Здравствуйте, мои дорогие друзья, подписчики и читатели! ❤
Сегодня хочу ответить на комментарий к последней статье.
Во-первых, более разрушенным центр не стал, это уж точно. Даже не представляю, по каким зданиям можно было сделать такой вывод. Да и бессмысленно говорить на тему хуже ли стали разрушенные здания. Уж поверьте, хуже некуда. Когда дом разрушен прямыми попаданиями, то там можно не разглядывать никаких изменений с течением времени - лучше он точно не станет. А когда его начнут восстанавливать или строить заново - это будет наглядно видно, смотреть с лупой не придется.
Сложность восстановления старинных домов на порядок выше, чем обычных. Поэтому и дела здесь идут медленнее.
Но, честно говоря, среди старинных зданий центра очень много одноэтажных, а их как раз будут восстанавливать в последнюю очередь.
Понятно, что всем хочется видеть центр города в более ярких красках, чем он есть сейчас, особенно туристам. Но это всего лишь хотелки. Сами подумайте, что целесообразнее восстанавливать сейчас, когда еще тысячи людей не вернулись в свои квартиры - многоэтажные дома или частные?
Одна восстановленная многоэтажка - это сотня (+-) квартир. То есть 100 семей смогут вернуться домой. А восстановить одноэтажное старинное здание, да еще и в историческом центре, где нужно максимально сохранить первозданный вид - задача не менее трудоемкая, чем восстановление 3-х подьездной хрущевки.
Я понимаю, что туристам хочется видеть красивый центр города, чтобы сердце трепетало от восторга, а о войне напоминали лишь фото "до и после".
Но местные жители на этот счет более прагматичны. Не до красот простому человеку, пока он ютится в общежитии с тремя детьми, имея сгоревшую трехкомнатную квартиру.
И, слава Богу, что наше правительство, отдавая распоряжения по восстановлению жилых домов, тоже разделяет наш прагматизм.
Красота только на окраинах
Автор комментария утверждает, что восстановленные многоэтажные здания находятся преимущественно на окраинах города. Это неправда. Если брать в процентном соотношении, то дома на окраине - это лишь самая малая часть того, что уже восстановлено, не считая тех зданий, которые еще ремонтируются.
По всему городу, во всех четырех районах есть целые кварталы, которые уже успели позабыть времена разрухи и кочевой жизни тех, кто там сейчас благополучно живет. Причем, эти кварталы уже со всей инфраструктурой - школами, садами, детскими площадками, уютными двориками, дорогами, освещением и всем остальным, что вы видите в своих городах.
Этих кварталов много, очень много. Но чтобы их увидеть, нужно ездить не только вдоль проспектов, а заглядывать поглубже. Город большой, состоит из четырёх крупных районов. Охватить его одним взглядом, проезжая по проспекту с окраины города в центр, не получится.
Могу привести простой пример для наглядности. Мы с мужем частенько пьем кофе на бульваре 50 лет октября. Делать в этом районе особо нечего. Восстанавливать тут пришлось очень многое, сносить и строить заново - не меньше.
Мы с мужем сюда заезжаем только по причине ностальгии. До войны мы часто гуляли здесь, встречались с друзьями, прогуливались с ребенком, пили кофе и кормили голубей на ухоженной зеленой аллее, ведущей к морю.
Сейчас здесь живет очень мало людей, так как эти дома восстанавливались очень долго по причине масштабности разрушений.
И до сих пор еще ведется работа:
Сейчас аллея пустая и неухоженная. И не потому что некому заняться ее благоустройством, а потому что не для кого. Пока не будет закончен ремонт жилых домов, здесь будет так же пусто и уныло, как и на этой старой детской площадке:
Если честно, я уже и забыла, когда в последний раз видела такую древнюю площадку в нашем городе. В других микрорайонах все старые площадки для детей уже давно либо обновили, либо убрали совсем (чтобы никто не поранился), либо заменили новыми. Редко где можно встретить качели украинского производства. По большей части они остались только там, куда еще не ступила нога русского "оккупанта".
Но и это ненадолго. Когда оккупант решит дела поважнее, доберется и до них.
Итак, к чему я веду. Я вам показала небольшую часть микрорайона, серьезно пострадавшего во время боевых действий. И на фото - центральная его часть, вдоль бульвара. Кажется, что здесь все стоит на месте, хотя восстановление многоэтажек здесь не прерывается ни на один день. И если бы я была туристом, не зная масштабов той катастрофы, которую пережили эти дома, я бы подумала, что микрорайоном никто не занимается, а если и занимается, то спустя рукава.
И уж точно я не догадалась бы завернуть вглубь этой депрессивной местности в надежде увидеть что-нибудь получше. А зря.
Вот такая картина ожидала меня за поворотом:
Здесь строится целый микрорайон! Мы уже полгода пьем кофе рядом с этим местом, и даже не знали, что за углом развернуто такое строительство. Но турист этого квартала никогда не увидит. Он в лучшем случае посмотрит вдоль бульвара на старую аллею, возмутится, что до сих пор не отремонтированы дома по обе стороны от нее, и поедет дальше.
Хочу заметить, что это один из наиболее пострадавших микрорайонов города. Восстановление здесь идет медленно, так как большинство зданий приходилось либо сносить, либо восстанавливать почти с фундамента. И вместе с этими работами они еще успели отгрохать целый квартал, и намерены расширить зону строительства до самого спуска к морю (судя по заложенному фундаменту и по коробкам, которые уже частично выгнаны).
Это только один пример и не самый удачный. Зато на нем хорошо видно, как ошибаются туристы, думая, что у нас красота-лепота только на окраинах города. Это очень большое заблуждение и дезинформация.
Поэтому всем гостям города рекомендую расширить зону своих предвижений, если есть желание увидеть, что на самом деле изменилось за 3 года. Да что там за 3 года, за последние 30 лет - так будет точнее.
Хочется немного остановиться на оккупантах (люблю я эту тему) и для большей убедительности даже не буду брать это слово в кавычки.
Если вернуться к комментарию, который мы тут обсуждаем, то мне очень не нравится, когда говорят за красивые новостройки на окраинах города, делая акцент на том, что это и есть результат почти 3-х летней работы по восстановлению города.
Почему не нравится? Да потому что именно этим обычно оперируют наши недробожелатели. Логика проста, как белый день. Россия делает красивую картинку: построили, отсняли, показали, радуемся. И окраины, конечно же, первое, на что падает глаз всякого, вьезжающего в город.
Но смею разочаровать тех, кто так думает. Оккупанты действуют прямо противоположно вашим ожиданиям.
И уж поверьте, нам есть с чем сравнивать.
Давным давно, когда на нашу землю еще не ступила нога вероломного захватчика, был в нашем городе замечательный мэр Вадим Бойченко. Его очень любили коммунальные службы. Поэтому все ямы на дорогах, порванные трубы, мусор - устранялись или ремонтировались в сжатые сроки именно на тех улицах, по которым он ездил на работу, в магазин или к своей бабушке, которую он благополучно бросил на милость оккупантов в 2022-ом (когда сбежал из города еще до того, как услышал первый выстрел). Он очень любил видеть из окна своей машины обрезанные деревья, покошенный газон, чистые и гладкие дороги.
По простоте душевной он не подозревал, что дорога в городе не одна, а ремонт трубы может занимать неделю-две. Но это все было в другой, параллельной реальности, с которой господин мэр никогда не сталкивался.
То ли дело оккупанты. Они четко знают, сколько в городе дорог, улиц и переулков. И везде-то они нос суют. На днях, например, добрались до дороги в частном секторе, до которой не добирался ни один из мэров нашего города с того момента, как Украина стала гордой и независимой.
За одни сутки полностью сняли старое, но такое родное покрытие. Всегда сложно прощаться с чем-то привычным, обыденным, узнаваемым. Поэтому, конечно, все жители этого района вспомнили нашего доброго мэра, который никогда не пытался у нас отнять то, что нам дорого, как память о советском прошлом. Некоторые памятники, правда, отобрал у нас по глупости, но зато все дороги, дома, школы, больницы оставил нетронутыми.
И что интересно, в этот частный сектор никогда не заедет журналист, не проедет через него на работу мэр, не посетит визитом глава Республики. Зачем, спрашивается, делать тут дорогу? Кому это надо?
И так везде и во всем. И в запрятанных кварталах, о которых даже многие местные жители не догадываются, и в проложенных дорогах где-нибудь в захолустье, и в новых трубах, которые тоже никто никогда не оценит.
Запомните, оккупанты непредсказуемы и нелогичны. Они никогда не делают так, как сделал бы любой добропорядочный мэр нэзалэжной.
А если серьезно, то меня бесит, когда люди не видят каких-либо значимых изменений в нашем городе с течением времени. Нужно быть либо слепым, либо лжецом, чтобы так утверждать. Ну, или третий вариант: человек просто не ожидает, что может быть как-то по-другому, а не так как подсказывает логика и жизненный опыт, и едет смотреть частный сектор в центре. Ведь лучше, чем в центре города не будет нигде - это и ежу понятно.
Но умом Россию не понять. Она на самом деле облагораживает труднодоступные для прессы и туризма улицы, поселки, переулки.
Да, Россия поступает крайне нелогично. Она могла за это время облагородить три крупных парка, старый центр с историческим достоянием, восстановить все жилые дома вдоль проспектов, чтобы журналистам было проще снимать кино о результатах, а туристам было легче разглядеть масштабы строительства. В конце концов, именно так бы сделало любое нормальное правительство, которое заинтересовано в повышении рейтинга в глазах своих граждан и мировой общественности.
Поэтому, дорогие гости, когда приезжаете посетить Мариуполь, смело отключайте логику и позвольте своей широкой русской душе заглянуть в те уголки, куда бы никогда не подумали заглянуть, будь вы иностранцем.
И запомните, в Мариуполе происходит не показушность, а строительство нового города там, где были руины. И на вашем месте я бы, затаив дыхание, наблюдала за процессом, а не оцеживала комара.
Тем более редко когда выпадает такая возможность - увидеть воочию, как твое государство строит город с нуля. Жаль, что многие из теперешних туристов не были здесь в 2022-ом году. Если бы они видели отправную точку, с которой начиналась работа, то сегодняшний результат заставил бы их содрогнуться от одной только мысли: "Разве это возможно???"
Именно поэтому я никогда не устану отвечать на подобные комментарии, даже если это будет в сотый и тысячный раз. Ведь если люди до сих пор пишут в таком ключе, значит, многие и сегодня не понимают того, что их страна осуществила здесь немыслимое. По крайней мере, немыслимое для меня и моих земляков. В 2022-ом году, когда еще только ходили слухи о том, что Россия будет восстанавливать город, мы смотрели вокруг себя с неудомением - невозможно было представить, что с этими руинами можно что-то сделать.
И все, что вы видите в Мариуполе сегодня, каждый метр земли - все это 3 года назад было другим: разрушенным, сгоревшим, сломанным, грязным, поврежденным, мрачным. Ну, как после этого можно спокойно слушать, что изменились только окраины? И если сегодня туристы говорят, что город наполовину в руинах, то 3 года назад они бы сказали, что города нет - и были бы правы. Его, действительно, уже не было. А то, что от него осталось, было лишь горьким напоминанием о том, что в этих краях когда-то был город у моря.
И не спрашивайте меня, почему я повторяю 20 раз одно и то же. Повторяю и буду повторять. Недооценивание того, что Россия сделала в Мариуполе - не меньшее преступление, чем намеренная ложь. Быть может только ради этого мне и стоило вести на Дзене канал.
Цены на недвижимость
Последний пункт - единственный, с чем я соглашусь обеими руками. Цены на недвижимость в Мариуполе неоправданно выше, чем должны быть.
Моя подруга Алеся из Донецка хотела переезжать в Мариуполь, снять здесь квартиру и взять в аренду помещение для офиса. Для этих целей она подключила своих знакомых риэлторов. Но в разумных пределах ей ничего не нашли. Коммерческая недвижимость оказалась неподъемной по стоимости, если сравнивать с Донецком. В результате она сняла отличное помещение в Донецке, в 1.5 раза дешевле, чем аналогичное в Мариуполе. Да и с квартирой все сложилось, как она и хотела.
Я не знаю, почему недвижимость у нас так дорого стоит. Спрос, конечно, здесь велик не то слово. Но цены все равно слишком высоки для послевоенного города, который находится на стадии восстановления.
Что интересно, в 2023 году, когда город был еще наполовину разрушен, риэлторы из России покупали дома и даже участки земли (без всяких строений) вдоль побережья. И тогда еще, кстати, не было льготной ипотеки. Нескольким нашим знакомым, живущим возле моря на левом берегу, предлагали продать свои дома. Видимо, риэлторы уже тогда были уверены в том, что инвестировать в Мариуполь выгодно.
Знакомый моего мужа получил предложение о покупке его дома за 1,5 млн рублей в 2023 году, а в этом году уже предлагают 8 млн рублей.
Такие вот дела. Боюсь предположить, что будет дальше.
***
Автору комментария хочу выразить огромную благодарность за полезную тему для статьи 😉