Найти в Дзене

Первый подшипниковый завод в Москве-этапы становления и его эвакуация в Саратов, Куйбышев (Самару), Томск и Свердловск (Екатеринбург)

Производство подшипников в России началось в 1916 году в Москве на основе шведской подшипниковой компании «Шарикоподшипник», здания которой были построены в том же году. Учредителями были Э. Л. Нобель и А. Ф. Черберг. После Революции предприятие было национализировано и являлось единственным в стране производителем подшипников различного назначения. Рабочие этого завода участвовали в строительстве и запуске в 1932 году ещё одного подшипникового завода в Москве. Новый завод получил номер «1» и стал называться «Первый государственный подшипниковый завод» (ГПЗ – 1). А  завод-«прародитель» получил номер «2» и стал называться «Второй государственный подшипниковый завод» (ГПЗ – 2). В 1941 году, фашистская Германия один из главных ударов своей авиации направила на важнейшее промышленное предприятие СССР — Первый подшипниковый завод в Москве. Горели корпуса, деревянные склады, бараки и дома в заводском поселке. Эти бомбардировки очень больно ударили по всей советской оборонной промышленности.

Производство подшипников в России началось в 1916 году в Москве на основе шведской подшипниковой компании «Шарикоподшипник», здания которой были построены в том же году. Учредителями были Э. Л. Нобель и А. Ф. Черберг.

После Революции предприятие было национализировано и являлось единственным в стране производителем подшипников различного назначения.

Рабочие этого завода участвовали в строительстве и запуске в 1932 году ещё одного подшипникового завода в Москве. Новый завод получил номер «1» и стал называться «Первый государственный подшипниковый завод» (ГПЗ – 1). А  завод-«прародитель» получил номер «2» и стал называться «Второй государственный подшипниковый завод» (ГПЗ – 2).

-2

В 1941 году, фашистская Германия один из главных ударов своей авиации направила на важнейшее промышленное предприятие СССР — Первый подшипниковый завод в Москве. Горели корпуса, деревянные склады, бараки и дома в заводском поселке. Эти бомбардировки очень больно ударили по всей советской оборонной промышленности. Дело в том, что 1-ый ГПЗ был основным производителем подшипников. Начиная с 1936 года в стране начали строить 3-ий ГПЗ в Саратове, но он, конечно, не мог заменить Первый подшипниковый. Понимая остроту создавшегося положения, руководство Наркомсредмаша направило своих ведущих специалистов в Куйбышев, Саратов, Томск и Свердловск на поиски подходящих площадок для эвакуации ГПЗ № 1. В нашем городе им больше всего понравился так называемый «Линдов городок». В итоге 22 июля 1941 года председатель Госэвакокомиссии Шверник подписал решение об эвакуации 1 ГПЗ в вышеназванные города. А скоро правительство СССР приняло решение о назначении Куйбышева базовым центром расположения завода.

-3

В 1941 году мощности ГПЗ-1 были эвакуированы в Саратов, Куйбышев (Самару), Томск и Свердловск (Екатеринбург). В местах эвакуации не прекращалось производство подшипников и по окончании Великой Отечественной войны в вышеперечисленных  городах остались производства по выпуску этой же продукции. В Саратове – ГПЗ-3, в Куйбышеве – ГПЗ-4, в Томске – ГПЗ-5, в Свердловске – ГПЗ-6. Сам ГПЗ-1 восстановил свои мощности в Москве в послевоенные годы.

-4

Удачи Вам в Ваших делах и хороших поездок! Спасибо за Ваши лайки и Ваши подписки !

Туристическая компания "Профцентр" - номер РТО 003897 в Федеральном реестре туроператоров РФ - туроператор по всем видам внутреннего туризма с 1997 года

источник