Найти в Дзене
Книжный чайник

«Слон» Саши Филипенко: отражение эпохи абсурда

Саша Филипенко - белорусский писатель, журналист и телеведущий, лауреат множества премий, автор большого количества романов и рассказов, которые я не читала. Я никогда не читаю аннотации и рецензии до ознакомления с произведением, поэтому эту книгу открыла видимо просто став жертвой рекламы и яркой обложки. Получился своего рода эксперимент. Ох уж эта вечная литературная дилемма о неотделимости автора от его творения: можно/нужно ли оценивать произведение отдельно от личности писателя? В идеале, наверное, при оценке книге нужно давать оценку исключительно литературную, но на деле так получается редко. С одной стороны, поклонников Нила Геймана в связи с последним скандалом стало намного меньше, с другой — при буквальном подходе Набоков мог закончить свои дни где-нибудь в Пешвисе. Но сначала давайте все-таки о слонах книжках... Сюжет. Одним погожим февральским утром в городе N появляются слоны. Их появление сопровождается рассветом и грохотом, ведь они не приходят, а буквально материал

Новый роман Саши Филипенко — сатирическая притча о том, как общество привыкает к абсурду, принимая его как новую реальность

Саша Филипенко - белорусский писатель, журналист и телеведущий, лауреат множества премий, автор большого количества романов и рассказов, которые я не читала. Я никогда не читаю аннотации и рецензии до ознакомления с произведением, поэтому эту книгу открыла видимо просто став жертвой рекламы и яркой обложки.

Получился своего рода эксперимент. Ох уж эта вечная литературная дилемма о неотделимости автора от его творения: можно/нужно ли оценивать произведение отдельно от личности писателя? В идеале, наверное, при оценке книге нужно давать оценку исключительно литературную, но на деле так получается редко. С одной стороны, поклонников Нила Геймана в связи с последним скандалом стало намного меньше, с другой — при буквальном подходе Набоков мог закончить свои дни где-нибудь в Пешвисе.

Но сначала давайте все-таки о слонах книжках...

Сюжет. Одним погожим февральским утром в городе N появляются слоны. Их появление сопровождается рассветом и грохотом, ведь они не приходят, а буквально материализуются в гостиных, парках, кафе, на перекрестках и площадях. Кроме того, что неизвестно, откуда они взялись, неизвестно и когда они уйдут, а самое главное — неизвестно, что с этим всем делать.

Первоначальный восторг жителей после первых трагичных происшествий сменяется страхом и недовольством, находятся активисты, что-то рьяно предлагающие, но в целом всё сводится к полному отрешению и созданию иллюзии, что ничего экстраординарного не происходит вовсе. А после долгожданного выступления лидера нации сразу становится понятно, что слонов надо любить и купать, потому что внезапное появление животных есть не что иное, как победа цивилизованного общества.

Так постепенно слоны становятся новой реальностью граждан, и, несмотря на неудобства (подумаешь, заготовка ежедневного рациона в 200 кг сена, да уборка 30 кг экскрементов), все продолжают жить свои обычные жизни.

В закулисье государственного реагирования помогают разобраться вставляемые по тексту директивы «Совершенно секретно» Министерства внутренних дел, а процесс меняющихся общественных реакций мы наблюдаем на примере одной семьи.

Александр, известный писатель, живет в доме с женой, которая обращается к нему на «вы», у них есть взрослая дочь Анна, живущая в соседнем особняке. Анна приходит в ужас от одной мысли, что ей придется когда-нибудь работать, она совершенно не привыкла быть одна, поэтому у нее есть Павел.

Но если вам вдруг покажется, что вы уже поняли, что книга — это буквальное проигрывание идиомы про слонов в комнате или басня Крылова в прозе с политическим подтекстом, роману есть чем вас удивить.

Во-первых, нарративная дуга не линейна, повествование начинается то ли с середины, то ли с конца, а по пути вы еще будете читать комментарии к книге, которую держите в руках, и разгадывать кроссворд.

Звучит сложнее, чем есть на самом деле, читается это легко, универсализация сеттинга, упрощенный язык повествования невольно задают роману обыденный тон.

Во-вторых, кажущаяся сначала только политической сатирой на деле оказывается нечто большим. «Слон» — это и семейный роман, и социальная драма, и психологический триллер. На примере внутренних взаимоотношений семьи писателя автор гротескно рисует современные семейные ценности, проблему конформизма и инфантилизма поколения.

А вообще абсолютно отвратительная вещь: посыл вписан доморощенно и грубо; гротеск, выплеснувшийся в финале через боди-хоррор, сыр и пафосен; всё та же любоффь как единственно возможный вариант всемирного всеспасения

Но личная оценка в категориях «нравится/не нравится» и даже в категориях «ценно/неценно» не играет никакой роли в контексте данного произведения.

Сатира без комичного, где автор не злобно усмехается и гогочет, а доносит свою позицию резко и категорично. И независимо от того, согласны ли вы с его точкой зрения или с точкой зрения системы, такая литература не только имеет право быть, но, выйдя из-под пера Филипенко, она как будто вспоминает свою главную функцию. Литература и нужна для того, чтобы отражать реальность, запечатлевая эпоху, независимо от нашего отношения к этому.

Сегодня, когда всё, что негативно описывает реальность, принято называть либерастней, а в книжных топах колдуны, единороги и драконы, кому-то, видимо, надо напомнить об этом.

Таким автором стал Александр Александрович, а уж если его реальность вам не нравится, то у меня для вас плохие новости.

Она - не только его.