Как-то всё это было изначально совершенно неправильно и совсем не так, как можно было это себе представить…
То, что Олег - человек очень сложный, Стася поняла уже давно и, к сожалению, прочувствовала это на собственной шкуре. То, что он пьёт, - и, похоже, сильно, - тоже давно уже перестало быть для неё секретом, хоть она и очень долго не могла до конца в это поверить. А вот то, что он при этом ведёт совершенно неправильный, с точки зрения своего образцово-показательного, похоже, старшего брата, образ жизни было для Стаси в новинку. В первую очередь, наверное, потому, что Олега, с его нелёгким характером, просто невозможно было подвести под какие-то общепринятые стандарты и заставить “жить правильно”. Всё-таки, даже по возрасту он был далеко уже не мальчик, и, насколько Стася могла судить со стороны, едва ли, даже после такого “серьёзного разговора”, он вдруг кинется вести себя как-то иначе… Ну, просто несколько поздно было уже воспитывать его и учить жизни, - даже если он действительно во всём кругом был неправ!.. И стыдить, и позорить в глазах родственников, и взывать к совести тоже было в данный момент бесполезно… Не произойдёт такого чуда, что он сейчас, вдруг проникшись, резко возьмётся за ум… Прямо вот сегодня и сию же минуту…
А самое главное, - ну, не время было для этого!.. Стася по-прежнему так считала. Совсем не время и не место!..
А Александр всё никак не успокаивался. Он говорил и говорил, а окружавшие их родственники кивали, поддакивали, соглашались и наперебой пытались вставить свои пять копеек…
Кстати, среди них Стася сразу же вычислила бывшую жену Олега. И вот она-то как раз, - в отличие от него самого, как это ни странно, - почему-то находилась здесь на правах законного члена семьи.
Все называли её не иначе, как Ирочка. К ней постоянно обращались, её слушали, с ней соглашались, её мнением интересовались, - да и вообще, все вели себя с ней очень мило и приветливо… Она с умным видом - и очень громким голосом - не переставала что-то вещать; она отдавала какие-то распоряжения другим родственникам, и она больше всех, - за исключением, разве что, Александра, - объясняла своему бывшему мужу, какой он ужасный и никудышный…
Остановите Землю, я сойду!.. Да что такое творилось здесь, в этой квартире, с этими людьми?.. Это просто не подчинялось никаким общечеловеческим нормам морали и этики…
На Стасю все вообще смотрели, как на пустое место. Она не почувствовала со стороны родственников Олега ни раздражения, вызванного её присутствием, - что было бы, в принципе, вполне объяснимо, - ни какого бы то ни было интереса к ней. Все просто совершенно естественно вели себя так, словно её вообще здесь не было. Но самой Стасе, в принципе, было плевать на это. Она видела их всех в первый раз в жизни, - и, вполне возможно, что и в последний. Ей не было ни малейшего дела до их симпатий или антипатий. Они и сами-то как-то не произвели на неё особо приятного или хотя бы даже просто положительного впечатления.
А вот Олега Стасе реально было в тот момент жалко. В этой разношёрстной толпе милых любящих родственников он просто совершенно поник и потерялся. А Стася в подобной ситуации даже не могла прийти к нему на помощь или поддержать, потому что она пока совершенно не понимала подоплеки всего происходящего. Похоже, Олег был здесь просто чужой. Даже ещё более чужой, чем она сама… Потому что на Стасю просто никто не обращал внимания, - тогда как на Олега они дружно накинулись всем скопом с упрёками и обвинениями со всех сторон и, казалось, того и гляди, попросту разорвут на части…
В какой-то момент он не выдержал и просто выскочил из квартиры. Стася, мгновение поколебавшись, шагнула вслед за ним. Но дорогу ей вдруг перегородил Александр, словно только что её заметивший.
- Пусть бежит!.. Набегается, - вернётся!.. - сухо сказал он, словно речь шла об отбившемся от рук ребёнке. - Никуда он не денется!..
А вот в этом Стася как раз не была так уверена… Ей стоило немалых трудов привезти его сюда… И она вполне могла допустить, что он может сейчас сорваться и попросту уйти… Но, возможно, Александр знал своего брата лучше, чем она?.. По крайней мере, говорил он вполне уверенно и без малейшей тени сомнений…
Стася замерла, не совсем понимая, как она должна поступить в такой ситуации. Она пришла сюда вместе с Олегом, а потому чувствовала, что должна сейчас пойти за ним. Возможно, ему была нужна её помощь и поддержка… Но, с другой стороны, уже достаточно хорошо зная этого человека, Стася очень сомневалась в том, что он воспримет её попытку поддержать его правильно… Вряд ли он вообще захочет, чтобы она его сейчас видела…
Так что на самом деле её остановил вовсе даже и не Александр. А внутреннее предчувствие, что ей не стоит сейчас идти за Олегом.
- Посиди! - Александр кивнул на стоящую в коридоре небольшую кушетку. - Что стоять-то?.. Сейчас вернётся; никуда он не денется!.. Тебя как зовут?
- Анастасия, - ответила Стася, присаживаясь на краешек.
- А меня - Саша. Пусть немного погуляет!.. Сам виноват!.. Ты же знаешь, что у него все проблемы из-за одного?..
Вообще-то, нет, - Стася толком этого ещё не знала. Хотя и начала уже догадываться. Но, тем не менее, она слегка кивнула.
Александр с умным видом начал объяснять Стасе, что все проблемы у Олега, разумеется, из-за спиртного, и, если он не возьмёт себя в руки и не начнёт жить нормально, то всё будет ещё хуже… Но он, мол, не желает ничего слушать, и говорить с ним бесполезно…
Стася всё это прекрасно понимала и даже видела своими собственными глазами. Она не оправдывала Олега. Но и самого Александра в данной конкретной ситуации тоже оправдать была не в силах.
Родственники переместились куда-то в сторону кухни. Через некоторое время к ним присоединилась и мама Олега. В коридоре остались только они вдвоём.
Да, Стася действительно была согласна с тем, что говорил Александр. И всё-таки… Всё-таки она по-прежнему полагала, что сейчас не время и не место для подобных разборок.
- Он даже и сегодня-то не мог приехать трезвым!.. - никак не успокаивался Александр, найдя, похоже, новые и свежие уши. - Отец умер, а ему и дела нет!..
- На самом деле он просто в шоке! - невольно вырвалось у Стаси. - Он был очень расстроен…
Её слова почему-то прозвучали в данной ситуации на редкость неуместно…
- Расстроен?.. Он?.. - издевательски бросил Александр. - Да ему плевать на всех!..
- И всё-таки, я пойду посмотрю, где он! - сказала Стася и вышла за дверь, прерывая таким образом этот не слишком приятный для неё разговор.
Во-первых, она чувствовала, что просто не в праве обсуждать Олега за его спиной. А во-вторых, она по-прежнему что-то недопонимала, а потому не могла ни спорить с Александром, ни соглашаться с ним.
Олега Стася нашла около лифта. Но она успела только подойти к нему; на то, чтобы хоть что-то сделать или хотя бы сказать, времени у неё уже не хватило. Потому что Александр, как оказалось, решил выйти следом за ней.
Он подошёл к младшему брату и снова начал что-то ему выговаривать. Стася минуту постояла рядом с ними, а потом отошла в сторону, явно ощущая себя здесь лишней. Но в квартиру она пока не вернулась, наблюдая за ними…
Вся эта ситуация с каждой минутой казалась Стасе всё более неприятной… Тяжело было уже при одной только мысли о том, по какому поводу они все здесь собрались… А уж все эти их внутрисемейные разборки вообще создавали прямо-таки гнетущую атмосферу, из которой очень хотелось выбраться на свежий воздух…
Да, вот теперь-то Стася прекрасно понимала, почему Олег так не хотел сюда ехать!..
Ведь он-то сам заранее хорошо знал о том, что его ждёт, - и, возможно, не слишком желал, чтобы Стася увидела всё это собственными глазами…
Через пять минут Олег и Александр направились к квартире. Стася зашла вместе с ними.
И только теперь, после того, как родственники, похоже, выяснили отношения между собой, они, наконец-то, соизволили приступить к обсуждению того самого вопроса, ради которого они все здесь вообще-то и собрались…
Олег во всех этих обсуждениях участия не принимал. Он по-прежнему держался чуть в стороне от своих родных. К нему никто из них не обращался, его мнения не спрашивали. Зато его бывшая жена была на высоте. Она не умолкала; она предлагала, рекомендовала, объясняла, что и как должно быть… Все остальные просто с немым благоговением слушали категоричные рассуждения “Ирочки” и, похоже, внимали её словам, как прописным истинам… А Стася, глядя на неё, по-прежнему никак не могла понять, что она вообще здесь делает?..
Зато она получила возможность как следует её рассмотреть.
Ирина была старше Стаси лет на пять-шесть. Выглядела она, в принципе, неплохо для своего возраста, - не красавица, но при этом довольно симпатичная, приятная на внешность, ухоженная и хорошо одетая женщина, знающая себе цену. Но держалась она очень вызывающе, - можно было прямо сказать - нагло. Стасе она показалась на редкость неприятной особой.
И это ни в коем случае не было ревностью. Стася смотрела на всё происходящее словно со стороны, а поэтому оценивала её вполне объективно, как любого совершенно постороннего человека, каковым она для неё, в принципе, и являлась. Стасе вообще по жизни чуждо было такое чувство, как ревность. Она его просто не понимала. Бывало, конечно, иногда - что-то кольнёт в сердце, когда случайно узнаешь нечто такое, чего тебе знать не следует, - как, например, в тот день, когда Стася случайно обнаружила в телефоне Олега эсэмэски от неведомой ей Анны. Но и только.
НАВИГАЦИЯ ПО КАНАЛУ