Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Береста вместо красок, или Как меня удивил «берёзовый мастер» Евгений Ушаков

С интересом наблюдаю за годовым проектом Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва «Имена Победы» к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этот проект знакомит иркутян и гостей города с творчеством замечательных сибирских художников. А ещё с людьми, сделавшими значительный вклад в развитие искусства Восточной Сибири, например, как искусствовед и собиратель коллекций художественного музея Алексей Фатьянов 👇 В этой статье поделюсь впечатлениями от выставки «Имена Победы. Евгений Ушаков», посвящённой столетию со дня рождения художника. Она проходила в Галерее сибирского искусства ИОХМ с 30 мая по 31 июля. Выставка эта размещалась на втором этаже – в зале рядом с постоянной экспозицией икон. Посмотреть картины Ушакова я хотела потому, что прочла в интернете, что он «первопроходец», создатель нового вида декоративно-прикладного искусства — пластинчатой мозаики из бересты. Это первый художник-берестянщик в стране. На всякий напоминаю, что береста – верхний сл

Афиша на улице у входа в Галерею сибирского искусства (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Афиша на улице у входа в Галерею сибирского искусства (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

С интересом наблюдаю за годовым проектом Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва «Имена Победы» к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Этот проект знакомит иркутян и гостей города с творчеством замечательных сибирских художников. А ещё с людьми, сделавшими значительный вклад в развитие искусства Восточной Сибири, например, как искусствовед и собиратель коллекций художественного музея Алексей Фатьянов 👇

В этой статье поделюсь впечатлениями от выставки «Имена Победы. Евгений Ушаков», посвящённой столетию со дня рождения художника. Она проходила в Галерее сибирского искусства ИОХМ с 30 мая по 31 июля. Выставка эта размещалась на втором этаже – в зале рядом с постоянной экспозицией икон.

Посмотреть картины Ушакова я хотела потому, что прочла в интернете, что он «первопроходец», создатель нового вида декоративно-прикладного искусства — пластинчатой мозаики из бересты. Это первый художник-берестянщик в стране.

На всякий напоминаю, что береста – верхний слой (белая наружная часть) коры берёзы. Состоит из легко отделяемых друг от друга тонких полупрозрачных гладких слоёв разного цвета — от белого (у большинства видов берёзы) до почти чёрного (у берёзы Шмидта). Внешняя сторона бересты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого. 
Фото из интернета
Фото из интернета

Люди начали создавать предметы из бересты ещё в эпоху мезолита (6–8 тыс. лет до н. э.). Об этом свидетельствуют археологические находки, например, ёмкость из бересты, найденная в раскопках поселения Веретье I (юг Архангельской и север Вологодской областей). 

Я и сама немного поработала с берестой. В детстве я недолгое время ходила в кружок фитодизайна. Мы там мастерили разные поделки из природных материалов. Потом эти поделки выставляли на всеобщее обозрение в фойе Дома культуры «Нефтяник». Мы делали животных, здания, композиции по сюжетам народных сказок. И всё это из чаги (древесный гриб-паразит), ягеля, сушёных ягод, веток, камней, бересты и т. д. Недавно я писала о богатствах лесотундры, вот оттуда мы и приносили материалы для поделок, делали заготовки 👇

Кульминацией моего творчества в том кружке стала лягушка из чаги. На фото не моя поделка, но похожая (в моём детстве не было мобильных, чтобы сфоткать результат, да и до Polaroid'a домашнего не доросла ещё тогда) 👇

С сайта umcistra.ru
С сайта umcistra.ru

Поэтому, когда прочла в описании выставки о пластинчатой мозаике из берёзы, внутри «щёлкнуло». Это же что-то близкое к фитодизайну! Даже круче – это уже отдельное направление прикладного искусства! Конечно, я пошла на выставку. Я хотела это увидеть своими глазами.

Топаю на выставку по улице Урицкого, до Галереи сибирского искусства уже совсем недалеко
Топаю на выставку по улице Урицкого, до Галереи сибирского искусства уже совсем недалеко

Но сначала давайте познакомимся с первым художником-берестянщиком – основателем нового творческого направления. Евгений Владимирович Ушаков, кстати, как и я, из Западной Сибири, родился 12 июня 1925 года. Его родина – Ялуторовск Тюменской области – в 15 часах езды на машине от моего Губкинского. Прежде искусства в его жизни появилась война: Евгений Ушаков участвовал в освобождении Румынии, Австрии, Чехословакии от фашистов. Поэтому на афише он представлен как военнослужащий 👇

19-летний Евгений Ушаков, 1944 год (вырезала кадр из фото уличной афиши)
19-летний Евгений Ушаков, 1944 год (вырезала кадр из фото уличной афиши)

Ниже описание выставки с краткой биографией мастера.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

После войны Евгений Владимирович сменил форму и оружие на кисти и холсты. Он отправился в столицу получать в Московском институте прикладного и декоративного искусства созидательную профессию художника. Затем переехал во Львов, где реализовался как педагог в художественном училище и техникуме лёгкой промышленности. Но именно переезд в Иркутск в 1960 году стал наиболее ярким этапом в жизни и творчестве мастера. Тут, в сердце Восточной Сибири, и родилось новое направление прикладного искусства.

Ушаков Евгений Владимирович (фото из сообщества «БЕРЁСТУШКА» в VK
Ушаков Евгений Владимирович (фото из сообщества «БЕРЁСТУШКА» в VK
Автопортрет (2000) Евгения Ушакова на выставке в Галерее сибирского искусства. В руках мастера береста (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Автопортрет (2000) Евгения Ушакова на выставке в Галерее сибирского искусства. В руках мастера береста (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Конечно, мне стало интересно, как у художника родилась идея работать с берестой вместо красок. И я нашла статью за 2008 год с интервью мастера, которое он дал за четыре года до своей кончины. Если есть желание, почитайте полную версию 👇

Иркутянин создает берестяные мозаики, которым нет аналогов в мире - Российская газета

У меня же будет краткий пересказ. Бересту Евгений Ушаков открыл для себя случайно и не от хорошей жизни. В смысле, семья жила небогато, в неблагоустроенной квартире с огромной старой печью, для которой постоянно были нужны дрова. Однажды Евгений Владимирович разводил огонь (а дрова привезли как раз берёзовые) и снял кору с одного полена, развернул тыльной стороной и поразился: какая красота, какой необыкновенный рисунок скрывает белоствольная… Взгляд художника разглядел в бересте высокий художественный потенциал – фактурность и десятки оттенков белого, серого, коричневого и т. д. При этом мастер принципиально не окрашивал бересту: желаемых оттенков он достигал, вымачивая бересту в воде или высушивая на солнце. Никаких дополнительных пигментов, только натуральные оттенки. Из-за этого кажется, что работы мастера напоминают рисунки, написанные сепией, или фотографии с фильтром «сепия».

Оттенки сепии, картинка из интернета
Оттенки сепии, картинка из интернета

Одна из работ Ушакова с выставки 👇

«Острог на Байкале» (1999) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Острог на Байкале» (1999) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Первые свои работы Евгений Владимирович создавал для души. А когда впервые решил выставить свои работы на суд зрителей, организаторы выставки так и ахнули. С тех пор Ушаков и его уникальные полотна стали постоянными участниками межрегиональных вернисажей в Иркутске, Красноярке, Кемерово, Новосибирске и в других городах России, а также в городах Германии, США, Франции, Швейцарии, Южной Кореи. 

В Галерее сибирского искусства было больше полусотни работ художника и не только берестяных. Всего же монументальных мозаик более ста на религиозную, историческую и краеведческую темы. Мастер хотел вызвать своими работами интерес зрителей к истории края и страны, к религии и философии. Он хотел, чтобы его творчество наполняло человека, вызывало желание спрашивать и изучать.

Вот так я и захотела спросить, почему на картине ниже женщина держит валенки, как родное дитя?

«Валенки-валенки» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Валенки-валенки» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

И узнала. Это берестяная мозаика «Валенки-валенки». В работе представлен светлый образ женщины, обнимающей валенки, возвышающийся над тёмными фигурами, окружёнными колючей проволокой. Ушаков когда-то сам рассказал, что мозаика посвящена песне «Валенки-валенки», которую исполняла певица Лидия Русланова. 

Фото из интернета
Фото из интернета
Яндекс — поиск по видео
Эта берестяная картина была представлена широкой публике в 2009 году в Иркутской областной художественной галерее им. В. П. Сукачёва, и в этом году она снова привлекала внимание – как на афише у входа в Галерею, так и в выставочном зале.

В мозаике «Князь Святослав» (2009) меня впечатлили образы животных и птиц.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Святослав «срубил голову змею», уничтожив Хазарский каганат. 

Речь идёт о походе 965 года, когда Святослав атаковал Хазарию. В жестоком бою у столицы каганата — Итиля — его воины уничтожили войско хазар и взяли город штурмом. 

В результате с исторической карты исчезло могущественное государство, контролирующее транзитные торговые пути, а Волжская Булгария была вынуждена выплатить дань киевскому князю и согласиться пропускать русских купцов через свою территорию. 

Змей на картине – это образ побеждённого средневекового государства, созданного тюркским кочевым народом — хазарами.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Картины мастера масштабные, и такой «размах» диктует береста: её фактуранаросты, шероховатости, щербинки, полоски, бугорки – становится частью картины. И чем больше кусочек бересты, тем больше вариаций его применения есть у автора мозаики.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

За 45 лет работы с пластинчатой мозаикой из бересты Евгений Ушаков ни разу не повторился, не сделал копию. Каждая его работа уникальна.

Слева «Парки» (1991), справа «Набат» (1990) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Слева «Парки» (1991), справа «Набат» (1990) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В 1980 году Евгений Ушаков стал членом Союза художников СССР.

«Ангел» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Ангел» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Впечатлила не только берестяная мозаика, но и живопись и графика художника.

-18

 

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Особенно запал в душу этот холст с интересным ракурсом – картина называется «Провал». Её автор писал 10 лет – 1997 по 2007 годы.

Мы со скалы смотрим на воду и маленькую лодочку 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Вот лодка поближе 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Вообще Евгений Ушаков любил море и скалы. Часто писал красками Байкал, потому что это тоже «море» посреди континента...

Вот ещё одна большая картина, которая так и называется «Среди моря и скал» (1979-1980) 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А полутораметровую картину «Сыны Бурхана» (1975–1976) я приняла сначала за берестяную мозаику из-за выбора автором цветов и оттенков. Увидели человека на картине?))👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Когда посмотрела все представленные на летней выставке работы Евгения Ушакова, мне пришла мысль, что возможно художник как-то иначе воспринимал цвета или намеренно отдавал предпочтение определённым цветам и оттенкам. Я не увидела ярких и многоцветных работ, во всём сдержанность, спокойные оттенки.

Посмотреть живопись и натюрморты Евгения Владимировича можно по ссылке ниже. Там много холстов, посвящённых красоте Байкала! 👇

Евгений Ушаков

У художника-берестянщика Евгения Ушакова были ученики. Среди первых – Александр Прохоров и Светлана (фамилию не нашла), их фото нашла в VK в сообществе ««БЕРЁСТУШКА»_Сообщество Мастеров по Бересте» 👇

Фото из сообщества «БЕРЁСТУШКА» в VK
Фото из сообщества «БЕРЁСТУШКА» в VK

Вот примеры работ учеников 👇

Фото из сообщества «БЕРЁСТУШКА» в VK
Фото из сообщества «БЕРЁСТУШКА» в VK
Фото из сообщества «БЕРЁСТУШКА» в VK
Фото из сообщества «БЕРЁСТУШКА» в VK

Там, в сообществе «БЕРЁСТУШКА», можно найти просто невероятные работы на бересте в разных техниках, в том числе ушаковскую берестяную мозаику!

«БЕРЁСТУШКА»_Сообщество МАСТЕРОВ по БЕРЕСТЕ

И, пожалуй, ещё один штрих к портрету уникального мастера – он писал стихи.

Фото из сообщества «БЕРЁСТУШКА» в VK
Фото из сообщества «БЕРЁСТУШКА» в VK

Вот строки, которые Евгений Ушаков посвятил бересте:

Лесной фантазией прошита,
Рукой волшебника-ткача.
Она прекрасна, как парча —
Тепло земное в ней разлито. 

Прочитала о том, как уже пожилой Евгений Владимирович пытался подарить городу 60 своих работ (стоимостью в десятки миллионов), но получал отписки, мол, пока негде хранить такую красоту, как просился на личный приём к мэру и губернатору, но так и не был удостоен внимания. Не помогло и то, что за сохранение коллекции хлопотали писатель Валентин Распутин, владыка Иркутский и Ангарский Вадим, руководитель Центра русской культуры Михаил Корнев, видные иркутские учёные, художники...

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

И поняла, как же здорово, что в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в Иркутске состоялась персональная выставка «берёзового мастера»!

Это просто идеальная экспозиция для города, сохраняющего деревянное зодчества. Я бы ещё добавила к экспозиции выставки стол, на котором разложила бы бересту, чтобы взрослые и дети могли потрогать, пощупать рабочий материал мастера.

Огромная благодарность музею за возможность узнать больше о талантах земли русской и увидеть своими глазами картины автора пластинчатой берестяной мозаики!