Найти в Дзене

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2026 по русскому языку: разбор заданий 1-3

Сегодня, 22 августа 2025 года, Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов по русскому языку для ЕГЭ-2026. Для учеников и учителей это всегда особенное событие. Демоверсия - не просто набор заданий, а своего рода ориентир: на какие умения делать упор, какие формулировки будут использоваться, как изменится экзамен в новом году. Именно на неё многие ориентируются при подготовке. В этой статье начнём разбор первых трёх заданий демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2026 года. Они связаны между собой, так как основаны на одном микротексте. Такой формат хорошо тренирует умение вдумчиво читать и анализировать: одно небольшое высказывание автора и несколько заданий к нему. Итак, как выглядит сам микротекст к заданиям 1-3 демоверсии ЕГЭ-2026 по русскому языку: Перед тем как переходить к выполнению заданий 1–3 ЕГЭ по русскому языку, важно сделать одну простую, но ключевую вещь – внимательно прочитать весь текст цели
Оглавление
Демонстрационный вариант ЕГЭ-2026 по русскому языку: разбор заданий 1-3
Демонстрационный вариант ЕГЭ-2026 по русскому языку: разбор заданий 1-3

Сегодня, 22 августа 2025 года, Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов по русскому языку для ЕГЭ-2026.

Для учеников и учителей это всегда особенное событие. Демоверсия - не просто набор заданий, а своего рода ориентир: на какие умения делать упор, какие формулировки будут использоваться, как изменится экзамен в новом году. Именно на неё многие ориентируются при подготовке.

В этой статье начнём разбор первых трёх заданий демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2026 года. Они связаны между собой, так как основаны на одном микротексте. Такой формат хорошо тренирует умение вдумчиво читать и анализировать: одно небольшое высказывание автора и несколько заданий к нему.

Итак, как выглядит сам микротекст к заданиям 1-3 демоверсии ЕГЭ-2026 по русскому языку:

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2026 по русскому языку
Демонстрационный вариант ЕГЭ-2026 по русскому языку

Перед тем как переходить к выполнению заданий 1–3 ЕГЭ по русскому языку, важно сделать одну простую, но ключевую вещь – внимательно прочитать весь текст целиком.

Почему это так важно?

  • Текст задаёт основу для всех трёх заданий. Если вы будете читать его фрагментарно, то рискуете не уловить общую мысль и допустить ошибки даже в самых простых вопросах.
  • Контекст – главный помощник. Некоторые слова и выражения становятся понятными только в связке с соседними предложениями.
  • Экзамен проверяет не только знание правил, но и умение понимать смысл. А смысл проявляется в целостном восприятии текста.

Разбор задания 1 демоверсии ЕГЭ-2026 по русскому языку

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку в 2026 году формулируется по аналогии с экзаменом 2025 года:

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Итак, нам предстоит работать с предложением:

Пушкин мог войти в любую из этих рек, не рассыпаясь по дну мелкой галькой,

а растворившись в реке, <…> становился вселенским потоком.

Место пропуска обозначается <…>.

Пропущено слово, от которого зависит слово становился. Про кого речь? Про Пушкина. Можно предположить, что пропущено личное местоимение ОН.

Пушкин мог войти в любую из этих рек, не рассыпаясь по дну мелкой галькой,

а растворившись в реке, ОН становился вселенским потоком.

НО! В условии задания сказано, что пропущено определительное местоимение. Значит, личное местоимение ОН не подходит.

Определительные местоимения – это слова, которые указывают на обобщённый признак предмета, но не называют его прямо. 

Примеры определительных местоимений в русском языке: сам, самый, весь, всякий, любой, каждый, другой, иной.

Теперь проверяем, какое из определительных местоимений подойдёт по смыслу:

Пушкин мог войти в любую из этих рек, не рассыпаясь по дну мелкой галькой, а растворившись в реке, САМ становился вселенским потоком.

Подходит! Местоимение САМ подчёркивает, что именно Пушкин (а не кто-то другой) превращался в этот поток.

Пушкин мог войти в любую из этих рек, не рассыпаясь по дну мелкой галькой, а растворившись в реке, ВЕСЬ становился вселенским потоком.

Тоже подходит! Местоимение ВЕСЬ показывает полноту превращения – Пушкин целиком, полностью становился потоком.

Проверяем другие варианты:

ВСЯКИЙ становился – не подходит по смыслу.

ЛЮБОЙ становился – не подходит по смыслу.

КАЖДЫЙ становился – не подходит по смыслу.

Вывод: правильными ответами являются САМ или ВЕСЬ. Оба варианта соответствуют грамматическим требованиям (определительное местоимение) и подходят по смыслу.

Ответ: САМ (или ВЕСЬ)

Оба варианта правильные. ФИПИ принимает и сам, и весь.

⚠️ Возможные ошибки в задании 1 ЕГЭ-2026 по русскому языку:

❌ Вставить «Он» – это личное местоимение, не определительное!

❌ Подбираете только по смыслу, забывая про грамматику

❌ Не знаете список определительных местоимений

💡 Лайфхак для успешного выполнения задания 1 ЕГЭ-2026 по русскому языку:

Выучите список определительных местоимений наизусть.

Разбор задания 2 демоверсии ЕГЭ-2026 по русскому языку

В задании 2 ЕГЭ по русскому языку нужно найти слова, которые употреблены в тексте в том значении, которое дано в вариантах ответов. Правильных вариантов может быть 2-4.

Итак, формулировка задания к представленному микротексту:

Демоверсия ЕГЭ-2026 по русскому языку
Демоверсия ЕГЭ-2026 по русскому языку

Алгоритм выполнения задания 2 ЕГЭ по русскому языку в 2026 году:

  1. Берём слово из варианта ответа (в нашем случае: прийти, духовный, характер и т.д.)
  2. Читаем его словарное значение
  3. Находим это слово в тексте
  4. Подставляем вместо слова главное слово из определения
  5. Если получается бессмыслица – этот вариант НЕ подходит (значит, слово употреблено в другом значении)

Разбираем каждый вариант:

1) ПРИЙТИдостичь чего-либо путём каких-либо усилий, действий. Прийти к соглашению.

Ищем в тексте: «В Россию пришёл Пушкинский праздник...»

Подставляем главное слово из определения: «В Россию достиг Пушкинский праздник...»

Получается бессмыслица! По смыслу не согласуется. Значит, в тексте слово ПРИЙТИ употреблено не в значении «достичь соглашения», а в значении «появиться, наступить». Этот вариант НЕ подходит.

2) ДУХОВНЫЙтакой, который относится к религии. Духовная музыка. Светская и духовная литература.

Ищем в тексте: «нашей духовной сущностью»

Подставляем: «нашей религиозной сущностью»

Не подходит по смыслу! В тексте речь идёт не только о религии, а о душевном, внутреннем мире человека в широком смысле. Значит, слово употреблено не в данном значении. Этот вариант НЕ подходит.

3) ХАРАКТЕРтвёрдая сильная воля, упорство в достижении чего-либо. У меня есть характер. Без характера кто-либо (о безвольном человеке). У него настоящий характер.

Ищем в тексте: «национальный характер»

Подставляем: «национальная сильная воля»

Не подходит! «Национальный характер» – это особенности, менталитет народа, а не личная воля или упорство. Этот вариант НЕ подходит.

4) ПРОЗРЕНИЕвнезапное просветление мысли. Наступило прозрение.

Ищем в тексте: «это гениальное прозрение»

Подставляем: «это гениальное просветление мысли»

💡Отлично подходит! Смысл сохраняется. Этот вариант ПОДХОДИТ.

5) КРОВЬпроисхождение. Она казачка по крови. Кто-либо дворянской крови. Кровь (какая, чья) течёт в ком-либо (о национальной принадлежности).

Ищем в тексте: «в нём текла испанская кровь»

Подставляем: «в нём текло испанское происхождение» (по смыслу – он был испанцем по происхождению)

💡Подходит идеально! Даже в определении есть подсказка: «кровь течёт в ком-либо». Этот вариант ПОДХОДИТ.

Вывод: Варианты 1, 2, 3 НЕ подходят – в них слова употреблены не в данных значениях. Варианты 4 и 5 подходят.

Ответ к заданию 2 ЕГЭ демоверсии: 45

Разбор задания 3 демоверсии ЕГЭ-2026 по русскому языку

В этом задании нужно найти верные характеристики текста. Проверяем каждый вариант, опираясь на содержание и стилистические особенности текста.

Формулировка задания в демоверсии:

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2026 по русскому языку
Демонстрационный вариант ЕГЭ-2026 по русскому языку

Разбираем каждый вариант:

1) Текст написан в научном стиле; цель автора – показать новизну, особенности творческой манеры А.С. Пушкина.

НЕ подходит! Текст явно не научный. В научном стиле используется сухой, точный язык без средств выразительности. А здесь мы видим яркие метафоры («вселенский поток», «растворившись в реке»), эмоциональную лексику («гениальное прозрение»), восклицательные предложения. Это публицистический стиль, а не научный.

2) Жанр текста – научный доклад, в котором для анализа проблемы используются тщательно отобранные, красочные примеры (факты биографии, названия произведений, имена героев произведений).

НЕ подходит! Как уже установили, это не научный доклад. К тому же здесь нет конкретного анализа произведений, фактов биографии или имён героев – текст носит обобщающий, философский характер.

3) В тексте используется абстрактная лексика (сущность, время).

💡ПОДХОДИТ! Действительно, в тексте есть абстрактная лексика. Абстрактная лексика – это слова, обозначающие понятия, которые нельзя потрогать или увидеть. Примеры из текста: сущность, время, характер, душа, прозрение – всё это абстрактные понятия.

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых однородные, обособленные определения, обособленные обстоятельства.

Проверяем наличие этих синтаксических конструкций:

  • Обособленные определения (чаще всего причастные обороты): «поэт, живущий вне времени» – есть!
  • Обособленные обстоятельства (чаще всего деепричастные обороты): «не расплескав по пути ни капли воды», «растворившись в реке» – есть!
  • Однородные члены: «свой язык и характер» – есть!

💡ПОДХОДИТ! Все перечисленные синтаксические средства присутствуют в тексте.

5) Сравнение и развёрнутая метафора в третьем (3) абзаце текста показывают масштабность и значимость А.С. Пушкина для России и всего мира.

Что такое метафора? Метафора – это скрытое сравнение, когда мы называем один предмет именем другого предмета, чтобы показать их сходство. Например: «золото волос» (волосы похожи на золото по цвету), «железный характер» (характер крепкий, как железо).

Развёрнутая метафора – это когда одно сравнение продолжается в нескольких предложениях.

💡ПОДХОДИТ! В третьем абзаце действительно есть развёрнутая метафора:

  • Народы сравниваются с реками («Языки, судьбы и характеры народов подобны рекам»)
  • Пушкин может «войти в любую из этих рек» (понять любой народ)
  • Он «становился вселенским потоком» (объединял в себе особенности всех народов)

Эта метафора показывает, что Пушкин мог понять и выразить душу любого народа, поэтому он так важен для всего мира.

Ответ: 345

Репетитор по русскому языку: ОГЭ, ЕГЭ
Репетитор по русскому языку: ОГЭ, ЕГЭ

Друзья, ЕГЭ по русскому – это не про «угадать», а про системную работу: вдумчивое чтение микротекста, точное различение значений слов, уверенное узнавание синтаксических конструкций. Демоверсия-2026 ЕГЭ ясно показывает требования – значит, нужна понятная стратегия: регулярная практика по банку ФИПИ, разбор ошибок и отработка алгоритмов.

Приглашаю на бесплатную диагностику уровня по ЕГЭ: определим сильные и слабые стороны, создадим персональный план подготовки и первые материалы для тренировки. Запишитесь в WhatsApp со словами «Хочу диагностику ЕГЭ-2026», укажите класс и удобные даты – начнём готовиться так, чтобы на экзамене вы работали уверенно и брали свой высокий балл.

📲 Записаться на бесплатную диагностику ЕГЭ по русскому языку.

А пока выполните еще одно задание 1 ЕГЭ по русскому языку

Самостоятельно подберите предлог со значением включения/исключения, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку
Задание 1 ЕГЭ по русскому языку

Напишите свой вариант ответа в комментариях! Я обязательно его проверю и дам обратную связь.