Найти в Дзене

Кто такой "суровый повытчик" в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

В поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» множество колоритных персонажей, связанных с чиновничьим и помещичьим миром России первой половины XIX века. Среди них — повытчик палаты, фигура, на первый взгляд, второстепенная, но очень иллюстративная. Кто такой повытчик? Повытчик — это чиновник в судебных и административных учреждениях дореформенной России. Его задача заключалась в том, чтобы следить за движением дел, ускорять или замедлять их прохождение, фактически контролировать канцелярский поток. Таким образом, через повытчика проходили почти все бумаги, и от его расположения зависели многие решения. Не случайно Гоголь описывает его так: «…образ какой-то каменной бесчувственности и непотрясаемости: вечно тот же, неприступный, никогда не явивший на лице своём усмешки…» Это персонаж, к которому невозможно просто подойти с улыбкой или лестью — суровый, молчаливый и непреклонный. Биография Чичикова раскрывается в поэме в последней, одиннадцатой главе, - теперь это не просто персонаж, задумавший

В поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» множество колоритных персонажей, связанных с чиновничьим и помещичьим миром России первой половины XIX века. Среди них — повытчик палаты, фигура, на первый взгляд, второстепенная, но очень иллюстративная.

Кто такой повытчик?

Повытчик — это чиновник в судебных и административных учреждениях дореформенной России. Его задача заключалась в том, чтобы следить за движением дел, ускорять или замедлять их прохождение, фактически контролировать канцелярский поток. Таким образом, через повытчика проходили почти все бумаги, и от его расположения зависели многие решения.

Не случайно Гоголь описывает его так:

«…образ какой-то каменной бесчувственности и непотрясаемости: вечно тот же, неприступный, никогда не явивший на лице своём усмешки…»

Это персонаж, к которому невозможно просто подойти с улыбкой или лестью — суровый, молчаливый и непреклонный.

Х/ф "Мертвые души" (драма, реж. Михаил Швейцер, Софья Милькина, 1984 г.)
Х/ф "Мертвые души" (драма, реж. Михаил Швейцер, Софья Милькина, 1984 г.)

Чичиков и повытчик

Биография Чичикова раскрывается в поэме в последней, одиннадцатой главе, - теперь это не просто персонаж, задумавший свою аферу с «мертвыми душами», но и герой исключительной непорядочности, который привык всеми способами получать должности и положение в обществе. Но как Чичикову завоевать доверие такого непреклонного чиновника? Гоголь показывает умение Чичикова находить «слабые места» в любых героях. Оказалось, что у повытчика есть незамужняя дочь - узнав об этом, Чичиков понял, как ему действовать.

Герой стал обращать внимание дочери своего начальника - появлялся на церковных службах, был вежлив и обходителен. Повытчик, увидя в Чичикове жениха для своей дочери, распорядился об его переезде домой.

Очередное "дело" Чичикова возымело успех:

«Суровый повытчик стал даже хлопотать за него у начальства, и чрез несколько времени Чичиков сам сел повытчиком на одно открывшееся вакантное место».

То есть ради должности Чичиков не пожалел ни времени, ни притворных чувств.

Холодный расчет

Однако Чичиков не замедлил уехать, как только получил заветную должность. Гоголь замечает:

«…сундук свой он отправил секретно домой и на другой день очутился уже на другой квартире».

Дочь повытчика осталась забытой, а сам герой продолжил свой путь по служебной лестнице, не испытывая ни малейших угрызений совести.

Для чего Гоголь добавил этот эпизод?

Через фигуру повытчика писатель показывает устройство российской бюрократии. Даже на сравнительно скромной должности чиновник обладал немалой властью, и без его расположения было трудно продвинуться. В то же время история с несостоявшимся сватовством подчёркивает характер Чичикова: он умеет входить в доверие, но действует исключительно из личного расчета, не считаясь с человеческими чувствами.

Таким образом, повытчик в «Мёртвых душах» — это не просто мелкий чиновник. Это символ всей бюрократической системы, а также зеркало, в котором раскрывается истинное лицо Чичикова: холодного, расчетливого и лишённого подлинных нравственных ориентиров.