Найти в Дзене
КП - Новосибирск

«Мне явились бесы»: кинооператор зарезал священника-блогера

Понедельник, 5 августа 2013 года, стал черной датой в истории Пскова. Вечером этого дня в тихом частном доме №7 по улице Красногорской, неподалеку от храма Константина и Елены, было обнаружено тело известного православного священника, протоиерея Павла Адельгейма, с многочисленными ножевыми ранениями. Эта трагедия потрясла общество не только жестокостью и неожиданностью, но и личностью погибшего — человека огромной силы духа, прошедшего советские лагеря и посвятившего жизнь служению Богу и людям. Расследование и последовавший за ним судебный процесс раскрыли историю, лежащую на границе мира веры и человеческого безумия, закончившуюся не приговором, а актом милосердия со стороны самых пострадавших. Протоиерей Павел Адельгейм был не просто священником. Он был живым свидетелем эпохи гонений на Церковь. В советские годы он был арестован по доносу за антисоветские высказывания и провел три года в тяжелейших условиях Кызыл-Кумских рудников, где потерял ногу. Несмотря на это, его вера и сила д
Оглавление
Отца Павла убил парень, который пришел к нему за спасением
Отца Павла убил парень, который пришел к нему за спасением

Понедельник, 5 августа 2013 года, стал черной датой в истории Пскова. Вечером этого дня в тихом частном доме №7 по улице Красногорской, неподалеку от храма Константина и Елены, было обнаружено тело известного православного священника, протоиерея Павла Адельгейма, с многочисленными ножевыми ранениями.

Эта трагедия потрясла общество не только жестокостью и неожиданностью, но и личностью погибшего — человека огромной силы духа, прошедшего советские лагеря и посвятившего жизнь служению Богу и людям.

Расследование и последовавший за ним судебный процесс раскрыли историю, лежащую на границе мира веры и человеческого безумия, закончившуюся не приговором, а актом милосердия со стороны самых пострадавших.

Исповедник, строитель, блогер

Протоиерей Павел Адельгейм был не просто священником. Он был живым свидетелем эпохи гонений на Церковь. В советские годы он был арестован по доносу за антисоветские высказывания и провел три года в тяжелейших условиях Кызыл-Кумских рудников, где потерял ногу.

Несмотря на это, его вера и сила духа не были сломлены. С 1976 года он служил в Псковской епархии, где его энергия воплотилась в реальные дела: он восстановил два храма в Пскове, построил один новый в области, создал и на протяжении 16 лет содержал православную общеобразовательную школу регентов, а также организовал приют для детей-инвалидов с тяжелой психической патологией.

Павел Адельгейм был легендой в православных кругах
Павел Адельгейм был легендой в православных кругах

Отец Павел был также ярким мыслителем и публицистом. Он являлся автором множества работ, посвященных острым и болезненным вопросам современной церковной жизни. Книга «Догмат о Церкви», изданная в 2002 году, стала главным произведением священника.

Будучи человеком современным и открытым, он до последнего дня вел активную деятельность в интернете, ведя блог, где делился своими размышлениями. Его последняя запись была сделана за два дня до гибели, 3 августа, и в ней он рассуждал о огненном восхождении пророка Илии и о разных путях человеческого бытия.

– Одни полагают счастье в благополучии, довольстве и покое... Другие, наоборот, ищут впечатлений, приключений, романтики, — писал он, не зная, что его собственный земной путь подходит к концу.

Чаепитие, закончившееся убийством

За несколько дней до трагедии, 1 августа, отец Павел отпраздновал свое 75-летие. На праздник собралось много гостей, около сорока человек приехали только из Москвы. Среди них был и 27-летний москвич Сергей Пчелинцев. Как позднее рассказывала близкая знакомая семьи Ольга Гусева, молодой человек вел себя несколько странно, но для дома Адельгеймов это не было редкостью.

Отец Павел был известен своим даром успокаивать людей душевной беседой, и к нему часто направляли людей с трудной судьбой и психическими расстройствами. Его дом всегда был открыт для всех, независимо от статуса и состояния.

Дом Павла Адельгейма
Дом Павла Адельгейма

5 августа Сергей вновь пришел в дом на Красногорской. Ничто не предвещало беды. Отец Павел и его гость мирно сидели на кухне, пили чай, священник показывал молодому человеку какую-то книгу. Супруга отца Павла, матушка Вера, ненадолго вышла из комнаты.

Именно в этот момент, по неустановленным причинам, Сергей схватил большой нож, лежавший на стоявшей рядом подставке, и нанес священнику несколько ударов. Один из ударов оказался смертельным и попал прямо в сердце. Как отмечали все, знавшие отца Павла, он был человеком невероятно спокойным и мягким, и не мог никоим образом спровоцировать подобную агрессию.

Явление бесов

После совершения убийства Сергей Пчелинцев попытался покончить с собой, но был задержан прибывшими на вызов сотрудниками полиции.

Пчелинцева спасли, прооперировали и поместили в реанимацию под охрану четырех сотрудников полиции. Когда следователи смогли допросить его, они услышали шокирующую версию произошедшего.

Сергей заявил, что во время беседы ему «явились бесы и приказали его убить». Как выяснилось в ходе расследования, молодой человек действительно страдал от серьезного психического заболевания. Его мать подтвердила, что у сына имелись психические отклонения, полученные в результате старой спортивной травмы.

Он мучился сильными головными болями, искал способы себе помочь и даже просил знакомых молиться за него. Узнав о псковском священнике, который, по слухам, помогал «бесноватым», он приехал к нему в надежде на исцеление.

Убийца-номинант

Расследование раскрыло неоднозначный портрет Сергея Пчелинцева. С одной стороны: душевнобольной человек, совершивший ужасное преступление. С другой: талантливый выпускник операторского факультета ВГИКа.

Парадоксальным образом, уже после убийства, в октябре 2013 года, он стал номинантом престижной кинопремии «Лавровая ветвь» в категории «Лучший по профессии» за работу над фильмом «Катя». Его номинация была оформлена еще до трагедии, и член жюри Виталий Манский подтвердил, что решение было основано исключительно на профессиональных качествах.

Сергей Пчелинцев был предпринимателем и талантилвым оператором
Сергей Пчелинцев был предпринимателем и талантилвым оператором

Помимо кинематографа, Пчелинцев занимался семейным бизнесом по продаже бижутерии, который его мама начала около двадцати лет назад. Он закупал товар в Китае и Корее и продавал серьги, колье, браслеты и другие украшения. Его сотрудница Елена характеризовала Сергея исключительно с положительной стороны:

– Я его знаю только с положительных сторон, как доброго, отзывчивого, внимательного. Он понимающий человек, всегда шел на уступки, зарплату никогда не задерживал.

«Претензий никаких не имею»

Судебный процесс по делу об убийстве отца Павла Адельгейма проходил в Псковском городском суде. На заседаниях Сергей Пчелинцев чаще всего молчал и казался безучастным. Лишь однажды, на вопрос о событиях рокового вечера, он ответил: «Мне нечего сказать».

Свидетели описывали его странное поведение до и после преступления, в том числе как он бегал с ножом по улице и кричал, что убил святого человека по приказу сатаны. Было установлено, что во время совершения преступления он не мог осознавать фактический характер и опасность своих действий и руководить ими.

Исходя из этого, государственный обвинитель, заместитель прокурора города Марина Яковлева, ходатайствовала не о тюремном сроке, а о направлении Пчелинцева на принудительное лечение в стационар специализированного типа.

Жена священника простила убийцу мужа
Жена священника простила убийцу мужа

Самым поразительным в этой истории стало поведение семьи погибшего. Вдова отца Павла, матушка Вера Адельгейм, не выразила ни гнева, ни жажды мести:

– Ну как можно наказать его? Я в первый же день, когда меня вызвали к следователю, сказала, что претензий никаких не имею. Отца Павла этим не вернешь, остальное меня не касается.

Она рассказала суду, что мать Сергея приезжала к ней просить прощения, вставая перед ней на колени.

– Я поехала к мужу на могилку, прихожу, меня встречает мама Сережи. Она подошла, встала на колени, попросила прощения. Я напоила ее чаем, и мы расстались, – рассказала она.

Приговор

Матушка Вера заявила, что не имеет претензий и уже простила совершившего злодеяние, подчеркнув, что ее дом по-прежнему открыт для всех.

19 февраля 2014 года судья Галина Белик вынесла решение, поставившее точку в этом деле. Сергей Пчелинцев был освобожден от уголовной ответственности и направлен на принудительное лечение в психиатрический стационар.

По материалам «КП»-Псков