Сейчас в российском футболе не хватает ярких личностей, таких, какими были в советское время Лев Яшин, Эдуард Стрельцов, Федор Черенков …. В сентябре 2025 года исполнится 100 лет со дня рождения еще одной легенды — выдающегося нападающего Сергея Сальникова, олимпийского чемпиона, звезды московских «Спартака» и «Динамо», ленинградского «Зенита» и сборной СССР. Его до сих пор считают самым техничным футболистом нашей огромной страны, настоящим эстетом игры, который умел на поле все.
Любовь к мячу и спорту у Сальникова была такой огромной, что его вторая жена Валентина говорила: «Футбол для него был на первом, втором и третьем месте».
ВЫШЕ ВСЕХ НАГРАД ЦЕНИЛ ЗНАЧОК «ЗАСЛУЖЕННЫЙ МАСТЕР СПОРТА»
Накануне столетия легенды советского футбола в издательстве «Перо» вышла книга «Сергей Сальников. Некопируемый оригинал» . Ее написали сын футболиста Сергей Сальников-младший и Георгий Морозов, бережно собравшие истории из жизни олимпийского чемпиона. Разнообразные мелкие детали, которые показывают человека не только в моменты его славы, но и в обыденности.
Когда-нибудь про Сергея Сальникова снимут сериал, а эта книга станет прекрасным подарком для будущего сценариста. Она вмещает в себя не только футбол, но и значимые периоды большой страны от революции 1917-го до середины 80-х, встречи с выдающимися людьми своего времени – руководителями государства, актерами, спортсменами, а еще свидетельства современников, какими они запомнили Сергея Сергеевича в разных ситуациях. Это судьба героя своего времени, в которой были взлеты и падения, любовь и предательство.
Олимпийское золото Мельбурна-1956, пять кубков СССР, два чемпионства страны. Скандальный уход из «Спартака» в «Динамо» для того, чтобы облегчить тюремную жизнь отчима. Спустя несколько лет возвращение к красно-белым, за которое с Сальникова сняли звание заслуженного мастера спорта. Тот самый значок, который легендарный футболист ценил выше все наград, завоеванных в карьере.
ЗАВЕЛ РОМАН С ГИМНАСТКОЙ ИЗ ЧЕХОСЛОВАКИИ И СТАВИЛ ЖЕНУ В ВОРОТА
Сергей Сальников выделялся в любой компании, и это заметно даже на групповых фотографиях. Если все в темном, то Сальников – в светлом, если все одеты одинаково, он отступал на полшага в сторону… Одеваться со вкусом Сергей Сергеевич умел. Как и вести себя в обществе.
Сальников любил женщин, а женщины любили его. О романе с чехословацкой гимнасткой Евой Босаковой, случившийся во время месячного возвращения с Олимпиады на теплоходе «Грузия», в конце 50-х знал весь Советский союз. К этому моменту Сальников уже имел семью, так что — скандал.
Футболист, а потом тренер, Сальников был женат дважды. Вместе с первой женой Ниной он отрабатывал удар «сухой лист», который подсмотрел во время товарищеских матчей в Бразилии. Мяч во время полета резко меняет направление и падает в противоположную сторону от первоначальной траектории, так что супруге пришлось непросто. Дело было летом во время отпуска, товарищей по команде не было. Поначалу мяч чаще попадал именно в жену.
Сальников всегда уделял большое внимание совершенствованию индивидуального мастерства. Он часами жонглировал мячом, даже сидя на стуле, чтобы потом во время игры одним касанием укротить его, отдать простой на первый взгляд пас, пуститься в дриблинг, нанести расчетливый удар. Позже творческое кредо тренера Сальникова отлично сформулировал его друг Анатолий Исаев, другой выдающийся спартаковский футболист: «Он, когда стал тренером, заставлял игроков мяч на голове носить. Я у Коли Шарова (игрока скромной команды из города Шахты) однажды спросил, как у них в «Шахтера» дела, а он в ответ: «Как играть будем, не знаю, но мяч на голове носим».
НЕ НАГИБАЛСЯ ЗА УПАВШИМ СПИЧЕЧНЫМ КОРОБКОМ, ГОВОРИЛ ГОЛОСОМ ШЕРЛОКА ХОЛМСА
Именно Сергей Сальников был первым тренером «Красной Пресни», дочерней команды «Спартака». «Пресня» шла на последнем месте, так Сальников не давал задачи «зацепить» ничью любой ценой, умел подбирать слова для установок творчески. В Воронеже против «Факела», который претендовал на выход в Первую лигу, говорил: «Выходим и от штрафной до штрафной играем в квадрат, держание мяча. Ворот не существует – ни наших, ни чужих. Двадцать минут выполните, о чем я вас прошу, — поверьте мне, стадион вас будет провожать стоя». Так и получилось.
За упавшим коробком Сергей Сальников не нагибался. Поднимал спички двумя движениями ног. В баре Гостелерадио два десятка людей сидели и аплодировали. Сергей Сергеевич закончил факультет журналистики МГУ, что для футболиста уже неожиданно. Был гуманитарием, любил читать и был пойман на таможне за попытку провести в СССР из заграницы роман Пастернака «Доктор Живаго». Обошлось.
Писал о футболе в еженедельнике «Футбол-Хоккей», сделал только одно интервью, но зато какое – с Львом Яшиным, комментировал матчи на телевидении, работал на радио. Голос у Сальникова был запоминающимся, с особым тембром аля Шерлок Холмс в исполнении актера Василия Ливанова.
ЕГО ВНУК-ГРЕК СТАЛ ЗВЕЗДОЙ МИРОВОГО ТЕННИСА
Еще было у Сальникова увлечение – карты. Любил он это дело. Играл лишь в подкидного дурака на деньги и всегда только на троих. Постоянно срывал куш, но оставлял себе потом только 80 копеек, говорил – «на бутерброд и на метро». Остальное возвращал. Были у Сальникова и «слабости»: не платить за проезд в электричке. И как-то раз, возвращаясь в Москву из Тарасовки, где расположена база «Спартака», убежал от контролеров, забыв на сидении конверт с премиальными.
Обожал теннис. Когда он работал тренером в «Спартаке», люди в Тарасовку специально приезжали на электричке и платили за аренду корта, чтобы сыграть с Сальниковым. Дочерей от обоих браков отдал заниматься этим элитным видом спорта. Одна из них — Юлия, чемпионка СССР, потом вышла замуж за грека Апостоласа Циципаса, а их старший сын Стефанос стал звездой мирового тенниса. Всего у Сальникова было пять детей.
Про самого Сергея Сальникова говорили, что он внебрачный сын Николая Старостина, основателя «Спартака». Внешне они были очень похожи. До конца правды не знает уже никто. Интрига. На похоронах Николай Петрович не плакал, а сказал: «Еще многие из нас будут мечтать умереть на футбольном поле..». И уехал.
Сергей Сальников ушел из жизни в 58 лет от сердечного приступа сразу после матча ветеранов «Спартака». 41 год назад. А память осталась.
Денис Вдовин