кв.м, а в Красноярске, главном конкуренте Новосибирска, вокзал занимает 12300 кв.м.

История строительства у вокзала непростая. Изначально здание задумывалось в конструктивистском стиле (которым так славится Новосибирск), однако в начале 1930-х годов вектор архитектуры резко сменился, конструктивизм фактически оказался под запретом. Проект вокзала стали переделывать в неоклассическом стиле. По итогу здание, которое начали проектировать еще в 1929 году, было достроено лишь спустя 10 лет.

При этом нельзя сказать, что в связи с постоянными изменениями проекта вокзал получился невыразительным, архитектурно слабым и т.п. Достаточно только взглянуть на фасады. Так, центральная часть вокзала выполнена в форме триумфальной арки. Как вам известно, триумфальные арки возводились как парадные ворота города, поэтому данное архитектурное решение достаточно символично, ведь в 20 веке именно вокзалы стали новыми воротами города. Это первое здание, которое видит приезжающий, поэтому оно должно впечатлять, создавать определенный настрой. Мне кажется, вокзал Новосибирска и по сей день прекрасно справляется с этой задачей.

Другой особенностью вокзала является его объемно-планировочное решение. Издалека силуэт здания напоминает паровоз. Полюбуйтесь сами.

-4

А посмотреть, как вокзал Новосибирска выглядит в темное время суток, вы можете здесь.

В то время, как основной вокзал можно назвать шедевром архитектуры, по соседству с ним стоит пригородный вокзал, который является полной противоположностью своего старшего брата. Это достаточно несуразное и странное здание было построено в 2005 году в популярном в то время стиле капиталистического романтизма (капрома). Какое-то непонятное нагромождение форм, апофеозом которого является нелепая боковая башенка.

До электрички оставалось еще около часа, так что у меня было время перекусить и заодно лицезреть еще одно интересное здание на площади Гарина-Михайловского. Речь идет про универмаг НовСибТПО, построенный в 1927 году по проекту Бурлакова. Казалось бы, чем интересен этот небольшой двухэтажный домик? Кажется, что он теряется на фоне монументальных неоклассических соседей и окружающей модернисткой застройки. А дело в том, что здание представляет собой некий сплав двух архитектурных стилей - модерна, бывшего популярным на исходе Российской империи, и зарождавшегося конструктивизма. По сути, это здание является неким синтезом между царской архитектурой и идеями советского авангарда. Не знаю как вы, а лично я практически не знаю иных примеров домов переходного периода от модерна к конструктивизму.

Плюс ко всему, универмаг был первым каменным зданием на площади Гарина-Михайловского. И пусть сейчас он теряется на фоне окружающей застройки, в свое время строительство данного здания было настоящим событием.

Впрочем, в бочке меда всегда найдется ложка дёгтя. В начале нулевых здание универмага было реконструировано, причем не очень то бережно. Посмотрите на остекление, оно ужасно. Кому пришло в голову ставить синие тонированные стекла на памятник архитектуры? Это же настоящее варварство, наплевательское отношение к собственной истории! Да и на втором этаже универмага ситуация не сильно лучше - тоже стоят тонированные стекла, правда более нейтрального оттенка. В общем, стыд и позор тем, кто все это делал и согласовывал.

-6

Что ж, а на этом я заканчиваю данную статью. Про сам же Академгородок я расскажу в следующий раз.

А что вы думаете насчет Новосибирска? Пишите свои мнения в комментариях. А если вам понравилась статья, то не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. Также я буду благодарен за поддержку канала донатом на Дзене (сделать это можно по ссылке ниже).

CityWalks | Дзен

До следующих статей!

Другие публикации по теме: