В августе 1965 года состоялась премьера первого поколения Ford Bronco – одного из самых известных американских внедорожников. Пять лет назад фордовцы возродили былую модель, которая по случаю круглой даты обзавелась юбилейной спецверсией – с ее помощью создатели напомнили и об истории этого легендарного вездехода.
Первый Bronco задумывался в качестве конкурента успешным внедорожникам Jeep CJ-5, «гражданского» потомка знаменитой армейской машины Willys MB и International Harvester Scout, вышедшего на рынок в 1961 году.
«Дикий скакун» на раме
Bronco в переводе означает «дикий скакун, необъезженная лошадь», но первое поколение внедорожника также известно под прозвищем Goat (т.е. «козел») – это производное от аббревиатуры G.O.A.T., кодового обозначения модели. Расшифровывается она как Go Over All Terrain: внедорожник, по словам создателей, мог «ездить почти везде и делать почти все».
«Это не обычный легковой автомобиль и не грузовик, а транспортное средство, сочетающее в себе лучшее из обоих миров», – так охарактеризовал Bronco Дональд Фрей, тогдашний вице-президент и главный инженер Ford. Тогда же в обиход вошел термин Sports Utility Vehicle (SUV), т.е. «спортивно-утилитарный автомобиль» – к слову, в Америке эта модная нынче формулировка используется для обозначения не только паркетников, но и рамных внедорожников.
Компания сразу же взялась за раскрутку и рекламу машины, для которой предлагался широкий набор различных фирменных аксессуаров и оборудования. Первоначально Bronco предлагался с тремя вариантами кузова – трехдверный Wagon, пикап и родстер, который, впрочем, уже в 1968 году был снят с производства из-за низких продаж. Все версии оснащались 105-сильной рядной «шестеркой» 2.8, 3-ступенчатой механикой и полным приводом. Примечательно, что спереди была установлена пружинная подвеска (вместо листовых рессор).
В 1966 году в гамме Bronco появился 4,7-литровый V8 мощностью 200 л.с., позже объем двигателя был увеличен до 4,9 л. Модернизация 1973 года принесла внедорожнику гидроусилитель руля, предлагавшуюся в качестве опции автоматическую коробку передач и новую 3,3-литровую «шестерку».
По плану следующее поколение Bronco должно было выйти на рынок в 1974 году, но из-за нефтяного кризиса дебют был отложен до 1978 года. При его создании конструкторы использовали проверенные технические решения – рамное шасси пикапа F-100, неразрезные мосты и V-образные «восьмерки» 5.8 и 6.6 под капотом.
Со сменой поколений внедорожник укрупнился в габаритах, в списке опций появились кондиционер и AM/FM-радио. Второй Bronco выпускался всего два года, достигнув при этом внушительных объемов продаж: за столь короткое время Ford реализовал более 180 000 экземпляров.
В 1980 году дебютировало третье поколение, базирующееся на укороченном шасси пикапа F-150. Машина стала легче и экономичнее, а вместо неразрезной балки спереди использовалась независимая подвеска Twin-Traction Beam. За семь лет производства под капотом внедорожника побывали рядная «шестерка» 4.9, V8 такого же объема и два варианта V8 объемом 5,8 л.
Нашлось место и для младшего
В 1983 году в семействе появилась младшая модель Bronco II на агрегатах пикапа Ranger. Она отличалась более компактными габаритами и иной моторной гаммой, включавшей четырехцилиндровый турбодизель, предлагался полный или задний привод. Bronco II так и не смог превзойти по популярности своего «большого брата» – в 1990 году ему на смену пришел Explorer.
Bronco же задержался на рынке до 1996 года, сменив еще два поколения. Четвертое было представлено в 1987 году – тогда у внедорожника появилась ABS, двигатели обзавелись электронным впрыском топлива, стала доступна 5-ступенчатая механика.
Пятое поколение Bronco появилось в 1992 году. Уже в «базе» внедорожник располагал водительской подушкой безопасности и трехточечными ремнями безопасности, а в богатых комплектациях была доступна кожаная обивка сидений. Общий тираж Bronco за 31 год выпуска составил 1,5 миллиона экземпляров. Одной из причин прекращения производства модели стал падающий спрос на компактные трехдверные внедорожники – в итоге на конвейере он уступил место полноразмерному Expedition. А пятидверный кузов у Bronco появится четверть века спустя.
Bronco: возрождение
После долгого перерыва модель с историческим именем вернулась в каталог Ford. К слову, компания долго решалась на этот шаг, поскольку в виде концепта новый Bronco был показан еще в 2004 году.
О возрождении Bronco американский автогигант объявил в начале 2017 года, а чтобы еще больше раздразнить ожидающих, дебют несколько раз переносился. Изначально он был запланирован на весну 2020 года, но в итоге серийное производство шестого поколения Bronco началось только в 2021 году (в том числе и из-за сложностей в связи с пандемией). Вместе с внедорожником дебютировал и кроссовер Bronco Sport, но этот автомобиль слеплен из другого теста – из общего с рамным Bronco у него только историческое название и схожая стилистика.
Ностальгия по шестидесятым
Пришло время отпраздновать 60-летие Bronco. Отметить юбилей одной из своих знаковых моделей в Ford решили в том числе и выпуском специальной версии под названием 60th Anniversary. Создана она как дань уважения классическому Bronco, поэтому имеет множество стилистических отсылок к модели первого поколения, включая 17-дюймовые колеса оригинального дизайна с шинами Goodyear внешним диаметром 35 дюймов.
На выбор – модификации с турбомоторами EcoBoost: это «четверка» 2.3 (300 л.с.) или V6 2.7 (330 л.с.). Внедорожный пакет Sasquatch (увеличенный дорожный просвет и блокировки межколесных дифференциалов) – стандартное оснащение. В США продажи Bronco 60th Anniversary стартуют в октябре, прайс-лист на юбилейные машины объявят позже.
]]>