С интересом наблюдаю за годовым проектом Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва «Имена Победы» к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Этот проект знакомит иркутян и гостей города с творчеством замечательных сибирских художников. А ещё с людьми, сделавшими значительный вклад в развитие искусства Восточной Сибири, например, как искусствовед и собиратель коллекций художественного музея Алексей Фатьянов 👇
В этой статье поделюсь впечатлениями от выставки «Имена Победы. Евгений Ушаков», посвящённой столетию со дня рождения художника. Она проходила в Галерее сибирского искусства ИОХМ с 30 мая по 31 июля. Выставка эта размещалась на втором этаже – в зале рядом с постоянной экспозицией икон.
Посмотреть картины Ушакова я хотела потому, что прочла в интернете, что он «первопроходец», создатель нового вида декоративно-прикладного искусства — пластинчатой мозаики из бересты. Это первый художник-берестянщик в стране.
На всякий напоминаю, что береста – верхний слой (белая наружная часть) коры берёзы. Состоит из легко отделяемых друг от друга тонких полупрозрачных гладких слоёв разного цвета — от белого (у большинства видов берёзы) до почти чёрного (у берёзы Шмидта). Внешняя сторона бересты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого.
Люди начали создавать предметы из бересты ещё в эпоху мезолита (6–8 тыс. лет до н. э.). Об этом свидетельствуют археологические находки, например, ёмкость из бересты, найденная в раскопках поселения Веретье I (юг Архангельской и север Вологодской областей).
Я и сама немного поработала с берестой. В детстве я недолгое время ходила в кружок фитодизайна. Мы там мастерили разные поделки из природных материалов. Потом эти поделки выставляли на всеобщее обозрение в фойе Дома культуры «Нефтяник». Мы делали животных, здания, композиции по сюжетам народных сказок. И всё это из чаги (древесный гриб-паразит), ягеля, сушёных ягод, веток, камней, бересты и т. д. Недавно я писала о богатствах лесотундры, вот оттуда мы и приносили материалы для поделок, делали заготовки 👇
Кульминацией моего творчества в том кружке стала лягушка из чаги. На фото не моя поделка, но похожая (в моём детстве не было мобильных, чтобы сфоткать результат, да и до Polaroid'a домашнего не доросла ещё тогда) 👇
Поэтому, когда прочла в описании выставки о пластинчатой мозаике из берёзы, внутри «щёлкнуло». Это же что-то близкое к фитодизайну! Даже круче – это уже отдельное направление прикладного искусства! Конечно, я пошла на выставку. Я хотела это увидеть своими глазами.
Но сначала давайте познакомимся с первым художником-берестянщиком – основателем нового творческого направления. Евгений Владимирович Ушаков, кстати, как и я, из Западной Сибири, родился 12 июня 1925 года. Его родина – Ялуторовск Тюменской области – в 15 часах езды на машине от моего Губкинского. Прежде искусства в его жизни появилась война: Евгений Ушаков участвовал в освобождении Румынии, Австрии, Чехословакии от фашистов. Поэтому на афише он представлен как военнослужащий 👇
Ниже описание выставки с краткой биографией мастера.
После войны Евгений Владимирович сменил форму и оружие на кисти и холсты. Он отправился в столицу получать в Московском институте прикладного и декоративного искусства созидательную профессию художника. Затем переехал во Львов, где реализовался как педагог в художественном училище и техникуме лёгкой промышленности. Но именно переезд в Иркутск в 1960 году стал наиболее ярким этапом в жизни и творчестве мастера. Тут, в сердце Восточной Сибири, и родилось новое направление прикладного искусства.
Конечно, мне стало интересно, как у художника родилась идея работать с берестой вместо красок. И я нашла статью за 2008 год с интервью мастера, которое он дал за четыре года до своей кончины. Если есть желание, почитайте полную версию 👇
У меня же будет краткий пересказ. Бересту Евгений Ушаков открыл для себя случайно и не от хорошей жизни. В смысле, семья жила небогато, в неблагоустроенной квартире с огромной старой печью, для которой постоянно были нужны дрова. Однажды Евгений Владимирович разводил огонь (а дрова привезли как раз берёзовые) и снял кору с одного полена, развернул тыльной стороной и поразился: какая красота, какой необыкновенный рисунок скрывает белоствольная… Взгляд художника разглядел в бересте высокий художественный потенциал – фактурность и десятки оттенков белого, серого, коричневого и т. д. При этом мастер принципиально не окрашивал бересту: желаемых оттенков он достигал, вымачивая бересту в воде или высушивая на солнце. Никаких дополнительных пигментов, только натуральные оттенки. Из-за этого кажется, что работы мастера напоминают рисунки, написанные сепией, или фотографии с фильтром «сепия».
Одна из работ Ушакова с выставки 👇
Первые свои работы Евгений Владимирович создавал для души. А когда впервые решил выставить свои работы на суд зрителей, организаторы выставки так и ахнули. С тех пор Ушаков и его уникальные полотна стали постоянными участниками межрегиональных вернисажей в Иркутске, Красноярке, Кемерово, Новосибирске и в других городах России, а также в городах Германии, США, Франции, Швейцарии, Южной Кореи.
В Галерее сибирского искусства было больше полусотни работ художника и не только берестяных. Всего же монументальных мозаик более ста – на религиозную, историческую и краеведческую темы. Мастер хотел вызвать своими работами интерес зрителей к истории края и страны, к религии и философии. Он хотел, чтобы его творчество наполняло человека, вызывало желание спрашивать и изучать.
Вот так я и захотела спросить, почему на картине ниже женщина держит валенки, как родное дитя?
И узнала. Это берестяная мозаика «Валенки-валенки». В работе представлен светлый образ женщины, обнимающей валенки, возвышающийся над тёмными фигурами, окружёнными колючей проволокой. Ушаков когда-то сам рассказал, что мозаика посвящена песне «Валенки-валенки», которую исполняла певица Лидия Русланова.
Эта берестяная картина была представлена широкой публике в 2009 году в Иркутской областной художественной галерее им. В. П. Сукачёва, и в этом году она снова привлекала внимание – как на афише у входа в Галерею, так и в выставочном зале.
В мозаике «Князь Святослав» (2009) меня впечатлили образы животных и птиц.
Святослав «срубил голову змею», уничтожив Хазарский каганат.
Речь идёт о походе 965 года, когда Святослав атаковал Хазарию. В жестоком бою у столицы каганата — Итиля — его воины уничтожили войско хазар и взяли город штурмом.
В результате с исторической карты исчезло могущественное государство, контролирующее транзитные торговые пути, а Волжская Булгария была вынуждена выплатить дань киевскому князю и согласиться пропускать русских купцов через свою территорию.
Змей на картине – это образ побеждённого средневекового государства, созданного тюркским кочевым народом — хазарами.
Картины мастера масштабные, и такой «размах» диктует береста: её фактура – наросты, шероховатости, щербинки, полоски, бугорки – становится частью картины. И чем больше кусочек бересты, тем больше вариаций его применения есть у автора мозаики.
За 45 лет работы с пластинчатой мозаикой из бересты Евгений Ушаков ни разу не повторился, не сделал копию. Каждая его работа уникальна.
В 1980 году Евгений Ушаков стал членом Союза художников СССР.
Впечатлила не только берестяная мозаика, но и живопись и графика художника.
Особенно запал в душу этот холст с интересным ракурсом – картина называется «Провал». Её автор писал 10 лет – 1997 по 2007 годы.
Мы со скалы смотрим на воду и маленькую лодочку 👇
Вот лодка поближе 👇
Вообще Евгений Ушаков любил море и скалы. Часто писал красками Байкал, потому что это тоже «море» посреди континента...
Вот ещё одна большая картина, которая так и называется «Среди моря и скал» (1979-1980) 👇
А полутораметровую картину «Сыны Бурхана» (1975–1976) я приняла сначала за берестяную мозаику из-за выбора автором цветов и оттенков. Увидели человека на картине?))👇
Когда посмотрела все представленные на летней выставке работы Евгения Ушакова, мне пришла мысль, что возможно художник как-то иначе воспринимал цвета или намеренно отдавал предпочтение определённым цветам и оттенкам. Я не увидела ярких и многоцветных работ, во всём сдержанность, спокойные оттенки.
Посмотреть живопись и натюрморты Евгения Владимировича можно по ссылке ниже. Там много холстов, посвящённых красоте Байкала! 👇
У художника-берестянщика Евгения Ушакова были ученики. Среди первых – Александр Прохоров и Светлана (фамилию не нашла), их фото нашла в VK в сообществе ««БЕРЁСТУШКА»_Сообщество Мастеров по Бересте» 👇
Вот примеры работ учеников 👇
Там, в сообществе «БЕРЁСТУШКА», можно найти просто невероятные работы на бересте в разных техниках, в том числе ушаковскую берестяную мозаику!
И, пожалуй, ещё один штрих к портрету уникального мастера – он писал стихи.
Вот строки, которые Евгений Ушаков посвятил бересте:
Лесной фантазией прошита,
Рукой волшебника-ткача.
Она прекрасна, как парча —
Тепло земное в ней разлито.
Прочитала о том, как уже пожилой Евгений Владимирович пытался подарить городу 60 своих работ (стоимостью в десятки миллионов), но получал отписки, мол, пока негде хранить такую красоту, как просился на личный приём к мэру и губернатору, но так и не был удостоен внимания. Не помогло и то, что за сохранение коллекции хлопотали писатель Валентин Распутин, владыка Иркутский и Ангарский Вадим, руководитель Центра русской культуры Михаил Корнев, видные иркутские учёные, художники...
И поняла, как же здорово, что в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в Иркутске состоялась персональная выставка «берёзового мастера»!
Это просто идеальная экспозиция для города, сохраняющего деревянное зодчества. Я бы ещё добавила к экспозиции выставки стол, на котором разложила бы бересту, чтобы взрослые и дети могли потрогать, пощупать рабочий материал мастера.
Огромная благодарность музею за возможность узнать больше о талантах земли русской и увидеть своими глазами картины автора пластинчатой берестяной мозаики!