Найти в Дзене
Мышка Пушкина

Пушкин и Грибоедов: последняя встреча

В середине второй главы "Путешествия в Арзрум" Александр Сергеевич пишет: Я ехал один в цветущей пустыне, окруженной издали горами. В рассеянности проехал я мимо поста, где должен был переменить лошадей. Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. В самом деле я приехал в армянскую деревню. Несколько женщин в пестрых лохмотьях сидели на плоской кровле подземной сакли. Я изъяснился кое-как. Одна из них сошла в саклю и вынесла мне сыру и молока. Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» — спросил я их. «Из Тегерана». — «Что вы везете?» — «Грибоеда». Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. Великий русский писатель и выда

В середине второй главы "Путешествия в Арзрум" Александр Сергеевич пишет:

Я ехал один в цветущей пустыне, окруженной издали горами. В рассеянности проехал я мимо поста, где должен был переменить лошадей. Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. В самом деле я приехал в армянскую деревню. Несколько женщин в пестрых лохмотьях сидели на плоской кровле подземной сакли. Я изъяснился кое-как. Одна из них сошла в саклю и вынесла мне сыру и молока. Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» — спросил я их. «Из Тегерана». — «Что вы везете?» — «Грибоеда». Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис.

-2

Великий русский писатель и выдающийся отечественный дипломат был похоронен в июне 1829 года на горе Мтацминда недалеко от Тифлиса, под церковью Святого Давида (там он жил в начале 1820-х годов). Годом ранее Грибоедов присутствовал в доме Лавалей, где Пушкин читал своего "Бориса Годунова". Хоть он и сделал несколько замечаний, указывая на исторические неточности, впечатление от этой трагедии было сильным. А ещё раньше, в 1817 году, с разницей всего в 4 дня (тоже, кстати, в июне), оба Александра Сергеевича были зачислены на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге.

И вот, на Кавказе, куда Пушкин отправился спонтанно – их новая и последняя встреча, после которой поэт вспоминал:

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, — все в нем было необыкновенно привлекательно.

Я расстался с ним в прошлом году в Петербурге пред отъездом его в Персию. Он был печален и имел странные предчувствия. Я было хотел его успокоить; он мне сказал: «Вы еще не знаете этих людей: вы увидите, что дело дойдет до ножей». Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междуусобица его семидесяти сыновей. Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. Он погиб под кинжалами персиян, жертвой невежества и вероломства. Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулею.

-3

Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.

Стоит отметить, что Грибоедов был автором Туркманчайского договора (он составил его от начала и до конца), завершившего Русско-персидскую войну (1826—1828). Этот документ не только позволил вернуться на родину многим тысячам пленных, но и определил судьбу многих народов Востока. По сути, Грибоедов стал создателем двух современных государств: Армении и Азербайджана. Совсем недавно, к 225-летию Грибоедова одна из армянских русскоязычных газет писала:

Дипломату Грибоедову армянский народ обязан ни много ни мало жизнью.

_______________________________________________

Новости о выходе нового мультсериала "Пушкин и... Кавказ" – в сообществе проекта "Пушкин и..." Вконтакте