Иногда, копаясь в старых книгах, натыкаешься на жемчужины. С Андреем Ивановичем Дельвигом (1813–1887) у меня случилась именно такая история. Член баронского рода и водопроводчик - это необычная смесь. Данное баронское семейство контактировало, наверно, со всеми известными людьми 19-го века, что не могло не отразиться на нашем герое статьи. В целом, этот человек является больше комплексным специалистом, а не водопроводчиком-чертежником на всю жизнь. Но ведь кому интересна рутинная судьба обычного специалиста?
Стоит отметить, что результаты деятельности Дельвига оказали серьезное влияние на водопроводное дело в Российской Империи. Все это подтверждается комментариями его современников, а так же перечнем литературы, которые барон оставил после себя.
Что мне удалось найти и сопоставить? Читайте статью — обещаю, будет интересно.
Дельвиг Андрей Иванович (1813-1887)
С данным персонажем у меня долгая история наблюдений, наверно с 2023 года. Если коротко, то профильный студент-путеец, по окончанию высшего инженерного заведения начал работу с самых низов и вырос в комплексного специалиста, который понимал не только технику, но и как все это организовывается на уровне бюрократии. Именно это кажется мне важным — когда кроме передачи знаний через техническую литературу, есть возможность узнать, как человек жил, что его тяготило, что заботило, да и как он в целом работал. Что за приколы с ним случались?
Если говорить о Дельвиге, как о водопроводчике, что о нем известно в профессиональных кругах? Честно - я об этом ничего не знал и не слышал. Все началось с книги с прекрасными чертежами по устройству водопроводов. Она так и называется - "Руководство к устройству водопроводов. Чертежи". Аж 1856 года выпуска...
Текстовой части этой книги не было на тот момент замечено, сейчас же она оцифрована и опубликована, поэтому предлагаю по ней быстро пробежаться:
Уникальность Дельвига среди коллег?
Я уже писал о различных специалистах водопроводного направления:
Что отличает вышеперечисленных специалистов от Дельвига? Он не ограничился техническими пособиями. Вдобавок, он оставил после себя еще и мемуары «Мои воспоминания» — аж четыре тома, охватывающие период с 1813 до 1876 года. Это редкий случай, когда технический специалист делится не только знаниями, но и личным жизненным опытом: от первых шагов в профессии до крупных проектов и их сопровождение на различных уровнях. Более того, мы в мемуарах видим, как он взаимодействует с различными людьми. Пока листал их, восхищался, как теория переплетается с жизнью, — от неопытности и бюрократических препятствий до повседневных трудностей на стройке.
Раньше я не мог толком о нем написать — доступные мемуары были в урезанном виде, особенно советское издание 1930-х с кучей цензуры (вырезали до 68% текста, чтобы вписаться в идеологию). Но недавно в НЭБ выложили сканы оригиналов. Теперь мы можем изучать аутентичные фрагменты: как он работал с государственными служащими, уговаривал рабочих, импровизировал на ходу. Это не просто факты — это живое кино о жизни инженера-водоснабженца, которым хочется поделиться.
Погружаемся в мемуары
Не буду томить, заглянем в первые два тома. Я выбрал их для старта, потому что они основа всего. Третий и четвертый оставлю на потом, там наверняка еще больше сюрпризов. Связано это из-за объемности материалов
Том 1. 1813-1842.
Здесь описаны ранние годы, обучение и первые проекты. Дельвиг рассказывает о вызовах новичка: от изучения основ до столкновений с реальностью. Например, он упоминает, как бюрократы раздували бюджеты, игнорируя технические детали, или как приходилось импровизировать из-за нехватки средств
В тексте на стр. 162 мы увидели отсылку на журнал. Была ошибка в дате + не указанно, какой именно выпуск. Видимо тогда еще было не ясно, когда опубликуется. Удалось найти эти выпуски от 1859 года. Приводить статьи Дельвига не буду, с ними можно ознакомиться самостоятельно:
Том 2. 1842-1858.
Зрелый период, полон драм. Монтажники ноют: «Нужны идеальные условия!» Строители: «Зачем такая точность?» Поставщики: «Купи, а там разберемся». И все это под прессингом сроков и «серых» расходов вне контракта. Знакомо? Да, такие проблемы случались и в XIX веке. Автор во 2 томе щедро делится историями о монтаже оборудования, переговорах с поставщиками и строителями. На примере Дельвига мы видим: инженер — это не только чертежи, но и умение решать проблемы на месте, и решать проблемы с смежными кадрами.
Начинается все с устройства водопровода в Нижнем Новгороде:
Возвращение в Москву, откуда все начиналось в Томе 1:
О переезде в новую квартиру и качестве подаваемой воды. К слову о поквартирных устройствах доочистки можно узнать из отчета для г. С-Пбурга:
Из данных воспоминаний мы даже узнаем немного о его работе над своей книгой "Руководство к устройству водопроводов". И что из этого вышло в итоге:
А тут меня удивили...Французы и в какое положение ставится Русская инженерная школа:
Дальше идет очень много текста о работе. Скандалы, интриги и расследования, однако мне хочется примести мнение, когда проект был реализован:
В рамках статьи для знакомства с данным персонажем предлагаю ограничиться первыми двумя томами. Том 3 и Том 4 можно рассмотреть позже.
Вместо заключения: уроки от Дельвига для нас сегодня
Андрей Иванович оставил нам не просто книги — целую энциклопедию жизни. Его инженерный путь учит: проблема — идея — проект — реализация. И вечные проблемы не изменились за 200 лет:
- государственные бюрократы хотят раздуть бюджеты и выбить финансирование для себя на новый проект, что там в технических решениях их не волнует;
- на другой проект у бюрократов денег нет, а сроки уже поджимают. Сделайте как можно дешевле, чтобы влезть в остаточное финансирование, ну хоть что-нибудь;
- на бумаге одно, по факту и оплате другое;
- поставщику оборудования все равно, будет работать или нет. Главное купи и, может быть, получишь свои %;
- монтажники ноют, что для их оборудования должны быть подготовлены стерильные условия, надо уговаривать, чтобы и так поставили;
- строители ноют, что зачем такие ювелирные работы и такие допуски, надо уговаривать, чтобы отработали;
- куча работ, которые не попадает под контракт и приходится своими силами решать вопрос;
- пересечение интересов, крысиные бега, куча случайных и не компетентных лиц в направлении, на всех уровнях, без умения договариваться и обходить - никуда.
Плюс, Дельвиг не был отшельником: вел бурную культурную жизнь, общался с различным персонажами, в том числе и представителями творческой интеллигенции. Даже Репин (да-да, Илья Репин из Третьяковки!) нарисовал его портрет и увековечил его для нас. Представьте: водопроводчик на холсте мастера! Глядя на этот портрет не вызывает сомнения, что человек и Императору проекты на стол клал, и общества основывал (Русское Техническое Общество).
Материалы, оставленные Дельвигом в наследство, стоит изучать всем, кто интересуется инженерией — от студентов до профессионалов. Они не только о водопроводах, но и о жизни в Российской империи. В одной статье все не уместить, я думаю, оставшиеся 2 тома еще удивят. Однако это будут совсем другие статьи.
Собранные материалы для статьи можно скачать и посмотреть тут. Отдельно приведу ссылки на НЭБ на техническое пособие (из-за веса файлов).
Руководство к устройству водопроводов. Текст
Руководство к устройству водопроводов. Чертежи
Уважаемый читатель, буду очень рад, если вы поставите статье «нравится» и поделитесь в социальных сетях! Подписывайтесь на канал!
Так же вы можете присоединиться к сообществу в телеграмм и другим площадкам, где выкладываются интересные материалы: