Найти в Дзене

Роль вставной повести о капитане Копейкине в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

В поэме Гоголя «Мёртвые души» есть один необычный эпизод — вставная повесть о капитане Копейкине. После обличительной речи Ноздрёва на балу у губернатора, чиновники города "N" наконец поняли, что ничего не знают о Чичикове. На встрече чиновников почтмейстер рассказывает историю калеки-капитана, воевавшего в кампании 1812 года, и рассказ этот занимает целую главу. Зачем Гоголь вставил в поэму такую «побочную» историю? Капитан Копейкин — офицер, потерявший руку и ногу в Отечественной войне 1812 года. Он приезжает в Петербург просить у властей помощи. Но чиновники лишь "кормят" его обещаниями. «Ходит он, ходит, стучится, стучится, — да что ж? Всё только: подождите, сударь, да мы рассмотрим». Копейкин доведен до отчаяния - дожидаться приезда монарха Копейкин больше не может, герой вынужден столкнуться с мертвыми душами чиновников Петербурга: „Но, ваше высокопревосходительство, сами можете, в некотором роде, судить, какие средства могу сыскать, не имея ни руки, ни ноги“.
— „Но, — говорит
Оглавление

В поэме Гоголя «Мёртвые души» есть один необычный эпизод — вставная повесть о капитане Копейкине. После обличительной речи Ноздрёва на балу у губернатора, чиновники города "N" наконец поняли, что ничего не знают о Чичикове. На встрече чиновников почтмейстер рассказывает историю калеки-капитана, воевавшего в кампании 1812 года, и рассказ этот занимает целую главу. Зачем Гоголь вставил в поэму такую «побочную» историю?

Сюжет повести

Капитан Копейкин — офицер, потерявший руку и ногу в Отечественной войне 1812 года. Он приезжает в Петербург просить у властей помощи. Но чиновники лишь "кормят" его обещаниями.

«Ходит он, ходит, стучится, стучится, — да что ж? Всё только: подождите, сударь, да мы рассмотрим».

Копейкин доведен до отчаяния - дожидаться приезда монарха Копейкин больше не может, герой вынужден столкнуться с мертвыми душами чиновников Петербурга:

„Но, ваше высокопревосходительство, сами можете, в некотором роде, судить, какие средства могу сыскать, не имея ни руки, ни ноги“.
— „Но, — говорит сановник, — согласитесь: я не могу вас содержать, в некотором роде, на свой счет; у меня много раненых, все они имеют равное право... Вооружитесь терпением.

Копейкин вынужден прибегнуть к ультиматуму, - ему некуда идти и нечего есть:

"... не сойду с места до тех пор, пока не дадите резолюцию“.
"Под Красным ли или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу"
"Под Красным ли или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу"

Чиновник зовет фельдъегеря, который поможет капитану переехать "на казенную квартиру". На этом моменте повесть внезапно завершается:

"... куда делся Копейкин, неизвестно; но не прошло, можете представить себе, двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, судырь мой, не кто другой...»

Не добившись справедливости, Копейкин идет на крайние меры - становится атаманом шайки, которая грабит проезжих в лесах.

Почему эта история важна?

На первый взгляд кажется, что повесть о капитане Копейкине не связана с основным сюжетом. Но на самом деле вставная повесть имеет несколько важных функций:

1. Обличение власти
История показывает бессердечие и равнодушие чиновников. Герой войны, отдавший здоровье за родину, оказывается никому не нужен. Государство, которое должно было поддержать его, отталкивает.

2. Сатирическое зеркало эпохи
В судьбе Копейкина отражается общая болезнь общества — социальная несправедливость. Гоголь словно предупреждает: если отвергать обездоленных и честных людей, то они могут встать на путь зла.

3. Связь с образом Чичикова
История Копейкина звучит именно в момент, когда чиновники начинают подозревать Чичикова. Их воображение готово придумать самые невероятные версии, и потому рассказ о «разбойнике» вплетается в сюжет. Это создаёт особую атмосферу недоверия и таинственности вокруг главного героя.

Зачем Гоголь включил эту повесть?

Во вставной главе чувствуется авторское желание расширить границы поэмы: показать, что тема «мертвых душ» — это не только афера Чичикова, но и судьбы простых людей, которых «система» делает ненужными.

Повесть о капитане Копейкине — маленькая трагедия внутри большой сатиры. Она помогает понять, что «мертвые души» бывают не только в крепостных списках, но и среди чиновников, утративших совесть и сострадание.

Подумайте, можно ли назвать и Чичикова, и капитана Копейкина - преступниками. Каковы причины преступлений? И кто из них заслуживает снисходительности?