В этом году исполняется 125 лет со дня рождения исполнительницы русских народных песен и романсов Лидии Руслановой. В ее жизни была и всенародная любовь, и уважение Сталина, но и тюрьма, куда Русланову упрятали по указанию вождя. За что же ее посадили?
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать, нажав соответствующую кнопку в конце материала.
Пик популярности певицы пришелся на годы Великой Отечественно войны. Она начала выступать перед солдатами на Смоленщине под Ельней летом 1941-ого и «дошла до Берлина!» - спела в победные майские дни 1945-ого у берлинского Рейхстага. Даже оставила автограф на одной из уцелевших колонн. Подсчитали, что за четыре года войны на фронтах певица дала 1120 концертов.
- Папа рассказывал такую историю, связанную с именем Руслановой, - делится дочь народного артиста СССР Анатолия Папанова Елена. - В 1942 году его тяжело ранили, ампутировали два пальца на ноге. Он вспоминал военный госпиталь. Коридор, заставленный кроватями, и громкий, радостный голос Лидии Руслановой «Валенки, валенки, а, не подшиты стареньки…» Пластинку ставят несколько раз по просьбе оперируемого бойца. Ему надо было ампутировать ногу, а анестезирующих средств в госпитале не осталось, и он согласился на операцию без наркоза. Попросил только, чтобы поставили «Валенки».
Вообще эту песню, которая, как гласит легенда, родилась в недрах цыганского табора, до Лидии Руслановой исполняли разные артистки, в том числе и «белая цыганка» Изабелла Юрьева. Но именно после того, как Лидия Андреевна в конце 1930-х переделала цыганскую плясовую на русский лад, «Валенки» стали особенно популярными и визитной карточкой Руслановой.
Великая Отечественная не первая война для певицы: она выступала и перед бойцами Красной армии в Гражданскую, и на фронтах советско-финской. Тогда ее прозвали Лидка - стрептоцид, - в 1940 году стояли ужасные холода, и Русланова, боясь простудить горло, постоянно пила красный стрептоцид, который ей казался панацеей от всех болезней.
- Мама не щадила себя, выступала при любой погоде, - вспоминала приемная дочь Руслановой Маргарита Крюкова. - Например, в 1942-м их фронтовой бригаде надо было выступать на улице в сильный мороз. Чтец Надежда Ник-Калнышевская вспоминала, что некоторые артисты отказались выходить на холод, остались отогреваться в землянке около «буржуйки». На импровизированную сцену вышла Лидия Русланова. Пела много, ее долго не отпускали. «Отказники», зная крутой нрав певицы, потянулись за ней на сцену. Потом, протягивая к печке посиневшие руки, певица им выговаривала: «Ребятки на смерть идут, а они, видите ли, боятся замерзнуть. А мне холод нипочем. Сейчас отогреюсь и еще спою!»
Песню «Катюша» Михаила Исаковского и Матвея Блантера, которая тоже стала популярной благодаря Руслановой, певица услышала в 1939 году, когда в студии ее записывала Валентина Батищева. Лидия Андреевна с ходу запомнила слова и мотив, а через несколько дней уже пела «Катюшу» с эстрады. Автор музыки Блантер удивлялся: «Это ведь фокстрот?!» Русланова парировала: «Кому фокстрот, а кому русская песня!»
На фронте даже немцы порой переставали стрелять, когда слышали с советской стороны «Катюшу». Однажды командование попросило Русланову попеть два часа, чтобы наши соединения смогли перегруппироваться. Для чего поставили радиоусилители. И выстрелы перестали звучать.
В конце 1943-го Лидия Русланова попала на собрание личного состава Первого Белорусского полка, которым тогда командовал ее муж - генерал-майор Владимир Крюков. Там зачитали письмо некой колхозницы, отдавшая свои трудовые сбережения государству, чтобы на эти деньги сделали пушку и передали ее сыну-воину. Тогда и Лидия Андреевна сказала, что также отдаст свои скопленные еще до войны средства: пусть на заводе выпустят батарею из четырех «катюш». Через три месяца она в торжественной обстановке передала полку боевые машины, которые солдаты любовно прозвали «лидушами». Позже на деньги певицы была изготовлена еще батарея таких «лидуш».
- Мне было шесть лет, когда в Ташкент, куда я была эвакуирована от папы пришло письмо с новостью, что он женится. В конверт была вложена фотография Лидии Руслановой, - вспоминала Маргарита Крюкова. - Чуть позже Лидия Андреевна приехала познакомиться со мной. За неделю, что она гостила, Русланова наняла портних, которые перешили мою одежду, - из старой я уже выросла. От нее я почувствовала такую заботу и ласку, что сразу стала называть ее мамой.
44-летний Владимир Крюков и 41-летняя Лидия Русланова познакомились в мае 1942 года, когда певица в составе концертной бригады приехала с выступлением под Волоколамск во 2-й кавалерийский корпус, которым командовал Владимир Викторович. К тому времени Крюков был вдовцом. В январе 1941 года, когда офицер уехал в командировку кто-то позвонил ему домой и сообщил супруге, что ее мужа арестовали. От отчаяния Клавдия Ивановна отравилась уксусной эссенцией. Русланова на момент знакомства тоже была свободной, - развелась со своим мужем - знаменитым конферансье Михаилом Гаркави, с которым они потом всю жизнь поддерживали дружеские отношения. Кстати, Гаркави и вел тот концерт. В ту первую встречу Крюков и Русланова общались за общим застольем, много смеялись. И через полтора месяца певица попросила снова организовать ей выступление в том кавалерийском корпусе. После концерта они прогуливались вдвоем.
- Мама вспоминала, что тогда они услышали из ближайшей деревни детский плач, - рассказывала Маргарита Крюкова. - Тогда папа вздохнул, поведал, что в Ташкенте с его сестрами живет маленькая дочь, и он очень переживает за меня. Лидия Андреевна ведь с пяти лет воспитывалась в детском доме, ее мама рано скончалась, а отца забрали на русско-японскую войну, откуда он вернулся без ноги и не смог обеспечивать детей. И так Русланова прониклась к рассказам обо мне, что тут же предложила Крюкову: «Хотите, я выйду за вас замуж?» Генерал опустился на колено, поцеловал ей руку: «Я буду счастлив! Клянусь, вы никогда не пожалеете об этом!» Так оно и получилось, - они были счастливы в браке. Это была красивая, любящая друг друга пара. Я много раз замечала, как мама с папой «разговаривали» глазами, такая между ними царила гармония!
Своих детей у Руслановой не было, - еще в первом ее замужестве в 1917-м она родила мальчика, который сразу же умер. А в конце войны она забеременела от Крюкова, но врачи запретили ей рожать, потому что обнаружили у певицы начальную стадию сахарного диабета. Поэтому маленькую Маргариту она полюбила, как родную дочь.
Как и миллионы советских граждан, Иосиф Сталин, если не любил, но уважал певицу Лидию Русланову. Они познакомились в 1930-х на одном из правительственных приемов. Тогда некий чиновник преподносил находившимся там женщинам разную бижутерию. Лидия Андреевна отказалась: «Советская женщина должна носить настоящие драгоценности, например, бриллианты». И отказалась от подарка. Сталин тогда присвистнул: «Смелая, рыкастая!» Конечно, такой «выпад» от вздорной певицы он запомнил.
- Парад Победы изначально должен был принимать сам Сталин, - рассуждала Маргарита Крюкова, - на белом коне, как все великие полководцы. Но его попытка продержаться в седле окончилась неудачей. Лошадь, почувствовав неуверенность седока, сбросила его. При падении Сталин ушиб плечо и голову, а когда встал - плюнул и сказал: «Пусть парад принимает Жуков, он старый кавалерист».
После войны и после парада популярность маршала Георгия Жукова была огромной. Его так и называли Маршалом Победы. А Русланова публично обращалась к Жукову - Георгий Победоносец. Конечно, это не нравилось вождю всех времен и народов Сталину. Ему казалось, что Жуков, пользуясь поддержкой военных, запросто сможет совершить государственный переворот и сам встать у власти.
Расправится с самим Жуковым Сталин не решался, поэтому решил «почистить» его окружение. В 1946 году начали возбуждать уголовные дела о том, как советские офицеры занимались мародерством в Германии и вывозили оттуда трофейные ценности. Дескать, делалось это под присмотром самого Жукова. Тогда были арестованы более ста офицеров, даже личный шофер маршала и его адъютанты.
Генерал Крюков дружил с Жуковым, с которым познакомился в 1930-х, когда оба служили в Белоруссии. Тогда Георгий Константинович командовал дивизией, а Крюков был у него командиром полка. Именно из-за этой этой дружбы Крюков и Русланова пострадали.
18 сентября 1948 года их арестовали: за ним пришли в московскую квартиру в Лаврушинском переулке, а ее схватили в Казани, где певица находилась на гастролях.
- Мама рассказывала, что в гостинице рано утром успела одеться, собиралась ехать в аэропорт чтобы вылететь в столицу. И вот за ней пришли, - вспоминала Крюкова. - Следствие над ней длилось чуть больше года. Ей предъявили антисоветскую деятельность... Помню, как арестовали папу, - за ним пришли два полковника. Он оделся, обнял меня: «Маргоша, это какое-то недоразумение. И маму ты не жди, думаю, она не приедет сегодня домой. Но ты помни, что тебе никогда не должно быть стыдно за своих родителей». Мне кажется, маму забрали из-за того, что Сталин испугался, ведь у нее был такой нрав: она могла за своего мужа по кирпичику разобрать кремлевскую стену.
Лидия Русланова вспоминала, что в застенках КГБ ее не били, но мучили многочасовым ночными допросами. Задавая разные вопросы, от певицы пытались получить хоть какой-нибудь компромат на Жукова. Например, почему Георгий Константинович в августе 1945 года в обход всех правил самолично наградил Русланову орденом Отечественной войны I степени? Кстати, в 47-м певицу этого ордена лишили. Или ругал ли Жуков Сталина в личных беседах? Лидия Андреевна не подписала ни одной бумаги против маршала.
Однажды министр госбезопасности СССР Абакумов лично завел Русланову в одну из тюремных камер, где весь пол был залит кровью. Абакумов тогда с ехидцей сказал: «Лидка, чувствуешь запах сигарет мужа?! Будешь говорить, то мы его бить не будем». Вот тогда певица рассказала, где у ее домработницы Валентины Андреевны она спрятала свои драгоценные украшения.
Всего у семьи конфисковали около миллиона рублей, 16 кг драгоценных украшений (208 изделий с бриллиантами), 132 живописных полотна русских художников, четыре иностранные легковые машины (среди них - «Бьюик», подаренный певице американцами в Берлине).
В своей книге «Смерть в рассрочку» писатель Борис Сопельняк, который в свое время изучал в архивах КГБ «дела» Руслановой и Крюкова, публикует протоколы допросов Лидии Андреевны и тех, кого она все-таки оговорила. Например, конферансье Алексеева и гармониста Максакова. Вот некоторые отрывки из книги:
«...Об Алексееве же она сказала, что он допускал антисоветские высказывания, позволял себе враждебные выпады в адрес Сталина, а также критиковал политику партии и правительства в области науки и искусства…
Обвинения по тем временам чудовищные - и Алексеева, конечно же, арестовали, а потом и осудили.
То же самое произошло и с Максаковым: по словам Руслановой, он тоже допускал антисоветские высказывания, не очень хорошо отзывался о Сталине, критиковал колхозный строй. Вскоре Максаков тоже оказался за решеткой, не помогло даже то, что Лидия Андреевна квалифицировала эти высказывания как обычное старческое ворчание.
Максаков, например, так и сказал:
- Мало того, что Русланова поддерживала меня, она сама допускала такие же антисоветские высказывания. И вообще, я должен заявить, что большинство моих антисоветских высказываний были результатом влияния на меня Руслановой. Не будет преувеличением сказать, что я буквально разлагался морально, соприкасаясь с Руслановой, но не в силах был прервать эту связь, так как зависел от нее материально. Не могу не сказать и о ее личных качествах. Русланова — это гнилая натура. Ей присуща страсть к наживе, грубость, сварливость. Она избегала петь советские песни на современную тематику, зажимала молодые таланты и вообще ей были чужды интересы советского искусства...»
«...Нам хорошо известно, что на квартире заведующего постановочной частью Марьянова устраивались самые настоящие оргии. Вначале Крюкова туда водили его адъютанты Алавердов и Туганов - до призыва в армию артисты казачьего ансамбля, а потом он захаживал туда вместе с вами.
- Первый раз слышу. Ни в каком притоне я никогда не бывала.
Бывали, Лидия Андреевна, ох, бывали. А доблестный генерал вообще оттуда не вылезал, причем не только до, но и после женитьбы на вас. Вот что рассказал об этом на одном из допросов Александр Марьянов:
- С появлением Крюкова жизнь притона приняла более разнузданную и массовую форму разврата. Алавердов и Туганов охарактеризовали своего командира как большого любителя женщин и обещали познакомить меня с ним. Через несколько дней они привезли двух поваров, много вина и продуктов, а вскоре появился и Крюков со своей любовницей некой Аллой Ивановной. С ним были и другие офицеры. После того как все основательно перепились, начался сплошной разврат, длившийся в течение всей ночи. Правда, Крюков остался верен своей Алле Ивановне. Но вскоре он от нее избавился, так как у него начался роман с Руслановой, завершившийся их женитьбой.
- И тут не обошлось без вашего участия?
- Отчасти да. Правда, познакомились они во время концерта в корпусе. Первое время Русланова приезжала со своим мужем Михаилом Гаркави, который был помехой для любовных интриг. Выход нашли весьма оригинальный: Гаркави спаивали и укладывали спать. Узнав об этих «трудностях», я решил свести Русланову и Крюкова у себя: Крюкову я посылал приглашение посетить цирк, чтобы ознакомиться с новой программой, а о его приезде извещал Русланову. После представления они заходили ко мне на ужин и в один из таких вечеров договорились о женитьбе.
Не стал запираться и арестованный Алавердов. Рассказав, что Крюков превратил в бордель корпусной госпиталь, Алавердов отметил, что со своими подружками из медперсонала генерал поступал весьма гуманно: когда они ему надоедали, он переводил их в другое место, не забыв при этом наградить медалями, а то и орденами.
Надо сказать, что Лидия Андреевна в долгу не осталась и отплатила не только Алавердову, но и Марьянову. Когда ее ознакомили с их показаниями, она признала, что в квартире Марьянова бывала, что эта квартира была в помещении цирка, что после представления Марьянов приглашал их туда поужинать.
- Однажды мне бросилось в глаза, — мстительно продолжала Русланова, - что стол накрыт с чисто женским вкусом. Я спросила, кто накрывал стол, и Марьянов жеманно ответил, что сделал это сам. Во время ужина он вел себя с Алавердовым как-то неестественно, не по-мужски. У меня возникло подозрение, что Марьянов и Алавердов находятся в противоестественной половой связи. По дороге домой я высказала свои подозрения Крюкову, но он счел их необоснованными.
- Вы же точно знали, что Алавердов и Марьянов педерасты. Зачем вы это скрываете?
- Я не скрываю. Точных данных у меня не было, а о своих подозрениях я сказала...»
Владимир Крюков под пытками признал свою вину частично, мол, действительно, вывозил из Германии трофейную мебель, но не в тех количествах, как ему приписывают.
В 1949 году Русланову приговорили к десяти годам колонии, а Крюкову назначали 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Выйдут они в 1953 году после смерти Сталина, когда их дела в срочном порядке пересмотрели.
Стоит заметить, что после того, как Лидия Русланова вышла на свободу, первое письмо-прошение она написала Хрущеву с просьбой выпустить Алексеева и Максакова, которых оговорила на допросах.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов