Найти в Дзене
Мышка Пушкина

Путь Пушкина: от Петербурга до Кавказа

В серии постов, посвященных нашей новой анимационной истории – поездке Пушкина на Кавказ в 1829 году – мы уже отмечали длительность и протяжённость пути, который пришлось преодолеть Александру Сергеевичу для достижения своей цели – оказаться среди отрядов действующей армии на фронте русско-турецкой войны. Отправившись в дорогу в начале марта, к середине мая он ненадолго оказался на Горячих водах, после чего ещё за несколько месяцев поэт смог побывать в Екатеринограде, Владикавказе, Ларсе, Тифлисе, Карсе, достиг действующей армии, встретился с друзьями юности, с братом, разжалованными декабристами. Предлагаем проследить самые первые перемещения поэта по этому маршруту. С самого начала своего странствия он был полон сил и решительности – для него даже не составляло проблем сделать петлю в 200 км через Калугу и Белёв, чтобы в Орле встретиться с генералом Алексеем Ермоловым (который на тот момент уже два года пребывал в отставке). Следующий разворот, на который указывает Пушкин в своём "Пу

В серии постов, посвященных нашей новой анимационной истории – поездке Пушкина на Кавказ в 1829 году – мы уже отмечали длительность и протяжённость пути, который пришлось преодолеть Александру Сергеевичу для достижения своей цели – оказаться среди отрядов действующей армии на фронте русско-турецкой войны. Отправившись в дорогу в начале марта, к середине мая он ненадолго оказался на Горячих водах, после чего ещё за несколько месяцев поэт смог побывать в Екатеринограде, Владикавказе, Ларсе, Тифлисе, Карсе, достиг действующей армии, встретился с друзьями юности, с братом, разжалованными декабристами. Предлагаем проследить самые первые перемещения поэта по этому маршруту.

С самого начала своего странствия он был полон сил и решительности – для него даже не составляло проблем сделать петлю в 200 км через Калугу и Белёв, чтобы в Орле встретиться с генералом Алексеем Ермоловым (который на тот момент уже два года пребывал в отставке). Следующий разворот, на который указывает Пушкин в своём "Путешествии в Арзрум", связан с объездом Курска и Харькова, о чём автор пишет в свойственной ему, по словам Ю. Тынянова, "иронически-важной" манере, и вместе с тем вносит в путевые заметки элементы как социальной, так и пейзажной лирики:

Мне предстоял путь через Курск и Харьков; но я своротил на прямую тифлисскую дорогу, жертвуя хорошим обедом в курском трактире (что не безделица в наших путешествиях) и не любопытствуя посетить Харьковский университет, который не стоит курской ресторации.

До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской. Мне случалось в сутки проехать не более пятидесяти верст. Наконец увидел я воронежские степи и свободно покатился по зеленой равнине.

Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах; орлы сидят на кочках, означающих большую дорогу, как будто на страже, и гордо смотрят на путешественников; по тучным пастбищам

Кобылиц неукротимых
Гордо бродят табуны

Интересно представить себя сегодня на месте Александра Сергеевича – может ли кто-то из нас, избалованных транспортной доступностью разных отдалённых уголков необъятной страны, повторить подобное странствие? Понять, сколько сил и воли требовалось на такие свершения – значит понять выносливость и решительность великого литератора.

_______________________________________________

Новости о выходе нового мультсериала "Пушкин и... Кавказ" – в сообществе проекта "Пушкин и..." Вконтакте