В 1920 году на Ближнем Востоке, в Сирии, как это и до сих пор случается, вспыхнул локальный конфликт. Арабские племена подняли вооружённое восстание, надеясь получить себе независимость на обломках Османской империи.
Англичане, готовясь к усмирению мятежников, приказали солдатам-индусам рыть траншеи на правом берегу Евфрата, вблизи современного города Сальхиях.
Неожиданно в одном месте, куда ударила лопата из-под земли показалась фигура сирийского священника.
Это было удивительной красоты настенное изображение.
Немного времени спустя подоспевшие ученые-археологи начали откапывать одну за другой в разных частях местности великолепные, яркие и прекрасно сохранившиеся фрески. Люди на фресках, найденных под землей, были изображены фронтально , в полный рост и будто выходили из прошлого на свет нового времени.
Так был обнаружен когда-то очень известный на Ближнем Востоке и богатейший город Дура-Эвропос.
Артефактов под землей было найдено столько, что, с легкой руки журналистов, это место стали называть Помпеи сирийской пустыни.
Античный Дура-Эвропос, существовавший примерно с 300 года до н. э. до 256 года. н.э был очень многонационален. Об этом говорят найденные надписи на множестве разных языков: греческом, латыни, иврите, различных арамейских диалектах, парфянском, среднеперсидском и сафаитском. Здесь в мире жили люди не только самого разного происхождения, но и различной веры. От парфянского времени в городе сохранились многочисленные храмы: Баала, Артемиды-Нанайи, Атаргатис, Зевса Кюриоса, «Пальмирских богов». В последующий римский период здесь была еще христианская община с храмом и синагога.
Христианский храм III в н.э, а вернее, домовая церковь, принадлежавшая одному из богатых и влиятельных жителей Дура-Эвропос, является сегодня самым древним христианским храмом в мире, а его фрески самыми первыми из обнаруженных на сегодняшний день христианских изображений!
Фрески домовой церкви считаются также древнейшими из известных памятников христианского искусства, имеющих определенную программу сцен в одном конкретном помещении культового назначения. Здесь и «добрый пастырь» с овцой на плечах и с большим стадом вокруг, под ним — небольшие фигурки Адама и Евы по сторонам от райского дерева, и сцены , изображающие хождение Христа по водам, спасение Петра, исцеление расслабленного, Христос, разговаривающий с самаритянкой у колодца, исцеление, совершенное в субботу, битва Давида с Голиафом, а также сцена с двумя женщинами, которых чаще всего идентифицируют, как жен-мироносиц.
Многочисленные фрески , найденные в хорошо сохранившейся и откопанной археологами синагоге Дура-Европос, подтверждают, также впервые, что иудаизм позволял раннее настенную живопись с изображением людей, что совершенно не приемлемо, как мы знаем, в этой религии сегодня!
Сохранились фрески и в языческих храмах. В «Храме Пальмирских богов» были найдены большие композиции ритуальных жертвоприношений, в храме Митры обнаружена дважды повторенная редкая сцена охоты Митры на оленей и вепря в парфянской иконографии и отдельные эпизоды из его жизни, фигуры так называемых «пророков» в парфянских костюмах.
Сходство, иногда буквальное, ряда фресковых композиций в синагоге с иконографией многих сцен в раннехристианском и языческих храмах доказывает существование общего поля иконографического творчества в эту эпоху. Ученые относят его к парфянской традиции, которую позже переняла Византия.