Найти в Дзене
АвтоправоНСК

Верховный Суд встал на сторону потребителей в споре о страховой выплате по COVID-19

29 апреля 2025 года Верховный Суд Российской Федерации вынес знаковое определение по делу № 89-КГ24-15-К7, которое принципиально важно для защиты прав добросовестных страхователей. Суд отменил решения трех инстанций, отказавших в выплате страхового возмещения в связи со смертью от коронавирусной инфекции, и направил дело на новое рассмотрение. В основе решения — разъяснение правил толкования условий договора страхования, особенно когда его формулировки противоречивы. Суть спора В ноябре 2020 года А.В. Ефимов заключил со страховой компанией «Согласие» договор страхования от болезней «Антивирус. Семья под защитой». Договор прямо предусматривал два страховых случая: В ноябре 2021 года Ефимов скончался. Согласно медицинским документам, причиной смерти стала острая респираторная недостаточность, другая вирусная пневмония, коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19. Однако страховая компания отказала его семье в выплате, сославшись на пункт 2.2.1.1 Условий страхования (приложение к договору

29 апреля 2025 года Верховный Суд Российской Федерации вынес знаковое определение по делу № 89-КГ24-15-К7, которое принципиально важно для защиты прав добросовестных страхователей. Суд отменил решения трех инстанций, отказавших в выплате страхового возмещения в связи со смертью от коронавирусной инфекции, и направил дело на новое рассмотрение. В основе решения — разъяснение правил толкования условий договора страхования, особенно когда его формулировки противоречивы.

Суть спора

В ноябре 2020 года А.В. Ефимов заключил со страховой компанией «Согласие» договор страхования от болезней «Антивирус. Семья под защитой». Договор прямо предусматривал два страховых случая:

  1. Смерть застрахованного в результате болезни (под которой понималось впервые диагностированное заболевание вирусной этиологии семейства коронавирусов, включая COVID-19).
  2. Госпитализация в результате той же болезни.

В ноябре 2021 года Ефимов скончался. Согласно медицинским документам, причиной смерти стала острая респираторная недостаточность, другая вирусная пневмония, коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19. Однако страховая компания отказала его семье в выплате, сославшись на пункт 2.2.1.1 Условий страхования (приложение к договору). В нем говорилось, что выплата не производится, если на момент заболевания COVID-19 застрахованное лицо находятся в группе риска по развитию тяжелых форм заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19 и имеет один или несколько следующих диагнозов при положительном тесте на коронавирусную инфекцию COVID-19: ожирение, диабет 1 и 2 типа, гипертоническая болезнь 2 степени и выше, бронхиальная астма, онкологические/аутоимунные заболевания, лица, перенесшие трансплантацию органов, аорто-коронарное шунтирование, лица, имеющие врожденные или генетические заболевания, лица, имеющие хронические заболевания, осложненные хронической легочной, и/или сердечно-сосудистой и/или почечной и/или печеночной недостаточностью (подпункт 3).

Суды трех инстанций согласились с позицией страховщика, указав, что у Ефимова действительно были эти диагнозы.

Почему Верховный Суд не согласился?

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала на существенные нарушения, допущенные нижестоящими судами:

  1. Приоритет индивидуальных условий над общими. На первой странице договора крупным шрифтом было четко и недвусмысленно указано, что страховым случаем является смерть от COVID-19. При этом исключения, перечисленные мелким шрифтом в Приложении (Условиях страхования), вступили с этим в прямое противоречие. ВС РФ подчеркнул: индивидуально согласованные условия в тексте договора имеют приоритет над общими правилами страхования, разработанными страховщиком. Суды этой нормы не применили.
  2. Толкование в пользу потребителя. В соответствии с Гражданским кодексом и Законом «О защите прав потребителей», все неясности и противоречия в договоре, подготовленном одной стороной (страховщиком), должны толковаться в пользу второй стороны (потребителя). Страховая компания как профессиональный участник рынка должна была сформулировать условия договора ясно и четко. Если она этого не сделала, она не может ссылаться на двусмысленные формулировки для уклонения от выплат.
  3. Нарушение процедуры оценки риска. ВС РФ обратил внимание, что если наличие определенных заболеваний так существенно влияет на риск наступления страхового случая, то страховщик обязан был прямо спросить о них страхователя при заключении договора (ст. 944 ГК РФ). В материалах дела не было доказательств, что «Согласие» запрашивало у Ефимова информацию о наличии хронических заболеваний. Не спросив об этом и приняв страховую премию, компания лишила себя права впоследствии использовать это как основание для отказа.

Значение решения для потребителей

Определение Верховного Суда носит прецедентный характер и укрепляет позиции потребителей в спорах со страховыми компаниями:

  • Четкость формулировок: Страховщики не могут «прятать» важные исключения в мелком шрифте приложений, если основные условия договора говорят об обратном.
  • Бремя доказывания: Если страховка куплена физическим лицом, именно компания должна доказать, что все условия были донесены до потребителя понятно и однозначно.
  • Справедливость: Суд встал на защиту обычного человека, который, покупая полис, доверяет ясным обещаниям на первой странице, а не ожидает подвоха в сложных юридических документах.

Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет принять решение с учетом правовой позиции Верховного Суда.

Если вы находитесь в Новосибирске и столкнулись с юридическими сложностями после ДТП,не теряйте время — обратитесь к профессионалам. Мы поможем восстановить справедливость и отстоять ваши права.

Просто позвоните нам:

📞 +7 (923) 154-90-60

📞 (383) 286-01-00

avtopravonsk.ru

Получите бесплатную консультацию и узнайте, как мы можем помочь именно в вашей ситуации.

Автоправо НСК — ваш надёжный помощник в решении правовых вопросов.