Фейковые новости, «альтернативные факты» и «постправда» кажутся продуктом цифровой эпохи, но корни этой проблемы уходят в XIX век. Уже тогда сенсационные заголовки и передёргивание фактов работали так же, как сейчас в соцсетях.
В конце 1890-х в Нью-Йорке разгорелась настоящая «война газет» между Джозефом Пулитцером (New York World) и Уильямом Рэндольфом Хёрстом (New York Journal). Чтобы завоевать аудиторию, редакции шли на всё: громкие заголовки, шокирующие иллюстрации, эмоциональные тексты и откровенные манипуляции.
Пиком «жёлтой прессы» стало освещение гибели американского корабля USS Maine 15 февраля 1898 года в Гаванской бухте. Газеты обвиняли Испанию без доказательств, и их публикации сильно повлияли на общественное мнение, подталкивая США к участию в испанско-американской войне.
Статья с подробным описанием создания этого сюжета.
Интересно, что само выражение «жёлтая журналистика» появилось из-за популярного комикса The Yellow Kid («Жёлтый малыш»). Его автор, Ричард Ауткоулт, сначала печатался у Пулитцера, затем ушёл к Хёрсту, а Пулитцер нанял нового художника и продолжил выпускать комикс параллельно. Так «Жёлтый малыш» стал символом безжалостной конкуренции и журналистских скандалов.
К концу 1890-х страсти улеглись, но сенсации из новостей не исчезли. Сегодня, как и век назад, медиа борются за внимание — броскими заголовками, яркими картинками и шок-контентом.