Начинается новый учебный год. И любящим родителям хочется найти подходящие кружки для своего ребёнка. Я как педагог часто слышу от родителей детей вопрос «Как вы думаете, стоит моему ребёнку заниматься рисованием или нет?». Именно этот вопросу я и хотела уделить внимание в этой статье.
Итак, как понять действительно принесут какие-то плоды уроки рисования или нет? Есть ли у вашего ребёнка способности для этого? Ни для кого не секрет, что мы живём в обществе, в котором хочется получать результат от своих вложений, и к своим детям тоже стали относится как к предмету для инвестиций. Мы ждём от ребёнка как от вклада в банке, что если мы платим за образование нашего сына или дочки деньги и время, то он должен потом вернуть нам «с процентами» в виде престижной, оплачиваемой работы, статуса. Я не буду вас обманывать – выбор профессии в сфере искусства всегда риск, который окупается часто только удовольствием человека от того, что он делает. Для многих покажется, что этого как-то мало. Для меня, как для представителя такого странного «вида» это условие для жизни, как воздух. Я часто вижу в транспорте и на улице много людей несчастных от того, что им каждое утро приходится вставать рано и посвящать целый день работе, которую они не любят, чтобы прокормить семью. Также я знаю хороших художников с разным уровнем жизни, дохода. Многие из них живут весьма скромно, но при этом всём, они странным образом счастливы. А какой родитель не пожелает своему ребёнку счастья и свободы? Если ваш интерес к искусству не отбил мой рассказ, и вы и дальше хотите понять стоит ли вашему ребёнку заниматься рисованием или нет, то продолжим.
Во-первых, о том есть у ребёнка художественные способности или нет, можно говорить с 8 лет, в силу особенностей возрастного развития. Вы, наверное, замечали, что многие дошкольники создают удивительные работы, как будто они гении. Но возраст «гениальности» проходит, и многие дети либо просто охладевают к рисованию, либо начинают рисовать весьма посредственные вещи. Чаще всего дети – «маленькие художники» (назовем их так) сами проявляют интерес к рисованию. Они с упоением рисуют в свободное время, они хорошо концентрируют внимание на самом процессе творчества. Многие из них сами просят родителей, чтобы они отдали их на кружок по рисованию. Родителям таких детей по началу, достаточно предлагать новые для ребёнка художественные материалы. Наслаждения ребёнка от процесса творчества – это веский и, лично для меня, как для педагога и художника, основополагающий мотив чтобы задуматься отдать ребёнка в художественную школу или студию. «Маленькие художники» очень эмоциональны, впечатлительны. Не обязательно это выражается слезами и истериками, бывает и наоборот – ребёнок с виду спокойный и покладистый, но внутри он может сильно и подолгу что-то переживать.
Этим детям нужно больше внимания, чем остальным. Будучи сами эмпатичными, «маленькие художники» нуждаются в глубоком эмоциональном общении и понимание, в особенности от родителей. А нам, с нашим бешеным ритмом жизни часто не дать того необходимого внимания для таких детей. «Маленькие художники» очень ранимы и обидчивы – одно неудачно сказанное слово может сильно расстроить их. Это то, с чем я часто сталкиваюсь в своей практике – критика не всегда может быть положительно принята ребёнком. Надо очень хорошо почувствовать, готов ли сейчас ребёнок к ней, или стоит пока работать методом «пряника», а «кнут» припрятать на потом. Это не говорит о том, что надо восторгаться каждой кляксой ребёнка, но надо находить реальные вещи, за которые можно похвалить «маленького художника». Это как топливо, мотивация для ребёнка, чтобы дальше совершенствовать свой талант.
Итак, что делать, если вы нашли в вашем ребёнке признаки «маленького художника»?
Во-первых – нужно порадоваться, у вас замечательный ребёнок, и обязательно поделиться с ним какой он удивительный.
Во-вторых – теперь вы знаете, как проводить свободное время со своим сыном и дочкой. Теперь вы можете посещать с ним выставки. Если в вашей семье нет такой традиции, то не стоит ребёнка сразу утомлять длинными экскурсиями. Для начала достаточно просто пройтись по выставке, обратив внимание «маленького художника» на то, что вас или его заинтересовало.
Если ваш ребёнок давно хочет учится рисовать, то вы можете спокойно отдать его на кружок рисования. Сейчас очень широкий спектр художественных студий, поэтому у вас есть выбор. Важно найти педагога, с которым у ребёнка сложился бы хороший контакт. А дальше просто наблюдать к какому виду изобразительного искусства больше склонен ваш «маленький художник».
Может быть ему больше нравится рисунок, или керамика или у вас растёт будущий архитектор? Возможно, это даже и не станет его профессией, но он или она смогут со вкусом подобрать себе одежду или создать уютный и гармоничный интерьер своего дома.
Занятия творчеством обогащают внутренне, делают человека гармоничнее и служат своего рода терапией в разные моменты жизни, когда человек может сам регулировать свои состояния через искусство.