Привет всем, с вами Борис Ордин. Ну что, сериал "Чужой: Земля" от Ноя Хоули потихоньку выходит, а дискуссии вокруг него уже бушуют вовсю. И вот, как водится, не обошлось без мнения уважаемого Дмитрия "Гоблина" Пучкова, услышав которого, мне захотелось написать эту статью. Цитирую мастера:
"Меня изумляет, что это если 2106й год... ну примерно... почему там электронно-лучевые кинескопы?.. Потому что в первом фильме у Ридли Скотта так было, да? Ну это как-то странно, друзья... Бортовой компьютер по кличке Мать... А у этого вообще монохромный монитор с зелёными буковками. Это потому что у Ридли Скотта так было? Так тогда не было других мониторов, а в будущем они не такие. Вы ещё кассеты эти аудио в звездолёт напихайте. Глупость какая-то..."
У Дмитрия Юрьевича интересные мнения на всё обо всём - с чем-то я согласен, с чем-то не очень. И вот тут, как раз, его замечание меня резануло. Потому что вопрос-то не в "глупости", а в жанровой самоидентификации. А именно в РЕТРОФУТУРИЗМЕ.
Вы вообще в курсе, что это такое, или надо разжевать? Ретрофутуризм — это когда мы смотрим на будущее глазами прошлого. Это не прогноз на основе кремниевых чипов и сенсорных панелей 2020-х. Это художественная стилизация, атмосфера, ностальгия по тому будущему, которое нам нарисовали фантасты лет этак 50-70 назад. Когда будущее виделось не в плоских безликих стекляшках, а в массивных, кнопочных, мигающих лампочками, и таки да — ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВЫХ монстрах. Это будущее, которое пахнет озоном и машинным маслом, а не стерильным силиконом.
И франшиза "Чужой" с самого своего рождения в 79-м — это один из столпов и каноничных примеров этого жанра! Корабль "Ностромо" — это же космический грузовик, плавучая помойка, набитая старой, лязгающей, но чертовски надежной техникой. Там нет iPad’ов и беспроводных зарядок. Там есть здоровенные кнопки, рычаги, мигающие индикаторы и тот самый монохромный монитор с зелеными буковками, на котором "МАТЬ" выдает информацию. Это не потому, что "других мониторов не было". Это потому, что такова ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЗАДУМКА. Это стилистика мира. Замечу, что та же самая "Космическая одиссея" Стэнли Кубрика вышла за 11 лет до - и там как раз всё смотрелось более технологичным, чем в более позднем "Чужом".
И знаете, что самое ироничное? Сам Ридли Скотт, отчасти сам отец-основатель, в 2012 году решил отойти от этого и сделал "Прометея" — блестящее, стерильное, высокотехнологичное будущее с голограммами и сенсорными интерфейсами. И что? Фильм вызвал сплошное недоумение и раскол среди фанатов. Он не смог передать ту самую мрачную, давящую, "грязную" атмосферу оригинала. А вот Федерико Альварес в "Ромуле" 2024го как раз вернулся к истокам — к тому самому ретрофутуризму. И это сработало! Фанаты, включая меня, по большей части были довольны. Потому что это и есть тот самый "Чужой".
Поэтому Ной Хоули в "Земле" не "глупость творит", воссоздавая плохо показывающие мониторы. Он чтит канон. Он понимает, что душа франшизы — не только в ксеноморфах самих по себе, а в той уникальной, неповторимой атмосфере индустриального ужаса. В мире, где технологии — не блестящая игрушка, а грубый, опасный инструмент корпораций, которым на рабочих плевать.
Так что, Дмитрий Юрьевич, кассеты в звездолёт напихать — в ДАННОМ стиле вполне себе к месту! Примите уже как данность: "Чужой" — это не про реалистичное будущее. Это про альтернативное, стилизованное, грязное и потное будущее из наших с вами старых фантастических снов. И его электронно-лучевое величие — это не баг, а фича. Фича, которая и делает его тем самым "Чужим".
А кому не зашло — что ж, есть же "Прометей". Со всеми его сенсорными экранами и логическими дырами, не дающими нормально стыкануться с предыдущими частями.
Обращаю ваше внимание, я затронул только один аспект сериала "Чужой: Земля", а именно - примитивные технологии. Т.е. нет никакой речи о бредовых ситуациях, идиотских поступках, сомнительных решениях и обесцениванию жертвы Рипли из квадралогии. Я защищаю исключительно жанр ретро-футуризм, который вселенной про кровожадных ксеноморфов чудо как идёт.
Поделитесь своим мнением. Быть может, вам, напротив, хотелось бы увидеть в "Земле" будущее уровня "Прометея"? С вами был Борис Ордин, приглашаю вас на свой канал ОБЪЕКТ, где я делаю обзоры на различные вымышленные вселенные. К слову, у меня есть ролик "Чужой Ромул - воскрешение или закат серии", где я рассказываю об ужастике Феде Альвареса. Сам ролик прилагаю.