Найти в Дзене

Весь мир – в зеркале одной семьи: Бессмертная «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси.

Оглавление
Джон Голсуорси - Сага о Фарсайтах | Клуб любителей аудиокниг | Дзен
Слушайте аудиоцикл Джона Голсуорси "Сага о Форсайтах" в исполнении Людмилы Солохи
Слушайте аудиоцикл Джона Голсуорси "Сага о Форсайтах" в исполнении Людмилы Солохи

Введение: Феномен Форсайтов

В истории мировой литературы не так много семейных саг, которые смогли бы стать не просто увлекательным чтением, но и точным, исчерпывающим портретом целой эпохи, ее духа, противоречий и трансформаций. Цикл произведений Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах» — именно такое явление. Это больше чем серия романов; это монументальная фреска, на которой с беспрецедентной детализацией и психологической глубиной изображена жизнь английского верхнего среднего класса на стыке XIX и XX веков — эпохи, когда под напором новых социальных, экономических и моральных веяний трещали и рушились устои, казавшиеся незыблемыми.

Сама фамилия героев — Форсайт (Forsyte) — стала в английском языке нарицательной. «Форсайтизм» — это особое мироощущение, характеризующееся практицизмом, стяжательством, жаждой собственности и неуклонным стремлением к стабильности. Голсуорси не просто осуждает это качество, он исследует его, показывая и его силу, и его ограниченность, его трагическое несоответствие требованиям быстро меняющегося мира.

Эта статья — путеводитель по вселенной Форсайтов. Мы погрузимся в историю создания цикла, детально разберем его структуру, исследуем ключевые образы и темы, а также попытаемся понять, почему история семьи, написанная столетие назад, остается столь актуальной и по сей день.

---

Часть 1: Замысел и Архитектура Эпопеи. Из чего состоит Сага?

«Сага о Форсайтах» — это не единый роман, а сложносочиненный цикл, который создавался на протяжении почти двух десятилетий (с 1906 по 1921 год, а затем был дополнен в 1920-х годах). Его структура напоминает матрешку или разветвленное генеалогическое древо.

1.1. Трилогии, входящие в цикл:

I. Сага о Форсайтах (The Forsyte Saga) — ядро цикла:

1. «Собственник» (The Man of Property, 1906) — роман, с которого все началось. Изначально задумывался как самостоятельное произведение, но породил целую вселенную.

2. «В петле» (In Chancery, 1920) — первое продолжение, показывающее жизнь семьи спустя годы.

3. «Сдается внаем» (To Let, 1921) — завершение истории первого поколения и плавный переход к следующему.

Между романами первой трилогии Голсуорси поместил две интерлюдии (промежуточные повести), которые играют важную сюжетную и психологическую роль:

· «Последнее лето Форсайта» (Indian Summer of a Forsyte, 1918) — стоит между «Собственником» и «В петле».

· «Пробуждение» (Awakening, 1920) — стоит между «В петле» и «Сдается внаем».

II. Современная комедия (A Modern Comedy) — продолжение саги: Эта трилогия переносит действие в 1920-е годы, в эпоху «джаза» и послевоенной потерянности, и фокусируется на дочери Сомса - Флер и сыне Джолиона - Джоне.

1. «Белая обезьяна» (The White Monkey, 1924)

2. «Серебрянная ложка» (The Silver Spoon, 1926)

3. «Лебединая песня» (Swan Song, 1928) Также включает интерлюдии.

III. Конец главы (End of the Chapter) — завершающая трилогия: Сконцентрирована на родственниках Форсайтов со стороны Дарти— семье Черрел, олицетворяющей старую, аристократическую Англию, противостоящую буржуазным ценностям Форсайтов.

1. «В ожидании» (Maid in Waiting, 1931)

2. «Цветок в пустыне» (Flowering Wilderness, 1932)

3. «Через реку» (Over the River, 1933)

Хотя все три части связаны между собой, именно первая трилогия «Сага о Форсайтах» считается абсолютным шедевром и наиболее читаемой частью цикла.

1.2. Исторический контекст создания

Голсуорси начал писать о Форсайтах в эдвардианскую эпоху, когда Викторианская Англия с ее строгим моральным кодексом, верой в прогресс и культом семьи уже стала достоянием истории. Автор оглядывался на недавнее прошлое с смесью ностальгии и критической иронии. Он видел, как мир собственников и четких правил рушится под натиском Первой мировой войны, суфражистского движения, новых художественных течений (модернизм) и меняющихся представлений о браке и любви.

Его работа — это и анализ, и прощание. Прощание с миром, который он знал с детства (сам Голсуорси происходил из очень состоятельной семьи юристов и merchants) и который уже никогда не вернется.

---

Часть 2: Мир Форсайтов. Анализ ключевых тем и образов

2.1. Центральная тема: Собственность против Красоты и Страсти

Это главный конфликт всей саги, воплощенный в противоборстве двух главных антагонистов-протагонистов: Сомса Форсайта и Ирэн Форсайт (Херон).

Сомс Форсайт — «человек собственности», живое воплощение форсайтизма. Он — успешный солиситор (специалист в области права), расчетливый, холодный, невероятно практичный. Для него весь мир делится на собственность и не-собственность. Он хочет обладать всем: акциями, недвижимостью, предметами искусства и, наконец, самой прекрасной вещью в его коллекции — женой, Ирэн. Его трагедия в том, что он искренне не понимает, почему к живому человеку нельзя относиться как к картине или участку земли. Его любовь к Ирэн — это любовь собственника к своей самой ценной собственности, и именно это чувство отталкивает от него жену. Голсуорси проводит с Сомсом огромную работу: из бездушного антигероя первой книги он постепенно, через страдания, унижения и потери, превращается в глубоко трагическую, одинокую и даже в какой-то мере вызывающую сочувствие фигуру.

Ирэн — полная его противоположность. Она олицетворяет Красоту, Гармонию, Свободу и все то, что нельзя купить, оценить и положить в банковскую ячейку. Она не имеет состояния, ее сила — в ее обаянии, уме и неземной, несколько отстраненной красоте. Ее брак с Сомсом — насилие над ее природой. Ее бунт — это бунт живой души против вещности, чувства — против расчета. Примечательно, что Голсуорси почти не дает нам доступа к ее внутренним монологам. Мы видим ее глазами других Форсайтов, и особенно Сомса. Она остается загадкой, почти символом, что усиливает ее конфликт с миром, где все должно иметь ценник.

Их брак — это поле битвы двух непримиримых начал, а знаменитый дом Робин-Хилл, который Сомс строит для Ирэн, становится символом этого неудачного союза: он должен был быть воплощением их счастья, но стал памятником несчастью.

2.2. Семья как микрокосм

Клан Форсайтов — это не просто фон, а коллективный персонаж. Голсуорси мастерски изображает семейные собрания, чаепития, сплетни, солидарность перед лицом внешней угрозы (как правило, в лице Ирэн или художника Босини) и внутренние распри. Через историю семьи автор показывает эволюцию всего английского общества.

· Старшее поколение (Джолион, Свизин, Джеймс, Энн, Тимоти и др.) — чистые форсайты, дети своей эпохи. Они пережили голодные 40-е годы XIX века, что навсегда заложило в них страх перед бедностью и жажду накопления.

· Поколение «середины» (Сомс, молодой Джолион, Уинифрид, Джун) — находятся в точке разлома. Они унаследовали форсайтовские качества, но уже подвержены сомнениям, способны на нерациональные поступки (как молодой Джолион, бросивший семью ради другой женщины) и мучаются от внутренних конфликтов.

· Младшее поколение (Флер, Джон, Холли) — это уже почти «постфорсайты». Они выросли в относительной роскоши и безопасности, для них собственность — данность, а не цель жизни. Их волнуют не деньги, а любовь, самореализация и поиск места в послевоенном мире, который кажется им бессмысленным («потерянное поколение»).

2.3. Эволюция Сомса Форсайта: от антигероя к трагической фигуре

Путь Сомса — одна из величайших заслуг Голсуорси. Автор не меняет характер своего героя — он раскрывает его с новых сторон, заставляя читателя пересмотреть свое первоначальное отношение.

1. В «Собственнике» он — антагонист. Его преследование Ирэн, его сделка с Босини (он платит тому за оформление дома Робин-Хилл, по сути, «покупая» его общение с собственной женой), его неспособность понять отказ от «прав собственника» вызывают отторжение.

2. В «Последнем лете Форсайта» и «В петле» мы видим его страдание. Он по-своему любит свою дочь Флер, и это чувство лишено расчета и собственничества. Его унижение из-за развода, его одиночество и его упорное, почти слепое стремление вернуть себе «утраченную собственность» (дочь, которую он хочет отобрать у Ирэн) уже видятся как трагедия человека, который не умеет любить иначе.

3. В «Сдается внаем» и особенно в «Современной комедии» он становится фигурой почти патриархальной. Он — хранитель форсайтовских ценностей в мире, где они обесценились. Его борьба за счастье Флер, его понимание, что деньги не могут решить все, его тихое отчаяние от осознания, что он проиграл битву за Ирэн еще десятилетие назад, вызывают глубокую жалость. Он, великий собственник, в итоге теряет все, что по-настоящему хотел иметь: любовь Ирэн, семейное счастье и, наконец, саму жизнь (он погибает, спасая из огня портрет той самой Ирэн, которую так и не смог понять).

2.4. Второстепенные персонажи как ключ к эпохе

· Молодой Джолион: Двоюродный брат Сомса, своего рода «анти-Форсайт». Художник, богема, он порывает с семьей, но в итоге находит свой путь. Он олицетворяет компромисс между форсайтовским миром и миром чувств. Именно он, как alter ego самого Голсуорси, часто выступает в роли мудрого наблюдателя и комментатора происходящего.

· Джун Форсайт: Внучка старого Джолиона, невеста Босини. Наивная, решительная, полная энтузиазма, она представляет собой тип новой, независимой женщины, еще не до конца сформировавшийся.

· Флер и Джон: Дети враждующих линий (Сомса и Ирэн/Джолиона). Их трагическая любовь, запрещенная из-за старой вражды родителей, — это прямой перенос конфликта собственности и красоты в новое поколение, где он принимает форму почти шекспировской истории типа «Ромео и Джульетта».

· Босини: Архитектор и художник, «полукровка» (наполовину итальянец), человек без происхождения и состояния. Он — воплощение богемы, искусства, непрактичности и той самой угрозы миру Форсайтов. Его судьба трагична: он становится жертвой столкновения двух мировоззрений.

---

Часть 3: Художественное мастерство Голсуорси. Почему это шедевр?

Успех «Саги о Форсайтах» обусловлен не только масштабом замысла, но и высочайшим литературным мастерством.

· Ирония и психологизм: Голсуорси не морализирует напрямую. Он с тонкой, порой горькой иронией описывает своих героев, их слабости и заблуждения. Его психологизм не заключается в прямых объяснениях мотивов. Он показывает характер через детали: через походку, манеру речи, отношение к деньгам, интерьер дома. Диалоги Форсайтов — это шедевр социальной сатиры, где за светской беседой скрываются подозрения, расчет и страх.

· Символика: Практически каждая деталь в романе работает на идею.

· Дом Робин-Хилл — символ несбывшихся надежд, краха брака, а позже — примирения и новой жизни (для Джолиона и Ирэн).

· Коллекция Сомса — символ его форсайтовской сущности.

· Перчатки Ирэн — символ ее недоступности и тайны.

· «Белая обезьяна» (картина в одноименном романе) — символ опустошенности и бессмысленности жизни «потерянного поколения».

· Чувство времени: Голсуорси виртуозно передает дух времени. Смена эпох чувствуется во всем: в манере одеваться, говорить, в интерьерах, в темах разговоров. От чопорной Викторианской эпохи мы плавно переходим к раскрепощенным, но ценичным 1920-м годам, и автор проводит нас через эту трансформацию вместе с его героями, которые стареют и пытаются адаптироваться.

---

Часть 4: Наследие и Актуальность. Почему «Сагу о Форсайтах» читают сегодня?

Спустя сто лет после публикации история Форсайтов не просто остается в списках обязательной классики, а продолжает находить отклик у современного читателя. Почему?

1. Внеисторичность конфликтов: Конфликт между долгом и чувством, расчетом и страстью, желанием стабильности и жаждой свободы вечен. История несчастного брака Сомса и Ирэн, запретной любви их детей — это истории, которые повторяются в каждом поколении, просто в других декорациях.

2. Тема собственности: В современном потребительском обществе «форсайтизм» проявился с новой силой. Стремление к обладанию — будь то айфон последней модели, автомобиль премиум-класса или дом в престижном районе — по-прежнему управляет многими людьми. Голсуорси заставляет задуматься: а не относимся ли мы к другим людям и даже к самим себе как к собственности, к активу?

3. Кризис института семьи: Распри между родственниками, сложные взаимоотношения отцов и детей, разводы, борьба за наследство — все это делает сагу удивительно современной. Семья Форсайтов на своих собраниях очень напоминает современные семейные чаты со их ссорами и сплетнями.

4. Психологическая глубина: Голсуорси не создает плоских «злодеев». Сомс, один из самых сложных персонажей в литературе, вызывает одновременно и отвращение, и сочувствие. Эта амбивалентность очень созвучна современному взгляду на мир, где нет черного и белого, а есть множество оттенков серого.

Экранизации

Феномен саги был подкреплен блестящими экранизациями. Особенно стоит отметить 26-серийный фильм BBC 1967 года, который стал культурным событием не только в Британии, но и во многих других странах (в СССР его показ тоже стал сенсацией). Более современная и не менее успешная экранизация ITV 2002-2003 годов с Дэмиеном Льюисом в роли Сомса и Джиной Макки в роли Ирэн познакомила с историей Форсайтов новое поколение зрителей. Обе экранизации с уважением отнеслись к первоисточнику и сумели донести его главные идеи.

---

Заключение: Нестареющая хроника человеческих страстей

«Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси — это больше чем литература. Это фундаментальное исследование человеческой природы, запечатленное на фоне одного из самых интересных периодов в истории. Это книга о том, как любовь, ревность, жадность и страх движут людьми и целыми семьями. О том, как трудно быть свободным в мире, который помешан на собственности. И о том, как даже самый черствый и расчетливый человек способен к любви и самопожертвованию, даже если он делает это неумело и трагично.

Голсуорси не даёт готовых ответов. Он не призывает разрушить мир Форсайтов — он призывает понять его, увидеть его силу и его слабость. И в этом понимании — ключ к пониманию не только викторианской Англии, но и самих себя. Именно поэтому, перелистывая последнюю страницу этой грандиозной эпопеи, мы испытываем не просто удовлетворение от прочитанного, а чувство, что стали свидетелями чего-то огромного и настоящего — настоящей Жизни во всех ее противоречиях, красоте и боли.

Весь аудиоцикл Джона Голсуорси "Сага о Форсайтах" можно послушать на нашем канале -

Джон Голсуорси цикл ″Сага о Фарсайтах″ - аудиокниги – смотреть плейлист, все 10 видео подборки от "Клуб любителей аудиокниг" онлайн в хорошем качестве на RUTUBE (542117)