Найти в Дзене

Ливия: кратко о многовекой истории населения и религии

Археологические раскопки свидетельствуют, что на территории современной Ливии люди обосновываться начали 10 тысяч лет назад. В течении 2-го тысячелетия до н.э. в западных землях от реки Нил сформировался племенной союз Либу. Поэтому позже древние греки называли Либией известные им места в Северной Африке. Верования берберов, жителей пустынь Северной Африки в древности заимствовали элементы культов и религий «пришлых» народов и соседей, в том числе, древних греков, нубийцев и египтян. Берберы поклонялись божествам Солнца и Луны, горам, скалам, пещерам и рекам. Более трёх тысяч лет назад, примерно с 12 века до н.э. финикийцы обосновались на северо-африканском побережье, на западе будущей Ливии, основывая города-колонии: Лептис (Лептис-Магна), Сабрата, Эа. Позже эти три города объединили - Триполи - и ныне на этом месте современная столица Ливии. Финикийцы через свои колонии торговали с берберскими племенами. В этот же период дорийские племена вместе с другими, которые тоже говорили

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

Археологические раскопки свидетельствуют, что на территории современной Ливии люди обосновываться начали 10 тысяч лет назад.

В течении 2-го тысячелетия до н.э. в западных землях от реки Нил сформировался племенной союз Либу. Поэтому позже древние греки называли Либией известные им места в Северной Африке.

Верования берберов, жителей пустынь Северной Африки в древности заимствовали элементы культов и религий «пришлых» народов и соседей, в том числе, древних греков, нубийцев и египтян. Берберы поклонялись божествам Солнца и Луны, горам, скалам, пещерам и рекам.

Более трёх тысяч лет назад, примерно с 12 века до н.э. финикийцы обосновались на северо-африканском побережье, на западе будущей Ливии, основывая города-колонии: Лептис (Лептис-Магна), Сабрата, Эа. Позже эти три города объединили - Триполи - и ныне на этом месте современная столица Ливии.

-2

Финикийцы через свои колонии торговали с берберскими племенами.

В этот же период дорийские племена вместе с другими, которые тоже говорили на западных греческих диалектах вторглись на территорию микенской цивилизации, захватили Пелопоннес, поселись там и на южных островах Эгейского моря.

Скудная земля Греции не могла прокормить всё возрастающее население и через несколько веков потомки разных греческих племён стали искать новые места жительства.

В VII веке до н.э. потомки дорийцев с острова Фера (Тира, Фира́, ныне Сантори́н архипелага Киклады) обосновались сначала на острове, потом перебрались на восточное побережье будущей Ливии. Город-колонию Кирену, основанную в 631 году до н.э. переселенцы посвятили богу Аполлону. Колония процветала благодаря умелым греческим мореходам и ловким торговцам. Но пришлось впоследствии отстаивать свою независимость в длительной и кровопролитной борьбы то с Египтом, то с Карфагеном.

Гаванью Кирены служила построенная Аполлония Киренская.

-3

Аполлония Киренская существовала более тысячи лет, пока её не разрушили арабы в VII веке. Ныне на её территории находится город Суса.

Позже греки основали ещё четыре колонии: Птолемаида - стала главным городом после разрушения Кирены землетрясением. Птолемаида основана в IV–III веках до н. э. как порт для близлежащего города Барка. В период расцвета Птолемаида являлась частью пентаполя Киренаика — группы городов и центром эллинистической культуры и городского развития, крупным культурным и религиозным центром. Город Барка - основан примерно в середине VI века до н. э. возле поселения местных коневодов и наездников. Балагра (так называли римляне) - торговый и промышленный центр на севере Киренаики; Евхеспариды на восточном берегу залива Большого Сирта, позже переименованную в Беренику в честь жены одного из правителей элинистического Египта (современный Бенгази). Греческие колонии получили общее название Пентаполь (Пятиградье), во времена римского владычества - Нижний пентаполь (лат. Pentapolis inferior). Кроме того впоследствие слово «пентаполь» закрепилось в официальном названии епархии и титулатуре православного Патриарха Александрийского и Коптского Папы.

Владения Карфагена простирались далеко на северо-африканском побережье и на подвластных землях распространялась пуническая религия и культура.

Три исторические области Ливии. Яндекс: картинки
Три исторические области Ливии. Яндекс: картинки

Феззан (Феццан) - античная Фазания, примерно располагалась южнее Триполитании. Названа по имени ливийских племён фазаниев, обитающих в этих краях в середине 2 тысячелетия до н.э. Фазании были светлокожие европеоидного вида. Кроме них на юге обитали чернокожие уроженцы Сахары. В конце 2-го тысячелетия до н.э. сформировалось государство гарамантов - народа Сахары. Гарамантам в VIII веке до н.э. были подвластны: Феццан, юг Триполитании и западная часть Мармарики (между Киренаикой и дельтой Нила). Их страну называли Гарамантида.

Есть версия, что гараманты - одно из племён «народов моря», которые вторгались в Северную Африку в XV—XII веках до н. э.

Главным городом Гарамантиды являлась Гарама, существовашая с XI века до н.э. по 669 год! Ныне на этом месте ливийский город Джерма.

Гараманты в той или иной степени являлись посредниками между средиземноморскими племенами на севере и африканскими к югу от Сахары, их торговля обогатила гарамантийскую цивилизацию и оказала влияние на её религию.

Некоторые верования гарамантов близки к египетским, но также они поклонялись богам, характерным для берберской культуры.

По мнению большинства учёных основу переселения «народов моря», как называли их египтяне, составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии и, возможно, их греческие союзники (ахейцы или данайцы).

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

На севере современного Ливана и западе современной Сирии в XIV — середине XIII века до н. э. существовало государство Амурру. Месопотамский бог Амурру ассоциировался со степными просторами и скотоводством западных жителей. Таким образом, являлся богом кочевых племён, их стад. Символ Амурру — газель и пастуший посох. Позже Амурру приобрел функции бога погоды, который мог метать молнии и стал властелином гор. Существенный элемент состава населения государства Амурру составляли кочевые и полукочевые племенные группы хабиру. Жители торговали с соседними странами благовониями и древесиной, вином и бальзамами. "Народы моря" безжалостной волной прокатились по многим землям, в том числе в 1250-е годы до н.э. и по территории Амурру, после чего это государство перестало существовать.

В 525 году до н. э. Киренаику, захватила армия Камбиса II. На территории Пентаполиса Персидская держава организовала сатрапию, которая продержалась около двух столетий. Соответственно на часть населения распространился зороастризм, но персы свою религию никому насильно не навязывали и к верованиям покоренных народов относились весьма терпимо.

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

Киренаика в IV веке до н.э. стала частью империи Александра Македонского. В последующем вошла в состав Египетского государства Птолемеев, пока в 96 году до н.э. бездетный правитель не завещал её Римскому государству.

Во II веке до н. э. римские войска завоевали Триполитанию. Римское господство привело к романизации местного населения, в большей степени это коснулось Триполитании. Тем не менее в первые века нашей эры против римских наместников возникали очаги восстаний.

Остров Крит и Киренаику обьединили в одну административную елиницу. Римская империя во II веке. Яндекс: картинки
Остров Крит и Киренаику обьединили в одну административную елиницу. Римская империя во II веке. Яндекс: картинки

Романизация влияла на культуру народов, населявших провинции. Латинский язык в период господства Рима стал языком межэтнического общения и воздействовал на мировоззрение. Римлянин должен был думать на латинском языке, использовать нюансы общения, свойственные носителю языка, что для многих новых «римлян» далеко не всегда получалось. Кроме того в провинциях законодательно поддерживались местные традиции и это препятствовало процессу романизации, но способствовало региональной идентичности.

Изображение сгенерированно нейросетью
Изображение сгенерированно нейросетью

Северо-восточные области Африки сохранили в период римского господства греческий язык и греческую культуру. Император Адриан (Публий Элий Траян Адриан — римский император в 117–138 годах) основал новые колонии и повысил статус прежних городов, в том числе Карфагена - центра расселения Средиземноморского макрорегиона.

Колониальные города в составе Римской империи процветали и расширялись, тем самым увеличивался уровень урбанизации, особенно в Северо-Западной Африке.

Немалая часть местного населения меняла образ жизни: от кочевого к оседлому и от племенного устройства к городскому.

Афро-римляне приняли римский пантеон богов, а затем одними из первых - христианство.

Христианство в Северной Африке распространялось с I века через иудеохристианские общины, малоазийских переселенцев, а также из Рима.

В середине III века увеличилось количество сторонников христианства из различных социальных прослоек, сформировалась церковная организация и утвердился принцип соборности. Главное положение занимали епископы, а другие священники редко выносили независимые суждения.

Распространением христианства в римской провинции Киренаика занималась епархия Кирены, где первым епископом стал Луций, впоследствии возведенный в святые. По преданию, его рукоположил святой апостол Марк.

Во время гонений на христиан при Диоклетиане (Гай Аврелий Валерий Диоклетиан, имя при рождении — Диокл — римский император с 20 ноября 284 года по 1 мая 305 года) в Кирене погибли мученической смертью немало христиан.

В 325 году Никейский собор отнёс Киренаику, как церковную провинцию к Александрийскому патриархату.

В V веке в Кирене жил христианский известный на тот период богослов-неоплатоник Синезий Киренский (370–414 годы), епископ Птолемаидский.

Христианство в Пентаполис (греческое Пятиградье) в Ливии пришло в основном из Египта. Например, Синезий Киренский учился в Александрии.

Из ливийской народности берберов происходил ересиарх Арий. Он сформулировал учение, названное арианством. Среди приверженцев арианства были многочисленные обитатели Римской империи от императоров до новообращенных варваров. Христианство приняли в арианском толковании бургунды, готы, вандалы и многие другие, кроме франков. Сторонники Никейского символа веры (православные по-гречески или кафолики по-латыни) долго боролись против арианства, которое признали ересью.

После разделения Римской империи на Восточную и Западную части, Ливия подпала под влияние Византии (Восточной части империи), и христианство стало главной религией региона.

Владения государства вандалов и аланов в Северной Африке. Яндекс: картинки
Владения государства вандалов и аланов в Северной Африке. Яндекс: картинки

В 435 году войска государства вандалов и аланов, обосновавшихся на землях западнее римского Карфагена, захватили Триполитанию. Так как вандалы к этому времени были христиане-ариане, то способствовали, чтобы в церквях служили арианские священники.

Сотню лет спустя, в 533-534 годы армия Византии прибывала к североафриканскому побережью и вступила в борьбу с вандалами. Византийцам удалось победить вандалов, они захватили их государство и Триполитания вошла в Африканский экзархат.

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

В Ливии до сих пор существуют древние христианских храмы и кладбища.

В VII веке Киренаику захватили аврабские войска мусульман. Власть перешла к завоевателям, у которых государственной религией являлся ислам. Неотвратимо количество христиан сократилось. Тем не менее христианская община ещё долго существовала, в основном из коптов и греческих православных христиан.

Утверждается, что Коптская (Египетская) православная церковь основана апостолом и евангелистом, святым Марком, в середине I века.

Копты - изначально потомки древних египтян, принявших христианство. Ныне копты Ливии - это этнорелигиозная группа, в основном уроженцы данной страны и часто имеют в роду коптов и, которые остались верны древнему христианству.

В середине VII века Триполитания вошла в состав арабской области Ифрикия, что означало на арабском - Африка.

Изображение сгенерированно нейросетью
Изображение сгенерированно нейросетью

В 665 году 40 тысяч мусульман прошли пустынные земли и напали на город Барку в Киренаике. Захватили. После чего отправились к окрестностям Карфагена, где сразились с 20-ти тысячной армией византийцев. Одолели и их. Позже на подмогу завоевателям прибыло ещё 10 тысяч мусульман.

В 670 году на месте византийской крепости арабы основали город Кайруан, чтобы стал отправным местом для завоевания земель Северной Африки.

Арабскому завоеванию сопротивлялись не только ромеи (византийцы), но и берберы. Правитель племени ауреба Косейла возглавлял борьбу. После его смерти, царица Кахина сражалась с арабами до своей гибели в сражении 703 года.

Арабам удалось освоиться в Северной Африке и до сих пор составляют большинство населения.

Ислам суннитского толка арабы стали активно распространять с VIII века. Переселение на территорию Ливии арабских племён способствовало быстрой арабизации и исламизации берберского местного населения.

На протяжении нескольких веков Ливия входила в состав разных арабских государств.

В 1551 году территорию Ливии захватила Османская империя.

Четыре века спустя, в середине XIX века возникло движение, ставившее своей целью обретение Ливией независимости от Османской империи.

Италия 27.09.1911 года предъявила Османской империи ультиматум с требованием дать согласие на оккупацию Триполитании и Киренаики итальянскими войсками на том основании, что эти территории находятся «в состоянии беспорядка и заброшенности».

В результате Итало- турецкой войны в 1911-1912 годов Османская империя признала права Италии на Триполитанию и Киренаику. Предоставлялась автономия (сохранялась лишь религ. юрисдикция султана над их жителями). С января 1913 года официально получила наименование Ливия. Но местные племена ожесточённо сопротивлялись итальянским войскам.

Лидер сенуситов Идрис ас-Сенуси (Идрис I) в апреле 1917 года подписал соглашение с Италией о прекращении боевых действий и установлении сенуситской и итальянской зон контроля с правом свободного передвижения между ними для местных жителей. В декабре 1921 – янв. 1922 годов в г. Сирт прошли переговоры между представителями Киренаики и Триполитании, подписан пакт о союзе в борьбе за независимость Ливии. Идрис I стал эмиром обеих областей.

Фашистский режим Италии возобновил завоевания. В 1928 году подчинена Триполитания, в 1930 – Феццан. Население Киренаики сопротивоялось, итальянцы жестоко подавляли несогласных. В 1939 году Ливию включили в состав территорий подвластных Италии.

В период колониального правления Италией (с 1911 по 1947 годы) в Ливии выросло количество католиков, в основном благодаря созданию церквей и миссий.

В период Второй мировой войны борьба шла между германо-итальянскими силами и британцами, прибавились после и французы. Победители поделии Ливию. После войны различные политические группировки добивались независимости государства, которое состоялось в конце декабря 1951 года.

Государственной религией Ливии остается ислам. По состоянию на 2008 год большинство населения (св. 97%– мусульмане-сунниты, из которых 80–90% – маликиты, остальные – ханафиты. Большое влияние имеет суфизм, прежде всего братство Сенусийя, к которому относится до 30% жителей Киренаики. Другие суфийские братства представлены Кадирийей и близкими к Шазилии Исавийей и Саламийей. В горном районе Джебель-Нафуса на северо-западе страны 40 тыс. ибадитов – представителей современного ответвления течения хариджитов. Кроме того были католики - 2%, протестанты, небольшие общины православных, Коптской церкви, англикан.

Население Ливии по состоянию на 2009 год состояло: ара­бы - 86%, из них, ливийцы – 71%, егип­тя­не – 8%, су­дан­цы – 3,6%, ту­нис­цы – 3%, па­ле­стин­цы – 0,5%. В го­рах Дже­бель-На­фус и в рай­оне г. Зу­ва­ра на се­ве­ро-за­па­де стра­ны, а так­же в не­ко­то­рых оа­зи­сах - бер­бе­ры (9,3%), боль­шин­ст­во ара­би­зи­ро­ва­но; сре­ди них: бер­бе­ры зе­нет­ской груп­пы – не­фуса и зу­а­ро; бер­бе­ры ли­вий­ских оа­зи­сов – со­кна, авд­жи­ла и др.; туареги, тубу (0,6%), цы­га­не, пенд­жаб­цы, хор­ва­ты, сер­бы, италь­ян­цы и др.; были не­боль­шие об­щи­ны гре­ков, мальтийцев, одна из старейших в мире еврейских общин.

С марта 2022 года Ливией управляют:

- Правительство Национального Единства в Триполи, контролирует западную часть страны.

- Правительство Национальной Стабильности в Бенгази (главный город Киренаики, бывшая древнегреческая колония Эспериды) и номинально управляет центральной и восточной частью Ливии. Находится под фактическим контролем Ливийской Национальной Армии.

Спасибо за внимание