Ох, не зря я писал еще два года назад о последствиях возможной отмены английского языка в школах. Тогда заявления "высших лиц" казались лишь вычеркиванием пунктиков в медиа-разнарядке по безумным высказываниям. А вот и нет. Сегодня, 22 августа, поступило предложение сократить школьную программу по всем иностранным языкам в 5-7 классах до двух часов в неделю. Таким образом, норма упадет со 102 часов в год до 68.
При этом, Министерство обещает оставить качество преподавания на прежнем уровне. Это как налить покупателю лишь две трети стакана сока, но заявить, что качество напитка остается тем же.
Нет, менять программу будут не в этом учебном году (осталось чуть меньше двух недель!), а в 2026. Всего за год Министерство должно ответить на три вопроса:
- Что делать с учебниками за 5-7 классы, если они рассчитаны на 102 часа? Страницы лишние вырывать? Срочно печатать новые урезанные? Мединского звать?
- Как быть с типовыми рабочими программами, если за долгие годы в них сформировался необходимый баланс учебных активностей и компетенций? Меньше времени на письмо, грамматику, чтение - или на все сразу?
- Чем заполнять освободившийся час в неделю? (Кажется ответ уже есть, но о нем чуть ниже)
Все же, изменения в образовании за последние годы подтверждают, что в стране активно идет борьба с просвещением. Именно с просвещением, а не с образованием. Обществознание уже выкинули из программы 6-8 классов, на подступе английский, но вместо этого Министерство предлагает курс по изучению российских духовно-нравственных ценностей. Ибо неча плебсу знать, как функционирует правовое государство. Пусть лучше жития старцев изучают.
Туда же и английский. Предмет этот в последнее время становится, что называется, "нон-грата". Взять хотя бы топовый учительский проект "Классная тема" по России-1. Англичан туда не берут. Не наши ребята, сами понимаете.
Реформаторы исходят из ложной мысли, что английский язык - привилегия обеспеченных слоев общества, научной и творческой интеллигенции, а, следовательно, состоятельные родители обучат детей с помощью репетиторов. А остальным индивидам английский-то зачем? Лишь бы умели печь булки и собирать коптеры.
При этом, борьба с просвещением идет не только в образовании. В стране почти год заблокирован Ютуб, всемирная библиотека человеческого знания, где можно найти любой материал - от инструкции по ремонту велосипеда до цикла лекций про алгебраические моноиды. Интернет глохнет и деградирует. Возможно, скоро люди начнут собираться на секретных квартирах, где местный умник-айтишник настроит выход в мировой интернет, и гости будут запоем читать новости, качать сериалы на недели вперед, смотреть любимых блогеров на заветном "Ютубе". В СССР были квартирники, сейчас будут "вайфайники" - почему бы и нет? Именно о таких собраниях я писал в своем недавнем рассказе.
А ошибка с сокращением программы фатальна. Изучение языка всегда было отличным подспорьем для развития собственной, родной речи. Даже если ребенок не собирался связывать себя с работой в IT или уезжать за границу, старательное изучение английского развивало. Скоро получим итоги: "Челавеку свойствена ашыбаца".
Как следствие, рынок репетиторов ожидает рост спроса. Без работы не останемся, коллеги-англичане.