Сегодня хочу показать вам одну старенькую чашку, которая, как многие бы сказали, в ужасном состоянии и никому даром не нужна.
Как оказалось, даже будучи разбитой и склеенной, с отбитым краем она ушла с одного из аукционов за 7 тысяч рублей.
На вид в ней кажется нет ничего особенного, реставрация любительская, выполнена крайне неаккуратно, но почему-то за неё бились и в статье я попробую объяснить почему.
Меня зовут Ирина, я живу в Петербурге и обожаю этот город за то, что здесь каждый предмет, каждое здание, каждый человек может оказаться неожиданным ключом к нашему общему прошлому.
Пишу на канале о том, что мне близко:
— о жизни в культурной столице, как гулять по дворам, ходить нетуристическими тропами и находить красоту в неожиданных местах;
— о своих работах, я делаю предметы ручной работы на заказ, чтобы у моих клиентов были вещь, которой нет ни у кого;
— и, конечно же, об антиквариате и винтаже, о старинных вещах, которые помнят другие времена.
Мне неинтересны сухие даты и термины, я просто хочу, чтобы мы смотрели на старину по-другому, не как на пыль на полке, а как на живую историю.
И вот сегодня такая история про чашку из начала XIX века.
Это типичный образец стиля ампир — строгий, торжественный, с оттенком золотой императорской роскоши. Чашка небольшая, цилиндрическая, в её оформлении сразу выделяются две прямоугольные панели на насыщенном кобальтовом фоне.
Золотом нанесены символические изображения: чернильные приборы, перья, ноты, музыкальные инструменты, лавровые ветви, символы славы и почёта.
Всё это намекает на то, что чашка была скорее подарком для чиновника, поэта или артиста.
Но самое интересное — не в сюжете, а в технике.
Поверхность покрыта тончайшим слоем золотого крытья, создающего зеркальный блеск. Но мастера не ограничились этим, они использовали сложную комбинацию приёмов:
— здесь мы видим матировку: благодаря которой приглушается блеск на отдельных участках, чтобы выделить рисунок.
— и цировку: тончайшее процарапывание золотого фона острым агатовым штифтом, создающим линии и штриховку. Эти микроскопические насечки ловят свет под разными углами, оживляя орнамент
Линии образуют венки, гирлянды, пальметты, а сочетание с матировкой золота даёт эффект рельефа и игры света: глянец и матовость чередуются, подчеркивая каждую деталь.
Подобный приём требовал высочайшей аккуратности: любая ошибка мастера означала, что золотое покрытие придётся полностью снимать и наносить заново. Именно поэтому изделия с цировкой относились к более дорогой и престижной продукции.
Такие предметы выпускали лучшие частные фабрики России начала XIX века: Гарднер, Попов, Корнилов и другие. Датировать эту чашку можно примерно 1810–1830-ми годами.
Да, венчик здесь отколот, ручка склеена, но это не уменьшает её коллекционной ценности: перед нами редкий пример сложного декоративного фарфора эпохи ампира, переживший два века и сохранивший золотое сияние и тонкость работы.
Подобные чашки создавались не для повседневного чаепития, а как предметы парадного сервиза или подарочные экземпляры.
Их заказывали в единичных экземплярах для аристократических домов и императорских приёмов. Каждая деталь — это ручная работа, без использования трафаретов
Да, эта чашка пережила домашнюю реставрацию — у неё были сколы и трещины, которые мастер склеил, пусть и не аккуратно.
Но для коллекционеров это не стало преградой: ценность здесь не в состоянии, а в подлинности, редкости и уровне исполнения.
Именно поэтому на аукционе она ушла за 7 тысяч рублей
Если хочешь научиться видеть такие вещи, понимать, где ручная работа и эксклюзив, а где подделка или ширпотреб, почему трещина и скол не делают предмет бесполезным, подписывайся.
У меня впереди ещё много историй о находках, которые выглядят скромно, но стоят совсем не мало.
Поддержать мой канал можно через донаты, это помогает мне искать, снимать, делиться с тобой тем, что обычно остаётся скрытым.
И мне интересно узнать также что то и от вас:
— У вас дома есть что-то старое? Что это и от кого досталось?
— Что вы цените больше: идеальную вещь или ту, что с историей?
— И честно: если бы вы увидели эту чашку в бабушкином буфете, стали бы выкидывать или выяснять, что это?
Пишите в комментариях, мне важно знать, что вам интересно.
До новых встреч.