Продолжение. Ранее: "На Кипр! Часть 4. По святым местам в окрестностях Ларнаки."
Итак, после Ларнаки мы переехали в Пафос. О «светской» части нашего пребывания расскажу позднее, а пока завершу тему поездки по святым местам. Пожалуй, наиболее известным и ближайшим к городу является Монастырь Святого Неофита Затворника.
В отличие от апостолов и других подвижников, проповедовавших христианство, Неофит всю жизнь пытался уйти от мира и вообще от какого-либо общения с людьми. Собственно, прозвание Затворник как раз об этом и свидетельствует.
Родился он около 1134 года в деревне Лефкара в благочестивой, но бедной крестьянской семье. С самого детства он проявлял глубокое благочестие и тяготение к уединенной жизни. Читал Писание, особенно Псалтирь, и мечтал о монашестве. Однако родители имели другие планы. Примерно в 17 лет, вопреки его воле, его насильно женили. В первую же брачную ночь Неофит тайно ушёл из дома и направился в монастырь Святого Хрисостома, желая стать монахом. Однако настоятель монастыря отказал ему в этом, посчитав его слишком молодым и жизненно неопытным для принятия монашества.
Разочарованный, Неофит покинул монастырь и отправился в Святую землю. Было ему тогда примерно 20 лет. Но и там он не нашел себе пристанища и вернулся на Кипр, но не пошел домой, а отправился в Пафос. Документов у него не было, да и вид был подозрительный, так что его арестовали, приняв за беглого преступника, и посадили в тюрьму. Где он провел какое-то время, пока шло расследование. Потом его выпустили, но за время пребывания в тюрьме он принял решение полностью удалиться от мира.
В горах близ Пафоса он нашёл скалу и выдолбил в ней пещеру, которую назвал “Энглейстра” — «место уединения». В этом месте он провел более 50 лет и был похоронен в могиле, которую также сам для себя выдолбил в скале.
Большую часть времени он проводил в молитве, питался в основном дикорастущими травами и хлебом, который иногда приносили монахи или местные крестьяне. Постоянно писал: оставил множество сочинений — толкования на Писание, богословские трактаты и автобиографические записки. Из пещеры он почти никогда не выходил. Только в особых случаях он принимал гостей или учеников, общаясь с ними через щель в стене.
К нему приходили, чтобы попросить его молитв, за исцелением от болезней и душевных недугов. Считалось, что он обладает даром пророчества и что он, например, предвидел набеги сарацинов на Кипр, латинскую оккупацию Кипра после Третьего крестового похода, землетрясения и смуты.
После смерти его тело, похороненное в заранее подготовленной им гробнице в пещере, стало источником мироистечения. Люди собирали капли мира, которое, как верили, исцеляло и защищало от болезней.
Ну а теперь, что сейчас видят посетители Монастыря святого Неофита. Келья – его личное место для сна и молитвы. Часовня – освящённая в честь Вознесения Господня, в которой он совершал богослужения. Гробницу, в которой он был похоронен.
Особое впечатление, конечно, производят фрески XII века, многие из которых, по преданию, созданы самим Неофитом или под его руководством.
Ну а почему же здесь возник монастырь? Ведь сам Неофит писал: «Я бежал от мира не для того, чтобы собрать братство, но чтобы спрятаться от всего». Но люди к нему тянулись. За помощью, за наставлениями. Примерно в 1170-х годах он уступил просьбам и разрешил нескольким ученикам поселиться около его затвора. Это стало началом монашеской общины. Ну и, соответственно, стали обустраиваться кельи, была построена внешняя церковь (в XII веке, уже после смерти святого в 1219 году), организовалось хозяйство. Монастырю властями была выделена земля, получено благословение епископата, появилась возможность получать пожертвования.
В общем, монастырь зажил своей жизнью. Его главный храм был построен в начале XVI века и освящён в честь Пресвятой Богородицы. В 1570 году монастырь был разграблен турками. После чего он пребывал в запустении и начал возрождаться в середине восемнадцатого века. В 1756 году были найдены мощи Неофита, которые были перенесены в главный храм монастыря, где и хранятся в настоящее время.
В одном из зданий монастыря сейчас расположен музей с большим количеством интересных экспонатов: иконы, рукописи, предметы церковного быта и даже античная керамика. Обнаружилась и очень красивая плащаница из России, подаренная монастырю в XIX веке.
Непредвиденные изменения маршрута
Из Пафоса у нас была также запланирована поездка в известные монастыри Киккос и Троодитисса. Но тут случилась незадача. Сначала загорелась сигнальная лампочка на панели автомобиля. Позвонили в прокат, оказалось, что ничего критичного. Поехали. Спустя какое-то время неожиданно перед машиной проносится неизвестно откуда взявшаяся черная кошка. Это заставило нас остановиться и задуматься над этими знаками.
Подумалось, что если возникнет еще третье предзнаменование, то придется внести изменения в планы поездки. И тут обнаруживаем, что я забыл джинсы, а в шортах, как известно, в монастырь ходить не принято. Так что пришлось возвращаться в отель и перестроить маршрут поездки, отправившись в монастыри Агия Мони и Хрисороятисса.
Монастырь Агия Мони
К этим монастырям идет красивая горная дорога, так что поездка сама по себе доставляет удовольствие. Монастырь Агия Мони не так известен, как монастырь Хрисороятисса, но относится к числу старейших монастырей Кипра и имеет интересную историю.
Возник он, по преданию, на месте разрушенного языческого храма богини Геры. Из оставшейся груды камней в IV веке два благочестивых мужа Евтихий и Николай построили на этом месте храм, посвященный Богородице. При этом он хранил реликвию — часть покрова Пресвятой Богородицы — вплоть до 1754 года. Со временем здесь сформировалась монашеская община, и место стало известно как «Агия Мони» — «Святая обитель».
Наряду с многими другими монастырями, «Агия Мони» после завоевания Кипра османами пришел в упадок. Но в 1630 году его принял под свое попечение знаменитый монастырь Киккоса. Спустя 8 лет после этого была проведена большая реконструкция и на месте ранней церкви была построена новая, которая и сохранилась до наших дней.
Монах-путешественник Григорович-Барский посетил монастырь в 1735 и оставил такую запись: «Монастырь этот построен в честь Святителя Христова Николая, именуется же повсеместно Святая Обитель. Во времена христианства он был богат, и многие иноки жили тут. После завоевания варварами обитель обезлюдела и многие годы простояла пуста. Сейчас же тут, благодаря помощи Киккского монастыря, живут несколько монахов, возделывают землю и держат животных.»
Монахов мы в монастыре не увидели , а вот животных, вернее птиц, обнаружили.
Отмечу, что почитав запись Григоровича-Барского, я отметил одно разночтение. Ранее в описаниях монастыря звучало, что первоначально он был посвящен Пресвятой Богородице. На каком именно этапе своего жизненного пути произошло посвящение монастыря (или храма) в честь св. Николая, мне обнаружить не удалось. Хотя, может быть, никакого разночтения здесь и нет, а имеет место различные посвящения – самого монастыря и главного храма.
Святой Афанасий Афонский и Агия Мони
Монастырь связан с именем еще одного святого, сыгравшего значительную роль в истории всего православного монашества – Афанасия Афонского. Родился он в городе Трапезунд (ныне Трабзон, Турция) в благочестивой христианской семье, получил превосходное образование и стал учителем в Константинополе. По всей видимости, в эти годы подружился с императором Никифором II Фокой.
Стремясь к духовной жизни, он удалился на гору Киминас в Малой Азии, где принял постриг с именем Афанасий.
Примерно в 958 г. по благословению своего духовного наставника старца Михаила Малеина он отправился на Афон, поселился в отдалённой обители и жил в строгом уединении. Однако слава о его подвижничестве привлекала к нему других монахов, желавших стать его учениками.
Император Никифор Фока, бывший его другом, узнав о месте пребывания Афанасия, предложил ему средства для строительства большого монастыря. Надо сказать, что в те времена монастырей на Афоне не было, и приезжавшие туда монахи жили, как правило, уединенно. Афанасий колебался, но согласился, посчитав это предложение Божьим промыслом. В результате на Афоне возник первый и крупнейший монастырь — Великая Лавра. Кроме собственно строительства монастыря, Афанасий также ввёл в нем строгий общежительный устав (киновию), который позже стал образцом для всех афонских монастырей. Устав регламентировал всю жизнь братии: общую молитву, труд, трапезу и отдых.
Но строгие порядки, которые ввел Афанасий, и приток значительных денежных средств вызвали недовольство среди части афонских отшельников, и Афанасий покинул Афон и переехал на Крит, где поселился как раз в монастыре Агиа Мони. Здесь он совершал много чудес: исцелял больных, предсказывал будущее, изгонял бесов. Известно чудо, когда по его молитве из сухой скалы забил источник. Спустя несколько лет по просьбе афонских монахов, раскаявшихся в своем осуждении Афанасия, он вернулся назад на Афон.
Погиб преподобный Афанасий при трагических обстоятельствах. Он вместе с шестью учениками проверял строительство нового храма, когда свод неожиданно обрушился. Все семеро погибли и были погребены под завалом. Его мощи были обретены нетленными и по сей день хранятся в соборном храме Великой Лавры как великая святыня. А на территории монастыря Агиа Мони в память о его пребывании в XIV был построен небольшой однонефный крестово-купольный храм.
Здания монастыря и вся территория находятся в прекрасном состоянии, хотя по информации, которую я прочитал на сайте http://cyprusiana.ru/, несколько лет назад здесь жил только один монах. Тем не менее, монастырь является действующим.
Монастырь Хрисоройатисса
Побывав в Агиа Мони, мы отправились в расположенный в 3-х километрах Монастырь Божией Матери Хрисоройатисса. Официальная история его возникновения такова. Монах-отшельник Игнатий, прогуливаясь в думах по берегу моря вблизи Пафоса, неожиданно обнаружил выброшенную на песок икону Богородицы. Игнатий понял, что это знак свыше и решил построить в том месте, на которое ему указал ангел - на горе Рой. Позже на месте церкви был основан монастырь Хрисороятисса. Основан он был в 1152 году.
Главный храм обители был построен в 1760-70 годах. иконостас в нём − работа 1790 года, амвон − 1791-го. В 1803 году был сделан архиерейский трон и балкон (гинеконитис).
В годы греческой войны за независимость обитель пострадала: настоятель Иоаким был казнён, а монастырь разграблен. Были разрушения и от пожара в 1967 году, уничтожившего библиотеку и трапезную. Тем не менее, монастырь восстанавливался и сохраняет бесценные реликвии.
В монастыре есть церковный музей с иконами, утварью, облачениями XVII–XX веков. По инициативе игумена Дионисия с июня 2001 года для посещения открыта монастырская ризница. В ней собраны и экспонируются реликвии обители с XII по середину XIX веков. Самая древняя − нагрудный крест XII века. В ризнице также хранятся деревянные кресты и иконы. Самая древняя датируется XIV веком. Есть здесь богослужебная утварь, паникадила из муранского стекла, свечи, рукописи, игуменские и дьяконские облачения, архиерейские посохи, дискосы (самый древний − XV века), кадильницы, шитая золотом плащаница, расписные керамические пасхальные яйца, поясные пряжки, мощевики и другие реликвии.
К сожалению, попасть нам туда не удалось. Но повезло с другим. Готовясь к поездке, мы прочитали на cyprusiana.ru, что на территории монастыря есть картинная галерея, в которой представлены 55 картин кипрских и иностранных художников, собранные в 1978 − 2010 годы игуменом Дионисием. И, встретив на территории священника, попросили, чтобы нам разрешили туда попасть. Он отвел нас к женщине в церковной лавке, та долго отнекивалась, но батюшка настоял и она отвела нас в галерею.
Оказалось, что находится она в помещении, которое, похоже, используется для каких-то собраний. Что-то вроде большой аудитории со столами. А картины развешаны на стенах. Картины произвели на нас большое впечатление. Написаны они в стиле фольклорно-народной живописи. Вроде бы очень простые, но теплые и радостные. После некоторых уговоров нам разрешили сфотографировать одну из картин. Она очень хорошо отражает стиль этой коллекции.
Еще одна достопримечательность монастыря - винодельня. Она существовала при монастыре ещё с XVIII века. Но с вступлением Кипра в ЕС оказалось, что её присутствие «искажает облик монастыря», и по новым нормам производство пришлось перенести — всего на пятьсот метров, в сосновую рощу, прямо к виноградникам. Сегодня там работает современное хозяйство Chrysorrogiatissa Wines, а старая винодельня сохранилась как музей. Кстати, место, куда выгружали виноград и потом давили ногами, нам очень напомнило сюжет на картине в галерее.
Послесловие
Первоначально мы думали, что назад в Пафос вернемся другой дорогой, через монастырь Киккос. Но впечатлений уже и так получилось много. Дальше уже был бы перебор. Так что возвращались назад уже знакомым путем.
И, пожалуй, напоследок стоит высказать одну незатейливую мысль в отношении посещения православных мест Кипра. История Кипра чрезвычайно богата и связана с именами знаковых фигур христианства. Но чтобы оценить это, надо немного потрудиться. Почитать о жизни христианских подвижников, важных событиях и местах на том же сайте cyprusiana.ru. И тогда окажется, что посещение каждого монастыря – это целая глава в увлекательной книге. Так что, как писано в Евангелии от Матфея:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.»
Продолжение. "На Кипр! Часть 6. От неолита до модерна: наши культурно-исторические изыскания. Лемба, Пафос, Фикарду."