Найти в Дзене
Сергей Трохин

ЧАПАНЫ

Часть 7. 8 марта 1919 года. Ещё один очень длинный день…

Все иллюстрации и документы находятся в свободном доступе. При указании даты по старому стилю даётся примечание.

Использованная литература и материалы приведены в первой части.

При использование материалов я стараюсь сохранять сокращения и орфографию источника, если это не мешает пониманию.

Содержание, увы, предназначено только для 18+. Гражданская война, она такая…

с. Жегули аналогичной волости, Сызранского уезда Симбирской губернии. Тогда современное написание «Жигули» только начало изредка применяться. Около 2400 взрослого населения, около 600 дворов. 8 активных участников восстания.

Вид на Жегулёвские горы от Волги
Вид на Жегулёвские горы от Волги

В 2 часа утра 8 марта в Жегулевский сельский совет из села Усолья прибыла делегация из трёх человек, которые потребовали председателя сельского совета. Последнему прибывшие лица приказали собрать тот же час общее сельское собрание, что председатель, как бы тайно, не докладывая волостному исполкому, исполнил. На этом собрании прибывшие лица объяснили, что в с. Усолье и окрестных волостях и селениях по направлению к Новодевичью и за р. Волгу к Ягодному и Ставрополю идёт восстание крестьян, к которому должны присоединиться и крестьяне Жегулевской волости и передать это в другие соседние села и волости.

Современный вид Жегулей
Современный вид Жегулей

Собрание продолжалось до 4 часов утра, а в это время президиум волостного совета и комиссариата, как имеющий жительства в зданиях на хуторе бывшего графа Орлова-Давыдова, где находится и управление волостного совета, не предвидя нависающей над ним угрозы, спал себе преспокойно. Жегулевское сельское собрание во главе с председателем сельского совета с. Сумарковки в 4 часа утра явилось на хутор, вооружённая кто, чем попало, и рассыпалась по помещениям служащих волостного совета, причём, врываясь в помещение с криком: «Здесь коммунист, руки вверх, дай оружие, ты арестован, довольно вам сидеть на шее крестьян и отбирать хлеб, коров и кур». Препровождали арестованных в имеющееся при волости арестантское помещение; при аресте служащих волостного совета от восставших граждан добиться причин ареста и восстания было невозможно, а только слышались возгласы: «Долой коммунистов-большевиков, курятников!»

Когда был арестован весь волостной совет, военный комиссариат и отдельные личности из села, был избран жегулёвским сельским собранием временный военно-революционный штаб, в который вошли люди по назначению возбуждённых крестьян из своей среды, последний послал во все села волости гонцов с извещением о восстании и назначил летучий отряд для арестов во всех сёлах коммунистов и сочувствующих. При арестах некоторыми лицами толпы коммунистам наносились побои.

Из крестьян села организовали отряд самообороны, которым руководил А. Бутрашкин – человек в военном деле опытный: ранее он был инструктором Всеобуча. В местной церкви священник Востоков отслужил молебен «о даровании победы над супостатами». Штаб в селе Жигули имел своих разведчиков, был и связной с комендантом Ставрополя. Эту обязанность выполнял бывший урядник Иван Орлов. Село Жигули поддерживало тесную связь с сёлами Валы и Александровское. Так, в Валовский сельский совет из Жигулёвска поступило сообщение следующего содержания: «Согласно постановления Временного Революционного Жигулёвского штаба от 8–го марта 1919 года за № 1, последний просит всех граждан, кому дороги интересы крестьян: Призвать всех добровольцев, не считаясь с их возрастом; произвести мобилизацию от 21 до 35 лет включительно. Все добровольцы и мобилизованные должны откликнуться на призыв штаба и прибыть завтра в Жигулёвский военно-революционный штаб для общей организации с восставшими соседними волостями против большевиков. Председатель Временного революционного штаба Т. Панчихин, члены штаба Пронин, Власов».

с. Печерское Усольской волости. Около 400 дворов, около 3000 человек населения, Николаевская церковь. Участвовало в волнениях примерно 200 человек из волости.

с. Шигоны аналогичной волости, Сенгилеевский уезд, Симбирской губернии. около 350 дворов и около 2000 населения. 3 активных участников восстания. Арестованы служащие волисполкома.

с. Аскулы аналогичной волости. Около 2000 человек жителей. 5 активно выступавших за мятеж.

с. Усолье. Толпа продолжала шуметь на площади и она арестовала сельские советы с. с. Усолья и Березовки и в то же время освободила из под ареста председателя Волисполкома Закутилина и члена Букатина. Им было предложено заседать в новом исполкоме и исполнять то, что прикажет волновавшийся на площади народ. Толпа решила присоединиться к Сенгилеевским повстанцам и по набату потребовала явки всех мужчин, без различия возрастов, под угрозой самосуда. Сигнал был дан и в окрестные селения.

Был приведён заведующий водяной мельницей из с. Львовки, Усольской вол., гр. Круглов, который был растерзан самосудом. Некоторые крестьяне пытались уговорить толпу успокоиться, но безуспешно.

Вечером раздался призывный к вооружённому восстанию набат. Собралась новая огромная толпа, вооружённая всем, чем угодно, начиная от винтовки и кончая дубиной. Эта толпа двинулась по разным направлениям: вдоль Самарской Луки по селениям на восток до с. Жегули, на юг — в с. Усинское, и на юго-запад — в с. Печерское, с. Усинское. Повстанцы намеревались из Усинска перейти в наступление на Сызрань.

Сызранский упродком через посредство военного руководителя, высылал вооруженный отряд под командой бывшего командира 9-й роты т. Пасхина, и помощника политкома продроты т. Павлова боевым порядком в с. Усинское, куда отряд взошел без всякого сопротивления со стороны крестьян. Кроме указанного отряда Сызранским ревкомом были командированы в помощь отряду т. Пасхина отряд уездной конной милиции и команда Самарского рабочего полка. Гурьев приводит несколько другой состав: «…отряд, состоящий из членов Сызранской и Самарской организаций Р.К.П. и из рабочих на туннеле по линии Сызрань-Батраки…». Этот тоннель, кстати, так и не был построен.

При производстве арестов в с. Усинском было обнаружено почти в каждом доме от 5 до 10 человек крестьян, вооруженных вилами, пиками и топорами, и отчасти винтовками, каковые и были арестованы; на вопрос у священника: нет ли кого в церкви, — последний ответил, что в церкви нет никого. Далее стало ясно, как врал «святой отец», которому поверили.

Когда арестованных сгруппировали на церковной площади для отправки в Сызрань в распоряжение ревкома, то последние с криком «ура» набросились на конвоиров, а одновременно с тем послышался звон набата с колокольни и с паперти стала стрелять засада, спрятанная в церкви, и со всех сторон вооруженные чем попало крестьяне бросились на отряд, почему ввиду малочисленности вооруженной силы пришлось отступить с потерями…

У мятежников в Усинском было около 300 винтовок и большой запас патронов. Захваченных в плен 32 человек из отряда мятежники подвергли страшным истязаниям и потом убили. В числе погибших была агитатор А. А. Смирницкая, организатор молодежи в г. Сызрани. Смирницкая мятежниками ударом дубиной убита, после убийства ей размозжили череп, затем через горло вбили внутрь кол и повесили на столбе.

Смирницкая Александра Андреевна - жертва Усинского восстания
Смирницкая Александра Андреевна - жертва Усинского восстания

Известны только некоторые погибшие: фельдшерица — организатор детской столовой Т. Смирново-Смирницких, делопроизводитель Биржи Труда А. С. Тарасов, т. Пузун — воспитанник эвакуированной в Сызрань Вольмарской учительской семинарии.

В Хрящевке мятежники убили председателя волисполкома А. Г. Пудовкина и заведующего клубом М. К. Чернова, в Мусорке — председателя местного Совета И. О. Атякшева. Расправы с коммунистами произошли и в ряде других сел.

с. Хрящевка. По воспоминаниям Михаила Васильевича Доронина «восставшие вели себя воинственно: если кто из односельчан отказывался идти строить оборонительные заграждения, с ним тут же расправлялись»

Захватившие Ставрополь начали «входить во власть».

Приказы комендантов Ставрополя

"Приказ № 1. 8 марта 1919 г.

С сего 8 марта вся полнота власти передается избранным гражданам г. Ставрополя…

Комендант г. Ставрополя Голосов"

"Приказ № 3. 8 марта 1919 г.

Комендантское управление предписывает гражданам г. Ставрополя явиться к 3 часам дня сего 8 марта в помещение бывшей городской управы для зачисления на действительную военную службу. Призывной возраст объявляется с 18 до 40 лет. Лица, уклонявшиеся от исполнения гражданского долга, будут считаться, как противники народной власти, и будут преданы военно-полевому суду."

Присоединившиеся деятели партий и церквей подсказали необходимость агитации. Были изданы и рассылались ряд обращений, воззваний, готовилась и потом издавалась газета.

Из обращения комендатуры Ставрополя к повстанцам села Хрящевки в связи с возможными мирными переговорами

"г. Ставрополь 8 марта 1919 г.

…крестьяне восстали против незаконных действий коммунистов, противоречащих указаниям Центра…"

Обращение штаба повстанцев к крестьянам

"Товарищи и братья-крестьяне всей России!

…мы восстали против засилия и произвола тиранов, палачей коммунистов-анархистов, грабителей, которые прикрывались идеей коммунизма, присасывались к Советской власти. Мы объявляем, что Советская власть остается на местах, советы не уничтожаются…"

Справедливые претензии на действия отдельных личностей в воззваниях распространяют на все госорганы. Увы, других совработников взять было неоткуда, лучших выбивала гражданская война, таких, как организатор комсомола Сызрани Смирницкая.

Воззвание от Трудовой крестьянской рабочей рукомозолистой партизанской армии!

"Граждане!

Час настал... Соединимся все воедино на защиту своих народных прав и достояния трудового народа, разграбляемого шайкой хулиганов, лодырей, лентяев и любителей чужого, кровавым потом нажитого имущества — насильников-коммунистов.

Граждане!

Эти выходцы Карла Маркса и Энгельса, это потомство представляет собою крыловскую «Свинью под дубом вековым»… крестьяне, настала пора и нам, как крыловскому медведю, проснуться и разметать всех действительных гадов человечества — коммунистов, которые высасывают кровь трудового крестьянства и последние соки из его кровавым потом нажитого имущества.

Граждане!

Вооружимся все до единого, от старого до малого на защиту своих кровных прав и сотрем с лица земли всю присосавшуюся к нам коммуну…"

Всё-таки прорывалась ненависть составителей. Несмотря на формальную поддержку большевиков, как пытались замазать марксизм!

Из наказа от Нижне-Санчелеевской волости Ставропольского уезда, данный делегату Якову Ивановичу Никишину, назначенному для мирных переговоров и о выяснении общего крестьянского восстания

«1) Мы… вынуждены были восстать не против Советской власти, но против коммунистических банд с грязным прошлым и настоящим, которые… грабили и разоряли крестьянское население…

2) Мы, крестьяне, видя несправедливое действие коммунистов в том, что во все организации… ставили кооптированных приспешников, не считаясь с мнением крестьян… чтобы узнавать у крестьян, где имеются все существенные предметы, которые они через своих приспешников конфисковали и набивали свои карманы…

4) Мы, крестьяне, требуем крестьянского самоуправления, как-то: участвовать в выборах и быть выбранными как в сельские, волостные, губернские и т. д. советы из крестьянского населения, но не только из одних рабочих и коммунистов… но на наши протесты нам грозили арестом и расстрелом, не считаясь с выборными советами…»

И вновь нарушения столь велики, что так и просится неизвестное тогда слово «коррупция»…

Но сравните со следующим донесением. Составляли-то одни и те же!

Донесение Нижне-Санчелеевского волостного совета в Ставропольский революционный штаб о ходе восстания и о волнении в частях Красной армии

«Доводим до вашего сведения, что с. Изюково, Пискалы, Еремкино в крестьянских руках. Новая и Старая Бинарадка накануне восстания. Мусорка восстала и Ташелка».

с. Пискалы. Ставропольский уезд Самарской губернии. Около 3000 жителей. Современный вид одной из улиц
с. Пискалы. Ставропольский уезд Самарской губернии. Около 3000 жителей. Современный вид одной из улиц
с. Ерёмкино Старо-Рачейской волости Ставропольского уезда Самарской губернии. Около 300 домов, более 1000 жителей. Современный снимок старых домов
с. Ерёмкино Старо-Рачейской волости Ставропольского уезда Самарской губернии. Около 300 домов, более 1000 жителей. Современный снимок старых домов

с. Мусорка Ставропольского уезда Самарской губернии. Около 700 домов и около 5000 жителей. Вот уж воистину брат на брата! С самого начала был организован красный отряд для борьбы с мятежниками. В частности, боролся и в Изюково (Узюково). После его ухода верх взяли восставшие, и отряд вернулся в село уже с Красной армией. В школьном музее села Мусорка сохранились воспоминания К. Д. Лазарева — бойца коммунистического отряда, участвовавшего в подавлении «чапанного» восстания: «Беднота охотно вступает в этот отряд. Некоторые мужики принародно клялись: «Помрём за советскую власть, а этих «чапанов» разобьём». А батрак Пётр Ляпа на митинге заявил: «Мы не одни, мы с рабочим классом. И в бой нас ведёт партия коммунистов-большевиков...».

с. Ташёлка Ставропольского уезда Самарской губернии. Население около 3000 человек. Современный снимок старого дома
с. Ташёлка Ставропольского уезда Самарской губернии. Население около 3000 человек. Современный снимок старого дома

«Красноармейцы отступили на хутор, верст на 8 за Мусорку. Отряд красных — человек до 150. В Самаре в войсках волнение. В Томылове тоже… Бегут коммунисты. За Рязаново отряд в 300 человек при 4 пулеметах и кавалерии лошадей до 20 официально. Кузнецы все в нашем районе мобилизованы, делают пики и всевозможное оружие… На Белом Яру армия красных коммунистов, которая вызывается через Хрящевку в Белый Яр. Для мирных переговоров приехали в 9 вечера 8 марта с. г. За военрука Юртаев»

И всё-таки красные не теряли надежду на мирное разрешение конфликта…

с. Назайкино Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Более 500 дворов и более 3000 жителей.

«Народное восстание против коммунистической власти (это так называл народ) произошло в с. Назайкине не вдруг, а постепенно. Оно развивалось от подстрекательства граждан соседних сел и началось в конце 1918 г. по случаю затребования власти свезти излишек хлеба от граждан на ссыпные пункты, но все-таки тогда еще не так заметно было и кроме того деятельностью Собакинского волостного совета... затем началось взыскание контрибуции или военно-революционного налога, тогда снова возгорелась, и к тому же еще назначена реквизиция скота, которая их окончательно поразила и, наконец, 8 сего марта, сознавая все означенное требование для себя тягостным и непосильным, не вытерпели и окончательно выступили против власти, временно устранив от действий свой совет, начали вести связь организации с соседними селами и последние через своих делегатов народное собрание по этому поводу. Сами лично, взяв на себя лично ответственность, отстранив сельский совет и всеми делами управляли сами, и совет в это дело не вмешивался. После этого вскоре, не упомню какого числа, днем в с. Назайкине народ двинулся в Теренгульскую волость, вели столкновение с каким-то конным отрядом, открыв по ним стрельбу, от которой был убит какой-то кавалерист, и после чего отряд скрылся, а кто и как военным делом руководил, я положительно не знаю, т. к. по старости своих лет от этого скрывался. Жалею, очень жалею, и крайне печально видеть такие ужасные происшествия… По справедливости и подписуюсь. Ефим Кочарыгин»

Наступление Сызрани угрожало и со стороны с. Троицкого.

Город Сызрань аналогичного уезда Симбирской губернии. Населения было около 40 тысяч.
Город Сызрань аналогичного уезда Симбирской губернии. Населения было около 40 тысяч.
Вам ещё неясно, кто такие кулаки? Город Сызрань. Переулок Достоевского, 33. До революции здание принадлежало крестьянину(!) Бочкарёву А. И.
Вам ещё неясно, кто такие кулаки? Город Сызрань. Переулок Достоевского, 33. До революции здание принадлежало крестьянину(!) Бочкарёву А. И.

Военные силы самого города были ничтожны — один только отряд рабочего полка из Самары… Подавление восстания вооружённой силой можно было начать лишь чрез несколько дней, когда подтянулась военная помощь Пензы, Самары и Кузнецка.

А между тем необходимость быстроты ликвидации восстания обусловливалась близостью Колчаковского фронта, из лагеря которого, как показывали донесения Особого Отдела Восточного фронта, оно получало разного рода помощь. Но, видимо, это были отдельные личности без строгих инструкций, заметного влияния не было заметно.

В г. Сызрани было собрано новое, чрезвычайное, расширенное заседание пленума Уисполкома, городского Исполкома, Комитета партии РКП, 2-го пункта Особого Отдела Восточного фронта и политических комиссаров местного гарнизона.

Развивающиеся события показали, что предупредить и ликвидировать восстания агитационными мерами немыслимо. Расширенный Пленум решил обратиться к вооруженной силе.

Был образован Сызранский Военно-Революционный Комитет (Ревком), со всей полнотой власти. Он сменил собою нормальный институт — Уисполком. Было об‘явлено военное положение. Ревком завязал связи с ближайшими городами — Самарой, Пензой и Кузнецком, откуда была оказана военная помощь. Бузивший 2-й Сызранский запасный батальон, состоявший из мобилизованных крестьян восставших волостей, был разоружён.

Ревком разослал разведку по сёлам, военные отряды (один был разгромлен в Усинском), в городе произвёл ряд арестов с целью предупреждения развития восстания в самом городе

К концу дня самарский отряд прибыл в с. Курумоч (Курумыч). Там Шевердин получил от главного отряда первое донесение о повстанцах-«чапанах» следующего содержания: Банды чапанов находятся в селе Старая Бинарадка, численностью более двух тысяч человек, вооружённых пиками, вилами, мотыгами, топорами и винтовками.

С получением донесения им были приняты следующие меры: Шевердин выделил отряд пехоты, численностью 150 человек при 2 пулеметах и 35 чел. кавалерии, под командой ротного командира 4-й роты тов. Кудрявцева для дальнейших действий в том направлении.

С. Старая Бинарадка Ставрополького уезда Самарской губернии. Было более 4000 жителей. Современный вид на старые дома. Главная особенность села — в нём побывал Пушкин.
С. Старая Бинарадка Ставрополького уезда Самарской губернии. Было более 4000 жителей. Современный вид на старые дома. Главная особенность села — в нём побывал Пушкин.

Для ориентировки привожу карты волостей Симбирской и Самарской губернии

Продолжение следует…

Предыдущую часть вы можете прочитать здесь: https://dzen.ru/a/aKNxtML963ErbEGL