Найти в Дзене

15 лучших артхаусных фильмов

Все любят хорошие блокбастеры, но в сердцах киноманов особое место занимают артхаусные фильмы. Это, как правило, независимые фильмы, снятые с меньшим бюджетом и с более интимным подходом, чтобы привлечь внимание определенной ниши, а не массовой аудитории. Они обычно экспериментальны и продиктованы авторским голосом режиссера, стоящего у руля, исследуя сложные и даже провокационные, но интригующие темы. Во всем мире многие художественные голоса из неанглоязычных стран переосмыслили понятие артхаусного фильма. От поэтических режиссеров, таких как Андрей Тарковский и его «Сталкер», до латиноамериканских икон, таких как Альфонсо Куарон и его «И твоя мама тоже», существует множество зарубежных артхаусных шедевров, которые прошли испытание временем. Они являются окном в другие реальности, порталом, который переносит зрителей в совершенно иной мир художественного кино. Японский мастер кино Ясудзиро Озу был одним из самых ярких режиссеров в истории киноиндустрии. Известный своими натуралистичн
Оглавление

Все любят хорошие блокбастеры, но в сердцах киноманов особое место занимают артхаусные фильмы. Это, как правило, независимые фильмы, снятые с меньшим бюджетом и с более интимным подходом, чтобы привлечь внимание определенной ниши, а не массовой аудитории. Они обычно экспериментальны и продиктованы авторским голосом режиссера, стоящего у руля, исследуя сложные и даже провокационные, но интригующие темы.

Во всем мире многие художественные голоса из неанглоязычных стран переосмыслили понятие артхаусного фильма. От поэтических режиссеров, таких как Андрей Тарковский и его «Сталкер», до латиноамериканских икон, таких как Альфонсо Куарон и его «И твоя мама тоже», существует множество зарубежных артхаусных шедевров, которые прошли испытание временем. Они являются окном в другие реальности, порталом, который переносит зрителей в совершенно иной мир художественного кино.

«Токийская история» (1953)

Японский мастер кино Ясудзиро Озу был одним из самых ярких режиссеров в истории киноиндустрии. Известный своими натуралистичными и медленно развивающимися повествованиями о реальных человеческих конфликтах, снятыми с помощью одной из самых незаметных кинематографических техник в азиатском кино, Озу был одним из самых влиятельных авторов, когда-либо появившихся в Японии. Его самый популярный фильм, пожалуй, лучший, — «Токийская история» о пожилой паре, которая приезжает в город к своим детям и внукам, где обнаруживает, что они, возможно, не так желанные гости, как хотелось бы.

«Токийская история» — один из лучших и самых влиятельных фильмов 50-х годов, рассказывающий глубоко трогательную историю с душераздирающей эмоциональной силой, снятую настолько сдержанно, что это делает ее еще более слезливой. В нем во всей красе проявлены все величайшие художественные навыки режиссера, и хотя его медленный темп и простая история могут не понравиться широкой аудитории, для тех, кто интересуется творчеством Озу, это фантастическое введение в его стиль.

«Ненависть» (1995)

-2

Существует бесчисленное множество выдающихся французских фильмов, которые все киноманы должны посмотреть хотя бы раз в жизни, и «Ненависть», без сомнения, является одним из лучших. Этот культовый фильм с политическим подтекстом, получивший самую высокую оценку среди французских фильмов на Letterboxd и 18-е место в общем рейтинге сайта, с годами только приобрел актуальность и влияние.

Игра актеров невероятно впечатляет, а режиссура Матье Кассовица отличается огромной силой, наполняя повествование неотразимо увлекательным стилем. Однако это не одна из тех культовых жемчужин, в которых стиль преобладает над содержанием; «Ненависть» имеет отличный сценарий, полный увлекательных тем и глубоких эмоций. Этот тонкий и амбициозный фильм — один из лучших фильмов 1990-х годов.

«Один и два» (2000)

-3

Покойный Эдвард Янг, пожалуй, был величайшим тайваньским режиссером всех времен, но он успел снять только семь полнометражных фильмов, прежде чем в 2007 году умер от рака толстой кишки. Один из его лучших фильмов — «Один и два», одна из самых трогательных драматических картин, когда-либо снятых. Даже тем, кто обычно не любит медленные фильмы, сосредоточенные на персонажах, стоит посмотреть «Один и два».

В конце концов, нечасто режиссеру удается с такой художественной ловкостью запечатлеть красоту и очарование обыденности и повседневной жизни. «Один и два» — милый, нежный и заставляющий задуматься фильм, глубоко трогающий эмоционально, но при этом не уклоняющийся от своего наблюдательного тона. Сама жизнь может быть однообразной, но фильмы, отражающие эту однообразность, могут только надеяться быть такими же увлекательными, как этот.

«Город Бога» (2002)

-4

Бразильское кино полно недооцененных жемчужин, которые обычно остаются незамеченными для небразильской аудитории, но не «Город Бога». Эта классика независимого кино, один из лучших международных фильмов последних трех десятилетий, имел потрясающий успех во всем мире — и не без причины. Абсолютно мучительный, но никогда не впадающий в категорию «травматического порно», это мрачный и сложный взгляд на историю взросления в трущобах Рио.

Тревожный тон фильма и отсутствие страха в показе всевозможных шокирующих сцен определенно делают его драмой, не подходящей для слабонервных, но тем, кто настроен на лучшее, что может предложить южноамериканское артхаусное кино, стоит посмотреть «Город Бога» в какой-то момент. Тематически нюансированный, многослойный по тону, великолепно написанный и снятый, это классика каждого жанра, к которому он относится.

«И твою маму тоже» (2001)

-5

Массовое кино, как правило, боится фильмов с откровенными сценами и интимными отношениями, поэтому артхаус — идеальное место для них. Альфонсо Куарон доказал это с фильмом «И твою маму тоже», одним из самых любимых мексиканских фильмов международной аудитории. Фильм рассказывает о двух подростках и женщине постарше, которые отправляются в путешествие, которое учит их кое-чему о жизни, друг о друге и о себе.

На первый взгляд, «И твою маму тоже» — сексуальный и веселый фильм, но по мере развития сюжета он становится эмоционально опустошающим. Под этой поверхностью скрывается мощная критика политического и социально-экономического положения Мексики того времени, которую могут оценить и насладиться зрители любой национальности. Это чрезвычайно сильный фильм с тремя исключительными главными ролями Марибель Верду, Гаэля Гарсия Бернала и Диего Луны, доказывающий, что нет ничего плохого в фильмах, которые не боятся быть немного откровенными, особенно если сексуальность используется для изучения психики персонажа.

«Яркий летний день» (1991)

-6

Нет никаких сомнений: «Яркий летний день» — это, пожалуй, лучший фильм Эдварда Янга. Это одна из лучших артхаусных эпопей всех времен, почти четырехчасовая криминальная драма о подростках, основанная на реальной истории конфликта между двумя молодежными бандами. Столкновение между главой одной из банд и девушкой 14-летнего мальчика приводит к жестокому кульминационному моменту.

Этот мощный фильм о взрослении может и происходит в Тайбэе, но темы «Яркого летнего дня» близки любому, кто когда-либо сталкивался с проблемами идентичности и конфликта поколений. Продолжительность фильма, безусловно, пугает, но те, кто готов терпеливо наблюдать за развитием увлекательных персонажей и сюжета Янга, получат в награду вечную классику, которая надолго останется в их памяти.

«Седьмая печать» (1957)

-7

Ингмар Бергман, пожалуй, величайший и самый известный шведский кинорежиссер, который когда-либо жил, и на то есть веские причины. Один из самых влиятельных кинорежиссеров в истории, он на протяжении всей своей карьеры создавал шедевр за шедевром, и все они оставили неизгладимый след практически на всех режиссерах артхаусного кино, которые работали после Бергмана. Однако есть один из его фильмов, который, без сомнения, является самым известным из всех. Это, безусловно, «Седьмая печать».

«Седьмая печать» — одно из самых красивых, поэтичных и заставляющих задуматься исследований смерти и молчания Бога, которые когда-либо предлагало кино. Этот фильм — доказательство того, что артхаус может быть очень увлекательным, не жертвуя при этом своим медленным темпом и экспериментальными качествами. Это увлекательный шедевр как в интеллектуальном, так и в духовном плане, и, конечно же, не помешает то, что его черно-белые визуальные эффекты настолько поразительно красивы.

«Иди и смотри» (1985)

-8

Возможно, это не совсем фильм ужасов, но «Иди и смотри» — пожалуй, самый ужасающий артхаусный фильм, когда-либо снятый. Действие происходит во время Второй мировой войны и рассказывает о мальчике, который находит винтовку и присоединяется к советскому сопротивлению против немецких войск. Переживать ужасы и зверства войны глазами ребенка (особенно такого, которого так безупречно играет Алексей Кравченко) — действительно мучительное испытание.

То, как режиссер Элем Климов изображает русскую деревню как жестокий и непредсказуемый ад, вызывает восхищение и ошеломляет. По мере того как душа Флера постепенно извращается и развращается в условиях разгорающейся войны, зрители вынуждены смотреть одни из самых неприятных сцен в своей жизни. Это может быть нелегким опытом, но «Иди и смотри» абсолютно стоит усилий благодаря своей силе и готовности столкнуться с некоторыми из самых мрачных аспектов человеческого опыта.

«Святая гора» (1973)

-9

Чилийско-французский режиссер и художник Алехандро Ходоровски — это, безусловно, автор, к которому нужно привыкнуть, но его вклад в определение и переосмысление кинематографического сюрреализма неоспорим. «Святая гора» — это заставляющая почесать голову работа, которую обычно считают его лучшей. В коррумпированном мире, питаемом жадностью и не подчиняющемся обычным правилам реальности, могущественный алхимик ведет мессианскую фигуру и семерых ярких персонажей к Святой горе, где они обретут просветление.

Странная, графичная, великолепная и трансцендентно духовная, «Святая гора» — это работа мастера, полностью владеющего своим ремеслом. Фильм — это чистая и неограниченная артхаузная красота, не боящаяся вызывать споры своими темами религии и присущей человечеству коррупции или тем, как он их изображает. Познакомиться с творчеством Ходоровского новичку всегда будет сложно, но можно начать с его шедевра.

«Яйцо ангела» (1985)

-10

Продолжительность фильма «Яйцо ангела» составляет всего 71 минуту, но это настоящий сюрреалистический аниме-рай. Этот фильм, насыщенный аллегориями и визуально потрясающий, рассказывает о таинственной девушке, блуждающей по пустынному, неземному ландшафту с большим яйцом в руках. Видение режиссера Мамору Осии о материнстве, женственности и связи между снами и реальностью глубоко провокационно и захватывающе, но «Яйцо ангела» оставляет безграничное пространство для других интерпретаций своего сюжета.

Благодаря невероятной анимации, запоминающейся музыке и звуковому оформлению, а также увлекательному сюжету, это один из лучших и самых амбициозных анимационных артхаусных фильмов всех времен. Его непостижимые образы и обильное использование сюрреализма могут быть немного сложны для широкой аудитории, особенно для тех, кто не привык к таким неуловимым сюжетам. Однако короткая продолжительность фильма значительно облегчает мотивацию к интерпретации всего, что происходит на экране.

«Персона» (1966)

-11

Мастер медленного, глубоко интроспективного артхаусного кино, Ингмар Бергман снял такие фильмы, как «Персона», одну из самых сильных картин, созданных европейской киноиндустрией. Этот фильм, вероятно, является его шедевром и рассказывает о медсестре, которой поручено ухаживать за немой актрисой, и о странных отношениях, которые начинают складываться между ними.

Биби Андерссон и Лив Ульман, постоянные соратницы Бергмана, просто потрясающи в своих ролях. Они создают персонажей, которые столь же загадочны, сколь и очаровательны, идеально воплощая темы двойственности и женственности, затронутые в повествовании. «Персона» — безусловно, самая сюрреалистическая работа режиссера, в которой странные образы и загадочные сцены пронизывают историю, которую нужно посмотреть как минимум дважды.

«Сатанинское танго» (1994)

-12

Это потрясающее произведение искусства само по себе, но фильм венгерского режиссера Белы Тарра «Сатанинское танго», вероятно, наиболее известен тем, что его продолжительность составляет почти 7 с половиной часов. В его сюжете жители разваливающегося колхоза видят, как их оптимистичные планы превращаются в отчаяние, когда Иримиас, бывший коллега, которого они считали мертвым, возвращается в общину.

Визуально великолепный, мастерски снятый и полностью уверенный в своем ледяном темпе, «Сатанинское танго» — безусловно, одна из самых необычных драм, когда-либо появившихся на большом экране. Именно его преувеличенная продолжительность и медленный ритм усиливают темы социально-экономической борьбы и нигилизма, создавая квази-чистилище, которое поражает и совершенно выводит из себя. Эти и многие другие причины делают «Сатанинское танго» одним из лучших артхаусных фильмов всех времен.

«Сталкер» (1979)

-13

Андрей Тарковский, мастер медленного поэтического кино, был одним из величайших режиссеров, когда-либо появившихся в Советском Союзе. За свою карьеру он создал множество шедевров, но «Сталкер», в частности, является, вероятно, лучшим артхаусным научно-фантастическим фильмом, когда-либо снятым. В нем мужчина ведет писателя и профессора в таинственную зону под названием «Зона», где они ищут комнату, которая исполняет самые сокровенные желания своих посетителей.

Возможно, это не самый доступный фильм Тарковского, но «Сталкер» — однозначно один из его лучших. Его размышления на тему веры и зависимости от человеческих связей глубоко трогают и заставляют задуматься, а тонкие, но увлекательные элементы научной фантастики делают его удивительно интересным. С «Сталкером» Тарковский доказывает, что для того, чтобы научно-фантастический фильм был чрезвычайно сильным, ему не нужны эпические сражения космических кораблей или сложные технологические системы.

«Семь самураев» (1954)

-14

Сам факт, что можно утверждать, что «Семь самураев» не является артхаусным фильмом, только свидетельствует о том, насколько невероятно увлекательным на самом деле является этот трехчасовой эпический боевик. Тем не менее, все сходятся во мнении, что шедевр легендарного японского режиссера Акиры Куросавы — это действительно артхаус в его лучшем и самом захватывающем проявлении.

Ни одна секунда впечатляющего хронометража «Семь самураев» не пропадает зря. Каждая сцена, каждый момент, каждый вздох каждого персонажа кажется частью безупречного видения Куросавы. С точки зрения развлекательной ценности, это неотразимо увлекательный фильм; с точки зрения тематической глубины, в нем есть многое, над чем можно поразмышлять и что можно проанализировать; а с технической точки зрения, это один из самых виртуозных фильмов своей эпохи. «Семь самураев», абсолютно неподвластный времени, состарился как хорошее вино.

«Андрей Рублев» (1966)

-15

Хотя «Сталкер» является самой популярной работой Тарковского, «Андрей Рублев», вероятно, является его лучшей. В этой весьма нетрадиционной биографической картине режиссер исследует жизнь, творчество и страдания титульного иконописца из средневековой России. За чуть более трех часов экранного времени Тарковский успевает затронуть такие темы, как религия, искусство и жизнь, а также то, как эти три вещи на самом деле являются одним и тем же.

«Андрей Рублев» — не типичная историческая эпопея. Он медленный, имеет уникальную структуру и предполагает, что зрители перед просмотром обладают некоторыми поверхностными знаниями о средневековой русской жизни и искусстве. Однако это также один из лучших фильмов, когда-либо снятых. Его история завораживает и глубоко жизнеутверждающая, качество производства абсолютно потрясающее для советского фильма 60-х годов, а полное мастерство Тарковского в своем ремесле позволяет ему сделать фильм похожим на гигантское произведение чистого высокого искусства.