Основанная в Волгограде Анатолием Бакулиным компания, выпускающая пассажирские автобусы Volgobus и достойно конкурирующая с автогигантами «Камаз» и «ЛиАЗ». Сейчас на своей производственной площадке во Владимирской области Volgobus проводит испытания гибридных автобусов на газовом топливе, считая такой вариант в России наиболее перспективным. Познакомиться с предприятием и его перспективными разработками корреспондент Forbes (то есть, я) отправился на гибридном автомобиле Exlantix ET, который китайская компания Chery в этом году начала продвигать в премиальный сегмент.
От МКАДа до завода Volgobus во Владимирской области 163 км. Запас хода у полноприводного кроссовера Exlantix ET — 1180 км. С мощностью автомобиля в 469 л.с. и разгоном до «сотни» за 4,8 с поездка обещала быть легкой и приятной. Машина продается дилерами по цене в 6,6 млн рублей — это примерно в том же ценовом диапазоне, в котором находится его главный конкурент, гибридный LiXiang L7. Линиями кузова и габаритными огнями они и внешне похожи. Видимо, чтобы хотя бы чуть отойти от этого, дизайнеры Exlantix решились на довольно спорное решение, изрезав переднюю часть кузова 20 вертикальными линиями. Но, возможно, именно это и станет главной внешней отличительной чертой новинки. Фактически Exlantix у Chery — отдельная премиальная марка. И если хочешь общаться с автомобилем голосом, это самое Exlantix придется запомнить и произносить четко: одна пропущенная буква, и система тебя обиженно игнорирует.
Где у него кнопка?
Двойное нажатие кнопки разблокировки на брелоке — и автомобиль приветливо приоткрывает водительскую дверь с безрамочными окнами. Внутри подчеркнутая лаконичность. За исключением пары кнопок на руле, все настройки расположены на сенсорном экране. В салоне по-настоящему просторно, а ровный пол и отсутствие центральной консоли управления визуально добавляют свободы. Переднее пассажирское кресло легко переводится в режим «релакс» выдвигаемой под ноги оттоманкой. Второй ряд сидений обладает теми же опциями, что и первый: подогрев, вентиляция и несколько видов массажа. В такой машине комфортно путешествовать на большие расстояния, погрузив в огромный багажник чемоданы. Вот только запаски, которая на российских просторах совсем не лишняя, не предусмотрено — в штатный комплект входит лишь компрессор с герметиком.
Довольно быстро разобравшись с управлением, выруливаю в пробку на перекрестке. Приближающийся справа водитель любезно пропустил. Рука благодарно потянулась к кнопке «аварийки». Но, увы, в привычных местах ее не оказалось. Изучение пространства перед водителем на остановке у ближайшего светофора результата не принесло. Пришлось припарковаться, облазить и ощупать все поверхности, до которых можно дотянуться из водительского кресла. Кнопка отсутствовала. Здравый смысл подсказывал, что доступ к «аварийке» не может быть сложным. Но мало ли что придет в голову производителям гаджетов на колесах.
Изучение функционала сенсорного монитора тоже плодов не дало. В руководстве для пользователя наличие «аварийки» подтверждалось фотографией кнопки с красным треугольничком на «центральной консоли». Даже если предположить, что все поверхности перед водителем являются этой консолью, кнопки на ней не было! Пришлось поступить неспортивно — позвонить в дилерский центр. Уточнив модель, сотрудник выдал: «На потолке». Аварийка оказалась рядом с кнопкой SOS! Кто бы мог подумать, что в русском переводе это назовут «центральной консолью».
ДВС в помощь
Фактически, Exlantix ET — это электромобиль. Колеса крутят два электродвигателя: один на передней, второй на задней оси — это именно они в коротком моменте способны выдать суммарную мощность 469 л.с. Турбированный бензиновый двигатель объемом 1,5 л и мощностью 143 л.с. используется только для генерации энергии. Можно заправляться и электричеством, и бензином. Равно как и выбирать в поездке предпочтительный источник энергии: аккумулятор, работающий от ДВС генератор или оба сразу в режиме «гибрид».
Пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами, меняющими клиренс в зависимости от условий движения, снижает неприятные ощущения даже на лежачих полицейских, а уж неглубокие трещины на дорожном полотне проскакивались вообще незаметно. Отдельно стоит отметить штатную аудиосистему, состоящую из 23 динамиков и сабвуфера. Так, поигрывая с ее настройками, ароматами салона и динамикой разгона, в отличном настроении доезжаю до завода Volgabus во Владимирской области.
Еще в советское время возглавляемая Анатолием Бакулиным автобусная колонна в городе Волжский Волгоградской области имела собственную сборку из готовых машинокомплектов «ЛиАЗа». На этой базе в 1990-х Бакулин и создал собственное производство автобусов. «Выпуск под маркой Volgabus стартовал в начале 2000-х», — рассказывает в интервью Forbes сын основателя и генеральный директор «Бакулин Моторс Групп» (входит в группу Volgabus) Алексей Бакулин. Завод во Владимирской области — сравнительно новая производственная площадка, запущенная в 2017 году. «Почему здесь? Логистика. Во-первых, наш ключевой рынок — Санкт-Петербург. Во-вторых, близость к машиностроительным кластерам — поставщикам комплектующих. Да и регион на тот момент предложил хорошие преференции», — объясняет Алексей.
Завод построили в чистом поле, точнее, на бывшем болоте. Общие инвестиции в площадку с 2014 года составили около 4,5 млрд рублей. Владимирское предприятие способно производить до 160 автобусов в месяц, волгоградское — до 90. Оборот всей группы — 20 млрд рублей. В 2014 году ее автобусы возили гостей олимпийских и паралимпийских зимних игр в Сочи, в 2014 году перевезли более 200 000 болельщиков в городах проведения чемпионата мира по футболу. В прошлом году компания выпустила 1100 автобусов на традиционном топливе, троллейбусов и электробусов.
По словам управляющего директора завода Вадима Новицкого, оси, мосты, коробки передач и двигатели завозятся на предприятие из Китая. Сейчас для Volgabus проходят сертификацию газовые и дизельные двигатели Ярославского машиностроительного завода. Стекла, сиденья и прочие детали интерьера поставляют российские и белорусские производители.
Сегодня автобусы марки Volgobus в качестве муниципального транспорта
используются почти в половине регионов России. Кроме автобусов компания выпускает троллейбусы, электробусы и гибриды с газовым двигателем. В настоящий момент проводятся испытания транспорта с водородным двигателем. На своей площадке во Владимирской области компания отрабатывает новые технологии, связанные с электричеством. Здесь были собраны первые в ее истории электробус и троллейбус.
«Сказать однозначно, какой вариант городского транспорта выгоднее, невозможно — все зависит от конкретных условий каждого города, — говорит Алексей Бакулин. — В Китае 80% городских автобусов — электробусы. Но это произошло исключительно по волевому решению властей страны перевести городские пассажирские перевозки на электротягу».
Москва, по его словам, так же сделала ставку на электричество. «Наши электробусы в столицу пока не поставляются — мы выпускаем транспорт, рассчитанный на длительную ночную подзарядку, — объясняет Бакулин. — В Москве же работают электробусы, подзаряжающиеся в течение дня на конечных станциях — для них создана соответствующая инфраструктура».
Многие российские регионы не могут создать инфраструктуру для электробусов, для них сегодня оптимальным решением является гибрид с газовым двигателем, считает Бакулин. «Мы начали отработку гибридов с дизельных двигателей, но газовые перспективнее. Наши испытания показывают, что их эффективность с точки зрения расхода топлива по сравнению с обычным автобусом выше на 32–37%, — говорит он. — Кроме того, в России сегодня проблема с автоматическими коробками передач, а гибриду КПП не требуется. Уже несколько регионов рассматривают закупки у нас таких автобусов».
Незаметный премиум
Было интересно узнать у специалистов-производственников мнение и об Exlantix. Вадим Новицкий, полчаса назад демонстрировавший в цеху технологию послойной защиты и покраски Volgabus, с уважением провел рукой по покрытию китайского автомобиля, обращая внимание на ровно подогнанные части кузова, аккуратные сварные швы. Разместившись на водительском кресле, ощупывает кожу на дверцах, обивку потолка. «Очень достойно, даже не ожидал такого, — комментирует он. — Китайцы не просто научились, но, кажется, даже превзошли многих. Прострочка на коже идеальная. И попробуйте руками обивку — такую мало кто сможет исполнить. Это действительно премиум, без натяжек».
Недоверие к китайским моделям чаще всего выражается в мнении об их недолговечности — мол, сгниют и развалятся раньше других. И здесь оценка эксперта о качестве хотя бы внешних деталей дает надежду, что и внутри все тоже сделано на совесть. Брак производителю может выйти боком — на Exlantix ET в России действует гарантия на восемь лет или 200 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит ранее. Средний расход топлива автомобиля заявлен 6,4 л на 100 км. По итогам поездки во Владимирскую область примерно так и вышло, что с учетом массы автомобиля в 2,5 т и постоянно включенного кондиционера весьма неплохой показатель.
Подводя итог, корреспондент Forbes рассуждал, для чего в первую очередь подойдет этот автомобиль. Конечно же, для семейных поездок, в том числе дальних путешествий. Буквально указывая на целевую аудиторию, снаружи в углу лобового стекла со стороны водителя нанесены фигурки держащихся за руки мужчины, женщины и двух детей. На этом автомобиле также не только удобно, но и совсем не стыдно встретить в аэропорту важного гостя.
Единственное, что вызвало легкое раздражение, — кажущаяся индифферентность окружающих. А ведь еще совсем недавно, получая на тест-драйв дорогой премиальный автомобиль, нужно было готовиться буквально к неделе славы. Водительские права дома лучше не забывать — тормозили на первом же посту ГИБДД, да и дальше инспекторы останавливали снова и снова: проверка документов была поводом рассмотреть дорогую новинку. Ты получал вопросы и комментарии от сотрудников АЗС, случайных людей на парковке, а уж на заинтересованные взгляды в потоке на шоссе просто переставал обращать внимание.
В этот раз все было иначе. Да, постов ГИБДД стало заметно меньше. Но такого, чтобы не остановили ни разу на свежей модели, раньше не случалось. Да и остальные особого интереса к премиальному «китайцу» не проявляли. Впрочем, считать это минусом или плюсом — чисто личное.
(моя статья, опубликована в Forbes.ru)
Подписаться на мой тг-канал: https://t.me/alexboyr1