Александр Грин (Александр Степанович Гриневский (1880-1932)) занимает в русской литературе особое место, вне определенного стиля, течения или группы. Этот одинокий и замкнутый человек всегда следовал своему же собственному совету:
«Став капитаном, не сбивайтесь с пути и не слушайте никого, кроме себя».
За это убеждение он и пострадал — современники его верность самому себе не поняли и не простили.
17 интересных фактов из жизни Александра Грина.
1. Его настоящее имя - Александр Степанович Гриневский, но своей подлинной фамилией он считал псевдоним:
«Я чувствую себя только Грином, и мне странным кажется, когда кто-либо говорит: Гриневский. Это кто-то чужой мне».
По знакомству его третьей жене даже сделали паспорт на имя Нины Грин.
2. Отец Александра, потомственный дворянин, поляк Стефан Евсеевич Гриневский (1843—1914), был сослан за участие в польском восстании 1863 года в г. Колывань Томской губернии. Позже ему было разрешено переехать в Вятскую губернию, куда он прибыл в 1868 году, а после амнистии остался жить в Вятке, работая бухгалтером вятской земской больницы.
Мать, Анна Степановна Гриневская (в девичестве Лепкова) (1857—1895), "девица из мещан", дочь коллежского секретаря, была профессиональной повитухой и оспопрививательницей.
В семье Гриневских было четверо своих детей, одна приёмная дочь, и ещё один сын умер во младенчестве.
Анна Степановна прожила недолго: она умерла от чахотки в возрасте 37 лет, когда Саше было пятнадцать лет. Через год отец женился вторично. Мачеха привела в дом своего ребенка, а затем на свет в этой новой семье появились еще трое детей.
3. В 1896 году 16-летний Александр уехал в Одессу в надежде выучиться морскому делу. В дорогу на все расходы ему дали шесть рублей, а с учеников на кораблях за обучение брали восемь рублей. В мореходку Александра Гриневского не приняли, учеником на корабль без денег тоже не взяли.
4. Александру удавалось время от времени устраиваться на грузовые судна на самые тяжёлые работы. Единственный раз на судне «Цесаревич» ему удалось побывать за границей, в египетской Александрии. Это первое заграничное плавание Грина оказалось и последним - ему не удалось поладить со старпомом.
5. Передумав становиться моряком, в 1901 году Гриневский решил добровольно вступить в царскую армию. Проходил службу Александр солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе.
«Моя служба прошла под знаком беспрерывного и неистового бунта против насилия» -
писал он позже.
Неприятности начались после того, как он развесил в гарнизонной бане свои кальсоны, заявив, что это батальонное знамя. Фельдфебелю не нравилось, что он отказывается чистить ему сапоги, ротному - чтение Шиллера. Три из десяти месяцев службы рядовой Гриневский провел на гауптвахте. Отсидев очередной срок за "самовольную отлучку и промотание амуничных вещей", летом 1902 года он дезертировал: отпросился из части якобы купить кисти (надо было написать суворовские изречения), и не вернулся. Свобода длилась недолго, его поймали в Камышине. Там же он познакомился с эсерами, которые начали снабжать его эсеровскими листовками и брошюрами. Грину понравилась жизнь "нелегального", полная тайн и опасностей.
6. Зимой 1902 года пензенские эсеры помогли ему бежать из батальона вторично, снабдили фальшивым паспортом и переправили в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. Там Грин перешёл на нелегальное положение и начал вести революционную деятельность. Там же в его жизни произошло первое революционно-романтическое приключение..
7. По поручению ЦК партии эсеров Грин приехал в Севастополь, чтобы развернуть агитацию среди солдат местного гарнизона и флотских экипажей. Там он познакомился с Екатериной Александровной Бибергаль, бывшей студенткой Высших Бестужевских женских курсов, участницей студенческих демонстраций в Петербурге, высланной в апреле 1901 года под гласный надзор полиции. Позже Александр рассказывал, что это была женщина редкой красоты, энергии и настойчивости. Они полюбили друг друга и решили пожениться. Но в ноябре 1903 года за пропагандистскую работу среди матросов Грин был арестован и посажен на два года в Севастопольскую тюрьму.
Екатерина целый месяц занималась подготовкой его побега. Но за два дня до назначенного побега Бибергаль неожиданно была выслана этапом в Архангельскую губернию. Грин же за попытку побега был переведён в тюрьму строгого режима, где провел около двух лет.
Именно там, в одиночной камере тюрьмы Александр Грин начал писать. И там же с ним случилась вторая романтическая история.
8. На свидания к Александру в тюрьму часто приходила его сводная сестра Наталья. Через неё Грин познакомился с Верой Павловной Абрамовой.
Вера Павловна происходила из Петербурга, она окончила с золотой медалью гимназию, а затем Высшие женские курсы. Неожиданно для родных и близких она вступила в нелегальное общество помощи заключенным «Синий крест» и решила спасать заключенных революционеров. Путь спасения был таков: найти томящегося в тюрьме «жениха» и объявить себя его «невестой». Так Вера Абрамова нашла заключенного Александра Грина. Они стали обмениваться письмами, не будучи лично знакомыми.
9. В феврале 1905 года Екатерина Бибергаль бежала из архангельской ссылки, а вскоре Грин был освобожден по амнистии. Узнав, что Бибергаль в Петербурге, Грин отправился в столицу.
Они встретились в декабре 1905 года. Но уже после первой встречи Катя поняла, что Александр разуверился в эсеровской программе и уже практически отошел от движения. Между ними произошло несколько тяжелых объяснений, в ходе которых Грин даже стрелял в неё, ранив в грудь, но всё же они расстались навсегда. Позже Бибергаль была осуждена на восемь лет каторжных работ и сослана в Сибирь.
10. В 1906 году в Петербурге Александр Грин снова был арестован и выслан на четыре года в Туринск Тобольской губернии. Перед отправкой в ссылку произошла личная встреча Грина с Верой Абрамовой. Предложение ей Грин сделал в письме:
«Я хочу, чтобы вы стали для меня всем: матерью, сестрой и женой».
А вслед за письмом он приехал и сам, сбежав из Сибири, где пробыл всего три дня. С документами помог Александру отец. Он выкрал для сына из городской больницы паспорт умершего сына дьячка Мальгинова. Под этой фамилией Грин долго жил и даже подписал ею свой первый рассказ. По этому же паспорту он уехал в Москву, а затем в Петербург.
Родители Веры Павловны были против замужества дочери, но она настояла на своём и стала жить с Грином без венчания. С этого же времени Грин начал писать рассказы.
11. В июле 1910 года Грина, живущий по чужому паспорту, был арестован.
В доме предварительного заключения Александр написал прошение с просьбой обвенчаться со своей избранницей. Разрешение было дано далеко не сразу: ведь для венчания нужны были документы, которых у Грина не было. Немало пришлось хлопотать Вере Павловне, прежде чем разрешение на венчание было получено. А в октябре того же года новоиспеченный муж отправился в арестантском вагоне к месту новой ссылки, в Архангельскую губернию. В соседнем вагоне первого класса ехала уже в качестве законной супруги Вера Павловна.
Почти два года прожили супруги в ссылке, затем вернулись в Петербург, но их совместная жизнь складывалась нелегко. Ей пришлось терпеть и безденежье, и долги, и нерасчетливость Грина. Вера Павловна без конца просила деньги у своего отца, но поскольку он не одобрял ее брак, то денег не давал…
Такая жизнь не могла продолжаться долго. Они расстались, прожив шесть лет.
Вера Павловна пережила Грина почти на 20 лет. Она умерла в 1951 году.
12. С 1909 года Грин начинает создавать свои города: Лисс, Зурбаган, Гель-Гью, Покет, и своих героев с вымышленными иностранными, именами. Его окрестили «иностранцем русской литературы», а о его жизни стали ходить легенды.
Говорили, что, будучи матросом, он где-то в Африке убил английского капитана, украл у него чемодан с рукописями и теперь постепенно печатает их под своим именем. Или будто Александр Степанович сидел на каторге за убийство первой жены и бежал. Отчасти подобные слухи возникали с подачи самого Грина.
13. Из-за конфликта с властями Грин с конца 1916 года был вынужден скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград, бросив в Финляндии все свои вещи и книги, причём добирался в Петроград пешком, поскольку поезда уже не ходили.
14. В 1919 году Грин был призван на службу в Красную Армию связистом. Служить ему пришлось под Псковом, но недолго, поскольку он заболел сыпным тифом. Тяжелобольного писателя привезли в 1920 году в Петроград, в Боткинскую больницу. Болел Александр Степанович тяжело, выписался почти инвалидом. При содействии М. Горького ему удалось получить академический паёк и жильё — комнату в «Доме искусств». Там он жил рядом с В. Пястом, В. А. Рождественским, Н. С. Тихоновым, М. Шагинян. В этих спартанских условиях Грин начал создавать свои «Алые паруса», ставшие самым известным произведением писателя (опубликована в 1923 году).
15. В этот период в жизни Александра Степановича появилась новая женщина, Нина Николаевна Короткова.
Они познакомились ещё в феврале 1917 года в редакции газеты «Петербургское эхо». А когда Грину предоставили «небольшую длинную полутемную» комнату в Доме искусств, то они стали жить вместе. Считается, что именно Нина Николаевна стала прообразом Ассоль.
8 марта 1921 года Александр Степанович и Нина Николаевна поженились официально. Их брак оказался крепким. Нина Николаевна спасла Грина от нищеты, алкоголизма и болезни, увезла его в 1924 году из голодного Петрограда в Феодосию. Позже они обосновались в Старом Крыму.
16. Александр Степанович умер 8 июля 1932 года от рака желудка, в почти полной нищете. Ему было 52 года. Александр Грин был похоронен в Старом Крыму на городском кладбище. На его могиле скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам».
17. На момент смерти Александра Степановича Нине Николаевне было 38 лет. Она отдала всю свою жизнь памяти Грина, добилась постановления Совнаркома об открытии в 1941 году в Старом Крыму музея писателя.
В годы войны Нина Николаевна оказалась на оккупированной немцами территории. Она работала в местной газете и была после войны обвинена в пособничестве фашистам. Ей присудили 10 лет лагерей. Нину Николаевну Грин реабилитировали лишь в 1998 году.
Когда она вернулась из лагеря, то увидела, что в доме Грина секретарь горкома партии устроил курятник. Нина Николаевна сделала невероятное: она добилась возвращения ей домика. Разыскала все, что было связано с последними днями писателя. И в течение десяти лет была директором, экскурсоводом, хранителем, уборщицей в первом в СССР Доме-музее Грина.
Нина Грин скончалась 23 сентября 1970 года и, согласно завещанию, хотела быть похороненной рядом с мужем. Однако власти отомстили ей: Нину Грин похоронили в Старом Крыму, в конце кладбища. Но друзья все-таки выполнили ее последнюю просьбу и перезахоронили Нину Грин рядом с Александром Грином.