Найти в Дзене

Милосердие и злодей (3)

Предыдущая часть Карл Явурек, также Яворек (Jawurek, Jaworek, Javurek), — австрийский пролетарий. Как ясно из имени он чешского происхождения, — у него есть полный тёзка Karl или Karel Javůrek, богемский живописец «исторического стиля», достаточно бездарный, но почитаемый вначале в Чехословакии, а затем в Чехии, искусственному этнообразованию, где, как и других этнообразованиях, появившихся после Мировой войны и большевистского переворота, прошла «национализации» искусства (хохлы вот кажется даже Айвазовского «прихватили»). По убеждениям Карл Явурек, — левый «рабочий» социал-демократ, то есть коммунист большевистского толка, и представляет собой типичного коммуниста-большевика, то есть, в моем оценочном мнении, врага людей. Но моё мнение субъективно и оценочно. Карл Явурек, тогда живший в Поттенштайне-на-Тристинге (Pottenstein an der Triesting, сейчас это рыночная община Pottenstein) в Нижней Австрии, около Бадена, однажды решил спасти мир через убийство «реакционного тирана». Перед
Игнатий Сейпель (Игнац Зейпель, Зайпель, Ignaz Seipel), с австрийской делегацией при Лиге Наций, негатив из французской народной библиотеки,  Bibliothèque nationale de France
Игнатий Сейпель (Игнац Зейпель, Зайпель, Ignaz Seipel), с австрийской делегацией при Лиге Наций, негатив из французской народной библиотеки, Bibliothèque nationale de France

Предыдущая часть

Карл Явурек, также Яворек (Jawurek, Jaworek, Javurek), — австрийский пролетарий. Как ясно из имени он чешского происхождения, — у него есть полный тёзка Karl или Karel Javůrek, богемский живописец «исторического стиля», достаточно бездарный, но почитаемый вначале в Чехословакии, а затем в Чехии, искусственному этнообразованию, где, как и других этнообразованиях, появившихся после Мировой войны и большевистского переворота, прошла «национализации» искусства (хохлы вот кажется даже Айвазовского «прихватили»). По убеждениям Карл Явурек, — левый «рабочий» социал-демократ, то есть коммунист большевистского толка, и представляет собой типичного коммуниста-большевика, то есть, в моем оценочном мнении, врага людей. Но моё мнение субъективно и оценочно.

Карл Явурек, тогда живший в Поттенштайне-на-Тристинге (Pottenstein an der Triesting, сейчас это рыночная община Pottenstein) в Нижней Австрии, около Бадена, однажды решил спасти мир через убийство «реакционного тирана». Перед спасением мира, на пути к коммунизму, он захотел немного развлечься. Явурек сел на поезд до Бадена, после прибытия на вокзал отправился в больничную кассу, где смог получить пособие на грудное вскармливание для жены, у них был младенец, а также пособие по болезни для невестки. Он успешно получил социальные выплаты на семью, уже тогда Австрия была католическим, но социальным государством патерналистического толка. Затем он отправился в Грац, столицу Штирии, а на следующий день – в Венский Новгород (Винер-Нойштадт, Wiener Neustadt). Во всех трёх городах он посещал трактиры и публичные дома, где и потратил социальное пособие «на семью», которые ушли на б%%дей, а также деньги на грудное вскармливание которые были употреблены на вскармливания самого себя и упитие алкоголем. Когда деньги закончились, ему стало без них грустно, он написал прощальные письма жене, брату и родителям. В них он объявил, что покончит жизнь самоубийством и «возьмёт кого-нибудь с собой». Жену он просил быть рачительной с деньгами и заботиться о детях. Он давно помышлял об убийстве главы государства, и давно вооружился револьвером. Разрешения на скрытое оружие у него не было.

1 июня 1924 года Явурек сел в поезд «Балатон Экспресс» из Венского Новгорода (Wiener Neustadt) в Вену. В пути, что этим поездом в Вену должен был ехать австрийский канцлер Игнац Зайпель (так же Сайпель и Сейпель, Ignaz Seipel). Прелат Зайпель был теологом и политиком, профессором венского университета, председателем Христианско-социальной партии и канцлером с конца мая 1922 года. В поезде Явурек сочинил ещё одно прощальное письмо жене. В письме не было большой политики, о сообщал жене, что «жизнь больше не имела никакой ценности», и он устал от жизни из-за своего хозяйственного положения. Денег нет. Прибыв на Южный вокзал Вены (Südbahnhof), Явурек вышел и сразу увидел канцлера. Канцлер приехал в последнем вагоне и, о удивительные времена (!), стоял на платформе без охраны. Он подошёл к нему, вытащил пятизарядный револьвер и дважды выстрелил в главу государства с расстояния нескольких метров. Затем убийца выстрелил себе в грудь.

Игнац Зайпель (Ignaz Seipel ) не понял, что произошло и не чувствовал боли; сначала он подумал, что взорвался котел локомотива. Затем, пошатываясь, поняв уже что-то не так, пошёл к выходу. На лестнице канцлер упал. Прохожие и подбежавший городовой доставили раненого в полицейский участок при вокзале. Врач оказал ему первую помощь, после чего канцлера на машине скорой помощи доставили в больницу, где врачи диагностировали огнестрельные ранения и опасный для жизни разрыв лёгкого.

Раненый преступник был схвачен. Он утверждал, что на преступление его подтолкнули члены Социал-демократической рабочей партии. Поэтому следователи изначально заподозрили заговор социалистов или коммунистов. Под подозрение попали и масоны.

Ignaz Seipel
Ignaz Seipel

Прелат Зайпель (Сейпель) — удивительный и крайне положительный персонаж консервативного христианского толка, и о нем писать можно много, что сделает наш рассказ сложночитаемым, потому мы обратимся к убийце, или, так как Seipel’я спасли, но неудавшегося убийцы, так как он мало известен и позабыт.

Карл Явурек или Яворек, родился 5 октября 1894 года в Санкт-Георген-ам-Штайнфельд (Sankt Georgen am Steinfelde, Cвятогеоргиевское у каменного поля), поселок в Нижней Австрии недалеко от Санкт-Пёлтена. После начала Первой мировой войны он добровольно вступил в военно-морской флот. В то время Австрия и Венгрия имели выход к морю (что забавно в истории Венгрии, которая превратилась после войны потеряла выход к морю, но главой государства там был Адмирал Хорти, кальвинист в католической стране, и монархист без монарха).

Карл Явурек отслужил всю войну матросом, вернулся в Нижнюю Австрию, вступил в Народное коммунистическое ополчение, которое там не долго здравствовало, а потому он перебрался в Венгрию, где записался в Венгерскую Красную армию. Тогда в Венгрии краткой время существовало советская республика, которой заправлял даже по большевистским меркам особо жестокий иудейский большевик Бела Кун. Явурек успел дезертировать и бежать до разгрома красных собак силами добра. После скитаний он, совершенно большевизированный, нашёл работу подсобным рабочим на прядильной фабрике в Поттенштейне.

Австрийская республика после Мировой войны дышала на ладан, — её черты: безработица, нехватка продовольствия, периодический голод и видимое отсутствие перспектив в государстве, которое недавно было огромным, но вдруг оказалось урезанным до своей самой сердцевины. Чтобы получить кредит Лиги Наций, необходимый для выживания покалеченного государства и страны, канцлеру Зайпелю пришлось заложить государственные активы, уволить множество служащих и ввести жесткие меры экономии. За это Зайпель подвергся резкой критике со стороны социал-демократов и коммунистов. Его рисовали как врага рабочего люда и слугу капитала. Явурек видел в канцлере источник своих бед, прежде всего хронической нехватки денег.

В начале декабря 1924 года Карлу Явуреку были предъявлены обвинения в покушении на убийство и нарушении законодательства об оружии. Психиатрическая экспертиза признала его здоровым, а также полностью ответственным за свои действия в момент совершения преступления. На суде подсудимый выразил раскаяние. Он прочитал письмо о том, что сожалеет о совершенном злодействе и молит о христианском милосердии и жалости. Канцлер Зайпель сам имел духовное звание, был священником, и выступил на суде с речью, в которой сказал, что Явурек — не преступник, а жертва несправедливого общественного устройства и исторического момента, и что, была бы его воля, он бы не стал заключать несчастного убийцу в тюрьму. Австрия тогда и до 1950 года (официально до 1968 года) практиковала казнь через повешенье, которое на время национал-социализма с 1938 по 1945 год, было заменено обезглавливанием. Нет сомнения, что Явурек должен был бы быть повешен, но его жертва требовала, что неудавшегося убийцу просто поняли, простили и отпустили. Приговор был невероятно мягким: 1 декабря 1924 года Карл Явуреку назначили три с половиной года заключения с принудительными работами за покушение на главу государства и крупнейшего церковного авторитета страны.

Cуд
Cуд

Потрясённый прокурор обжаловал приговор и в январе 1925 года Верховный суд увеличил срок наказания до пяти лет. Прелат Игнац Зайпель, жертва покушения, регулярно отправлял Явуреку деньги в тюрьму, создал ему гостиничные условия, и обеспечил его освобождение из ещё до сегодняшнего дня действующей тюрьмы Штайн-ан-дер-Донау (Stein-an-der-Donau). Он вышел «по УДО» через два с половиной года. Зайпель перечисли подъёмные деньги Явуреку при освобождении. Всё это время он также содержал семью злодея.

Однако, когда он вышел из тюрьмы он переехал в Санкт-Пёльтен (St. Pölten), сейчас столицу Нижней Австрии, а не вернулся домой. Больше он своей семьи не видел, так как не хотел ничего иметь общего со своей женой и детьми из «прошлой жизни», потому что начинал с чистого листа. Но на свободе находился всего несколько месяцев, уже в декабре 1927 его приговорили к 7 месяцам тюрьмы за то, что он с огнестрельным оружием угрожал сотрудникам биржи труда смертью. Последние имели дерзость отказать ему в дополнительном пособии по безработице.

В августе 1928 года он был осужден в Санкт-Пёльтене за изнасилование девочки. В отличие от США, где бы его могли бесцеременно повесить, его подержали в тюрьме и выпустили через три года. Почти сразу по выходу из тюрьмы его задержала полиция за кражу, он отсидел ещё полгода. В 1932 году его снова осудили за изнасилование девочки, но, так как тюрьмы были переполнены, но выпустили через полтора года. В феврале 1933 года он вошёл в школу и избил школьника, который донес на него за то, что «непристойно себя вёл» (скорее всего показывал то частный член, который не принято показывать детям) в общественном месте.

В мае 1933 года он изнасиловал 13-летнюю девочку в Шпрацерне (Spratzern), поселке около Санкт-Пёльтена. Наказания за изнасилование было достаточно либеральным, но помимо изнасилования детей против него были выдвинуты разными людьми обвинения в кражах и угрозах оружие, причем этого было так много, что следующие четыре года он провел в тюрьме.

В марте 1938 власть в Австрии захватили нацисты. В стране, присоединенной к Германии, установилась национал-социалистическая диктатура. Вышедший на свободу Карл Явурек сразу что-то украл, не осознав или не зная, на свою беду, что режим поменялся. Он был задержан полицией, и мгновенно, по новому нацистскому закону, как «рецидивист», Gewohnheitsverbrecher — закоренелый преступник, или преступник, совершающий злодеяния по привычке, — был осужден на пожизненное заключение. У нацистов был зверский закон, осуждавший на пожизненное заключение преступников, совершивших более шести насильственных преступлений, подобные законы есть и в США, с тремя преступлениями любого типа, как three strikes you’re out, Закон трёх ошибок, в Калифорнии и штате Вашингтон. Нацистский закон от 24 ноября 1933 (Gewohnheitsverbrechergesetz) предусматривал пожизненное заключение за множество преступление и даже кастрацию (Entmannung) за повторяющиеся многократные изнасилования, хотя неизвестно сколько человек было осуждено в рамках этого закона. Начиная с сентября 1941 судья мог не только отправить вновь совершившего преступление рецидивиста на пожизненное заключение, но и, по своему усмотрению, повесить. Я не нашёл данных был ли кто-то повешен в рамках этого нацистского закона, но не тратил на эту тему много времени. В любом случае в 1938 Явурека отправили на пожизненное заключение в концлагерь Дахау, где он "содержался" до апреля 1945 года. В апреле 1945 года американские войска вошли в Дахау и Явурек был освобожден как узник фашизма.

Жертва его покушения Игнац Зайпель не мог работать в течение четырёх месяцев. Ещё не полностью оправившись, осенью 1924 года он отправился на переговоры в Лигу Наций, вернулся ослабленным и в ноябре 1924 года подал в отставку с поста канцлера. Он оставался главой Христианско-социальной партии и вновь стал австрийским канцлером в 1926 году. Зайпель умер в 1932 году. На его похороны пришло 200 000 человек.

Его убийца пережил свою жертву на 41 год. После освобождения американскими войсками Явурек жил в Германии, а потом переехал в Инсбрук, Тироль. Это примерно пятьсот километров от его родины, Нижней Австрии, в которой он куролесил и сидел в тюрьмах до прихода нацистов. На родину, в Нижнюю Австрию, он не вернулся.

Мы не знаем какую воспитательную работу с ним провели нацисты, но после пребывания в Дахау, кражами, избиениями школьников и изнасилованиям малолетних он больше не занимался. В Инсбруке он смог получить пособие "как жертва фашизма, там он жил очень скромно, в бараке, работал строителем до выхода на государственную пенсию. Явурек умер в одиночестве, но незадолго до смерти его навестило австрийское телевидение и радио ÖRF и записало беседу, — за пивом 79-летний, весьма живым голосом и в здравом уме находящийся, Явурек неизменным нижнеавстрийском говором своей молодости, с "огоньком", рассказывает свою историю .

-----------------------------------

Вы можете также читать тоже самое в Живом Журнале. Без цензуры.