Найти в Дзене

ПЕТЕРГОФ. МЕНАЖЕРИИ И ФОНТАН «СОЛНЦЕ» (Восточная часть нижнего парка)

предыдущая публикация: Жилые дворцы на территории Нижнего парка, Марли и Монплезир, Пётр 1 создавал по принципу усадеб. Усадьба в России – это, по сути, маленькое государство, где есть всё, что необходимо для полноценной жизни «правителя», хозяина усадьбы. Но, помимо хозяйственных и служебных построек, садов и огородов, мода требовала создания в усадьбах увеселительных мест. И фантазию проявлять особо не нужно было. Надо было только посмотреть – что там у соседа? А у соседа в Европе в 18 веке в моде не только фонтаны, но и разного рода развлекательные павильоны, и среди них непременно Зверинец или, по-французски, Менажерия, где гостям демонстрировали экзотических зверей и птиц. Пётр 1 в Петергофе обошёлся птицами. Поначалу рядом с Монплезиром, как неизменный спутник усадебного дома появился пруд (1716-1717) довольно внушительных размеров. В нём, разумеется, разводили рыбу, причём редких сортов, а также разместили лебедей и редких водоплавающих птиц (это Пётр в Версале подсмотрел). С дв
Оглавление
Менажерийный пруд и фонтан Солнце /фото из личного архива, 2018/
Менажерийный пруд и фонтан Солнце /фото из личного архива, 2018/

ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»

АНСАМБЛЬ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ

предыдущая публикация:

МЕНАЖЕРИЙНЫЙ АНСАМБЛЬ

Менажерийный уголок парка

Жилые дворцы на территории Нижнего парка, Марли и Монплезир, Пётр 1 создавал по принципу усадеб. Усадьба в России – это, по сути, маленькое государство, где есть всё, что необходимо для полноценной жизни «правителя», хозяина усадьбы. Но, помимо хозяйственных и служебных построек, садов и огородов, мода требовала создания в усадьбах увеселительных мест. И фантазию проявлять особо не нужно было. Надо было только посмотреть – что там у соседа? А у соседа в Европе в 18 веке в моде не только фонтаны, но и разного рода развлекательные павильоны, и среди них непременно Зверинец или, по-французски, Менажерия, где гостям демонстрировали экзотических зверей и птиц. Пётр 1 в Петергофе обошёлся птицами.

Поначалу рядом с Монплезиром, как неизменный спутник усадебного дома появился пруд (1716-1717) довольно внушительных размеров. В нём, разумеется, разводили рыбу, причём редких сортов, а также разместили лебедей и редких водоплавающих птиц (это Пётр в Версале подсмотрел). С двух сторон от пруда поставили деревянные павильончики для размещения птиц в клетках. И пруд стал Менажерийным. Однако, в отличие от Марлинского пруда он разместился не на Монплезирской аллее, выходящей из Монплезирского сада, а к востоку от неё, а потому не исполнял «архитектурную функцию» – не отражал в своих водах дворец, и ему понадобилось дополнительное украшение.

В 1721 году, когда стало ясно, что Петергоф станет парадной морской резиденцией русского монарха, в пруду началось строительство фонтана, что исключало в дальнейшем использование его в качестве бассейна для птиц. Экзотических птиц перевели на Птичий двор, который располагался за дворцом Марли, а для лебедей за восточным птичьим павильоном вырыли небольшой Лебяжий прудик. Однако от идеи размещения в парке птиц не отказались и павильоны-птичники перестроили, превратив их в уникальные сооружения, которые на французский манер получили название Вольеры (1721- 1722, Н. Микетти), что означает «птичник» или «большая клетка для птиц».

Западный Вольер /фото из личного архива, 2017/
Западный Вольер /фото из личного архива, 2017/

Эти деревянные крестообразной формы парковые павильоны, напоминая изящные шкатулки, непременно привлекают внимание. Но, если присмотреться, они, в самом деле, похожи на огромную клетку. Часто поставленные полуциркульные окна во всю высоту постройки словно имитируют решётку клетки. Простенки между ними отделаны серым туфом и морскими раковинами. Крыша с широким куполом, увенчанная небольшой башенкой со световым фонариком, добавляет сходство с клеткой, которую можно подвешивать. Внутри же стены и своды, как в дворцовом зале, покрыты изысканным цветочным орнаментом и изящной росписью на охотничьи сюжеты.

В Вольерах на лето размещали клетки с птицами. В восточном павильоне обитали певчие птички русских полей и лесов, в западном – экзотические попугаи. Иногда, для услаждения слуха гостей, клетки выносили и развешивали на деревьях. Тогда парк наполнялся звуками – мелодичными руладами, пронзительным свистом, легкомысленным щебетом, весёлым чириканьем, ласковым воркованьем и курлыканьем, а то и просто хаотичным птичьим гомоном. Все вместе они звучали единым ансамблем и услаждали слух. Как и другие парковые павильоны, Вольеры были предназначены для использования их только в летнее время, а потому их обитателей по окончании сезона переводили на зимние квартиры.

Как появился фонтан «Солнце»

Удивительно, но деревянные Вольеры для птиц практически сохранились, по крайней мере, не изменили свой облик с момента открытия царской резиденции Петергоф. А вот фонтан (1721-1724, арх. Микетти), поставленный в Менажерийном пруду при Петре 1, выглядел иначе. Он был создан по типу Менажерных (от фр. «экономить) фонтанов Марлинского ансамбля и представлял собой высокий водяной столб, пустой внутри, образованный плотно расположенными рядом струями. Его окружали тонкие струйки, изогнутые дугой у самой поверхности пруда. Поскольку металлические форсунки были спрятаны под водой, фонтан казался волшебным образом извергающимся прямо из пруда. Но, как и большинство фонтанов петровского времени, он изменил свой облик, хотя, конечно, не износился и вполне мог продолжать выбрасывать в небо мощную струю воды. Но во второй половине 18 века императрице, стоявшей у власти, в распоряжении которой находились все императорские резиденции, пришла идея устроить в Нижнем парке открытый бассейн для купания. Так что история Петергофа как курорта началась не в 19 веке, не с Александра 2, инициировавшего строительство Банного корпуса для своей супруги, а с его прабабушки Екатерины 2.

Купальня в Менажерийном пруду. 1870-1872, автор фото Альберт Фелиш /фото с сайта https://pastvu.com/p/130994 /
Купальня в Менажерийном пруду. 1870-1872, автор фото Альберт Фелиш /фото с сайта https://pastvu.com/p/130994 /

Однако резиденция всё-таки была парадной, да и купание в прежние времена было довольно интимным мероприятием, и его нужно было скрыть от посторонних глаз. Работы по созданию императорской купальни в Петергофе велись в 1772-1775 годах под руководством Юрия Матвеевича Фельтена (1730-1801). Менажерийный пруд был огорожен довольно высокой, плавно изогнутой кверху стеной, отороченной в верхней части балюстрадой. Чтобы эта громоздкая конструкция не нарушала гармонию парка, снаружи её украсили декоративными панно, обтянутыми холстом и расписанными пейзажами. Внутри стены также покрывала роспись, а вокруг бассейна были устроены лестницы, ниши для переодевания и открытые площадки для отдыха купающихся на воздухе. Тогда же был перестроен западный Вольер. Его включили в ансамбль купальни и приспособили под раздевалку, соединив с бассейном крытым коридором.

Во время работ по созданию купальни пришлось заменить фонтан, расположенный в пруду. Фельтену пришла оригинальная идея превратить его в своеобразный душ. Для этого центре пруда был сооружён круглый постамент, облицованный туфом, на который была водружена полая внутри колонна из бронзы. На верху параллельно друг другу были установлены 3 золочёных металлических диска с отверстиями по краям для выпуска воды. Основная струя прежнего менажерного фонтана была спрятана внутри колонны, и вырывалась наружу из дисков тонкими водяными струями. Вдобавок колонна поворачивалась вокруг своей оси. Она приводилась в движение спрятанной под постаментом водяной машиной, работающей по принципу водяной мельницы.

Фонтан "Солнце" /фото из личного архива, 2017/
Фонтан "Солнце" /фото из личного архива, 2017/

В довершение этого водного представления 16 фигурок дельфинчиков, окружив постамент, выбрасывали на высоту колонны дугообразные струи воды, которые вместе со струями из дисков обрызгивали водой купающихся в пруду, вызывая восторг. Поворачивающиеся золочёные диски напоминали солнце, а тонкие струи воды по их окружности – солнечные лучи. И фонтан в купальне получил название «Солнце». Правда, от посторонних глаз Солнце в Петергофе было спрятано!

Возрождение Менажерийного ансамбля в 20 веке

«Солнце» миру «вернула» революция, когда в 1920-х годах в Нижнем парке начались масштабные реставрационные работы для превращения дворцово-паркового ансамбля в музейный комплекс. Стены купальни разобрали, отремонтировали механизм, приводящий в действие фонтан, который уже с конца 19 века не работал. И Менажерийный пруд был возвращён в пейзаж парка.

Но «Солнце» закатилось вновь, когда в Петергоф пришли немцы. Водоподводящая система фонтана была взорвана, позолота с колонны ободрана, исчезли золочёные диски и позолоченные фигурки дельфинов. Восстановили ансамбль Менажерийного пруда только в середине 20 столетия (1956). Тогда же его украсили двумя скульптурными композициями из мрамора «Амур на дельфине» (1848, скул. Т. Анджелини). До революции они стояли у Розового павильона в Луговом парке Петергофа, а в 1926 году были перемещены в Нижний парк на Морской канал. «Амуры на дельфине» в годы войны были спрятаны в земляном укрытии, а по её окончании после реставрационных работ скульптуре было найдено новое, более подходящее место. Мраморные дельфины были отправлены к своим собратьям в Менажерийном пруду.

"Амур на дельфине" у Менажерийного пруда /фото из личного архива, 2019/
"Амур на дельфине" у Менажерийного пруда /фото из личного архива, 2019/

Война разрушила дворцы Петергофа, а маленькие деревянные Вольеры по обе стороны пруда чудом уцелели, хотя сильно пострадали. Западный павильон сохранился в первозданном виде. Восточный павильон, перестроенный к концу 18 столетия, до войны сохранялся в облике павильона из императорской купальни. К послевоенному открытию ансамбля Менажерии обе постройки были отреставрированы. Но только после комплексной реставрации, проведённой в 2004-2005 годах оба Вольера, воссоздали в первоначальном облике, и сегодня они являют собой прекрасный образец парковой застройки начала 18 века. И здесь вновь обитают пернатые.

«Птичий» музей в Вольерах

Уж коль маленькие дворцы Нижнего парка часто остаются без внимания у его посетителей, что говорить о птичниках, открытых сегодня в Вольерах! Полюбовавшись петергофским «Солнцем» и скользнув взглядам по «ракушечным шкатулкам», многие так и уезжают из Петергофа, не узнав об их возрасте, назначении и чудесном выживании в годы войны. Слишком много впечатлений в Петергофе, тем более вокруг этих маленьких домиков – вечное веселье петергофского царства водных забав. И всё-таки однажды сюда стоит заглянуть, хотя бы из любопытства! А это значит, в Петергоф нужно возвращаться снова и снова.

Что же можно увидеть в Вольерах, купив музейный билет. Во-первых, он даёт право посетить оба павильона – восточный и западный, а также погулять вокруг Лебидиного пруда. Во-вторых, на стенах можно увидеть роспись, созданную французским художником Луи Караваком (1684-1754), тем самым придворным художником российских монархов первой половины 18 века, который оставил нам великое множество парадных портретов членов императорской семьи. Ну и наконец, здесь можно погрузиться в мир природы: узнать какие птицы обитают вокруг нас и в заморских странах, услышать их многоголосье и понаблюдать, как все они общаются между собой.

В восточном Вольере по-прежнему живут местные птички, в западном громкоголосно болтают попугаи, а в Лебедином пруду обитают водоплавающие птицы. Как и прежде, зимой птицы переезжают на зимние квартиры, расположенные в здании Новой Фермы в парке Александрия, где время от времени устраивают экскурсии. Это удивительно, но, оставшись наедине с птицами, теряешься во времени, и оно пролетает незаметно.

Остановившись у Вольеров (хотя бы озадачившись вопросом, стоит ли в них заглянуть), не останется незамеченной парковая скульптура, спрятавшаяся в зелени разросшихся вокруг деревьев. Как и «Амуры на дельфине» у пруда, статуи у западного Вольера появились только в 20 веке и устроили здесь настоящую «вакханалию»!

Статуя Вакханки у западного Вольера /фото из личного архива, 2017/
Статуя Вакханки у западного Вольера /фото из личного архива, 2017/

Мраморный бог виноделия Вакх (19 в., неизв. скул.) украшал павильон Бельведер в Луговом парке, а в 1930 году переехал в Нижний парк и был установлен у дворца Марли. Чуть раньше туда же прибыли его вечные спутницы Вакханки. Их вывезли из усадьбы Сергиевка, расположенной между Ораниенбаумом и Петергофом, где после революции ещё сохранялась богатейшая коллекция скульптуры герцога Лейхтенбергского, владельца усадьбы. Удивительно, что эти статуи удалось спасти в годы войны в разрушенном Петергофе, спрятав с остальным его скульптурным убранством, тогда как богатейшие скульптурные коллекции Бельведера и Сергиевки были утрачены в ходе ожесточённых боёв. Однако после войны их переселили в восточную часть Нижнего парка и установили у западного Вольера. Наверное, не случайно! Эти статуи должны были предвосхитить «вакханалию» петергофских шутих, расположенных рядом.

В следующий раз я туда и отправлюсь...

Продолжение читайте по ссылке:

а начало прогулки здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!