Найти в Дзене
Трехлебова Инна

8 главных выводов из книги «Выбор» Эдит Егер. Почему мы сами строим себе тюрьму

📖 О книге и нашем знакомстве: С книгой «Выбор» я впервые познакомилась в книжном клубе в Москве — это была первая книга, которую мы читали вместе. Обсуждение было невероятным: глубоким, тяжёлым, но при этом светлым. Каждый из нас увидела в книге что-то своё. Это не просто история о выживании — это книга о жизни, боли, любви, потерь, надежде и внутреннем выборе. В какой-то момент у меня возникло ощущение, что главная героиня прожила не одну, а как минимум три или четыре жизни. И в каждой — ей приходилось начинать заново, сталкиваться с новыми травмами и снова делать выбор: закрываться от прошлого или сделать его частью себя и стать сильнее. 🧬 Немного о книге и самой Эдит Книга «Выбор» — это автобиография Эдит Егер, женщины, пережившей Аушвиц, эмиграцию, депрессию, долгий путь к прощению — и в итоге ставшей одним из самых вдохновляющих психологов нашего времени. До войны она мечтала стать балериной — и у неё действительно были для этого прекрасные данные. Танец был её миром

📖 О книге и нашем знакомстве:

С книгой «Выбор» я впервые познакомилась в книжном клубе в Москве — это была первая книга, которую мы читали вместе. Обсуждение было невероятным: глубоким, тяжёлым, но при этом светлым.

Каждый из нас увидела в книге что-то своё. Это не просто история о выживании — это книга о жизни, боли, любви, потерь, надежде и внутреннем выборе.

В какой-то момент у меня возникло ощущение, что главная героиня прожила не одну, а как минимум три или четыре жизни. И в каждой — ей приходилось начинать заново, сталкиваться с новыми травмами и снова делать выбор: закрываться от прошлого или сделать его частью себя и стать сильнее.

-2

🧬 Немного о книге и самой Эдит

Книга «Выбор» — это автобиография Эдит Егер, женщины, пережившей Аушвиц, эмиграцию, депрессию, долгий путь к прощению — и в итоге ставшей одним из самых вдохновляющих психологов нашего времени.

До войны она мечтала стать балериной — и у неё действительно были для этого прекрасные данные. Танец был её миром, её внутренней свободой. Даже спустя десятилетия она сохраняла потрясающую гибкость: на конференциях с удовольствием демонстрировала, как может поднять ногу в балетную позицию développé à la seconde — как напоминание, что её тело и душа сохранили грацию, несмотря ни на что.

Эдит до сих пор живёт в Калифорнии, в этом году ей исполняется 98 лет. Она проводит лекции, пишет книги, говорит , что у неё есть бойфренд, и, кажется, совершенно не собирается уходить на пенсию.

-3

1. «Никто не сможет забрать у тебя то, что у тебя в голове»

— слова мамы, которые Эдит пронесла через всю свою жизнь.

Эту мысль ей сказала мама перед отправкой в лагерь, и она стала якорем, внутренним светом, который помогал выжить и не потерять себя.

Это о внутренней свободе. О том, что даже когда тебя лишают всего — дома, близких, тела, достоинства — остаётся что-то, к чему не дотянуться ни враг, ни страх. Мы сами решаем, чем наполнен наш внутренний мир — и это может быть опорой в самых тёмных обстоятельствах.

-4

2. Внутренний мир — это то, что может спасти тебя в аду

«Каждый раз, когда мы шли в душ, мы не знали — будет газ или вода»

Когда у Эдит на глазах убили сначала мать, потом отца, когда каждый день она жила со страхом смерти — не просто как эмоцией, а как реальностью, в которой она просыпалась — её спасала внутренняя жизнь.

Она была влюблена до войны. Она вспоминала своего парня, мечтала о будущем, представляла, как они снова встретятся, как поженятся, как у них будут дети. Эта любовь жила в ней, и это была её точка опоры.

В первый же день, когда её вывели танцевать перед Йозефом Менгеле, она не думала о нём. Она представляла, что на сцене, в театре. И эта фантазия — не бегство, а её единственная свобода, которую никто не мог отнять.

-5

Иногда мы не можем изменить внешние обстоятельства. Но мы можем выбирать, на что опереться внутри. Вера, любовь, мечты — если они живы в нас, то даже в аду можно остаться собой. А это безусловно был ад.

3. Можно всегда выбрать — как реагировать

«Ладно, в этот раз ты победила»

— сказал охранник, когда она сделала колесо, чтобы попасть в одну очередь с сестрой.

Одна из самых страшных сцен — когда Эдит и её сестру поставили в разные очереди. Никто не знал, какая очередь ведёт к жизни, а какая — к смерти. Это была лотерея.

И тогда Эдит сделала выбор — не подчиниться страху. Она подошла к охраннику и сделала акробатическое колесо, играючи, отчаянно, как будто на сцене. Это настолько его удивило, что он вернул её в нужную очередь. И в ту ночь они снова были вместе с сестрой.

4. Добро, которое стало, самим жестоким поступком

«Магда лежала, обняв банку с консервами. Она не могла её открыть»

Накануне освобождения узников допустили представители Красного Креста. Это был первый “луч света” — и они искренне хотели помочь. Они раздали заключённым консервы. Но никто не подумал о том, что у этих людей нет сил, инструментов, зубов, ножей.

Сестра Эдит, Магда, лежала с консервной банкой в руках. И умирала от голода. Потому что не могла её открыть.

5. Спасение

Эдит лежала в горе мёртвых тел. Она не могла двигаться, не могла даже открыть глаза. И когда подошёл солдат — он прошёл мимо. Он не увидел её. И только отражение солнечного света от консервной банки привлекло его внимание. Он вернулся. И усилием воли она приоткрыла глаза. Это спасло ей жизнь.

  • В период с 1940 по 1945 годы всего в Аушвице было депортировано около 1,3 млн человек . Когда их освободили в живых осталось 1 200 человек .

6. Освободиться физически — не значит стать свободной

«Я выжила. Но не была свободна. Моя настоящая тюрьма была внутри меня»

Когда лагерь освободили, всё не закончилось. Да, её спасли. Но страх, вина, стыд и боль остались. Её тело вышло из заключения — но разум остался там. И это, возможно, был самый долгий путь — вернуться к себе.

Часто, чтобы оказаться в тюрьме, не нужно лагерей, не нужно нацистов. Иногда человек сам строит себе стены — из боли, страха, непрожитых эмоций. Даже без физической боли можно оказаться в плену у вины, стыда, прошлого.

Самое страшное — это носить эту тюрьму с собой всю жизнь, никому ничего не показывать, запирать всё глубже и глубже. Тогда она только разрастается.

«Выбор» показывает, как с этим справляться. Через честность, терапию, признание боли, прощение — себя и других. Через то, что кажется невозможным. Это путь на свободу — изнутри.

7. Прощение — это не про других. Это про себя

Самое трудное прощение — это прощение себя

«Я не могла простить себе, что выжила. Что мама умерла, а я осталась»

Долгие годы Эдит не могла говорить о моменте, который разрушал её изнутри. Когда она, подросток, стояла в очереди на сортировку, доктор Менгеле спросил: «Это твоя мать или сестра?» И она закричала: «Мама! Мамочка!» — в этот момент мать отвели в сторону, и через считаные часы она погибла в газовой камере.

Эдит хранила этот эпизод глубоко внутри, стараясь не вспоминать. Но вина за этот выбор — сделанный в страхе, растерянности, беспомощности — жила в ней всю жизнь. И только спустя десятилетия, пройдя свой путь в терапии, получив профессию, помогая другим — она наконец признала, что тогда она не могла знать. И простила себя.

8. Жизнь можно начать в любом возрасте

«Мне было под сорок, у меня было трое детей, акцент и никакого образования. Но я пошла учиться»

Эдит поступила в университет уже после 40. Получила степень доктора психологии. Стала помогать другим справляться с травмами. Писала книги. Вела лекции. Вдохновляла тысяч людей. И начала всё это — не в 20, а когда, казалось бы, «время прошло».

💬 В конце

Книга «Выбор» заканчивается не освобождением. И даже не карьерой. Она заканчивается жизнью — той, которую Эдит выбрала жить. С болью, но и с радостью. С памятью, но и с прощением. С прошлым, но и с настоящим.

Если вы тоже читали эту книгу — буду очень рада, если поделитесь в комментариях своими мыслями.

Что вас тронуло больше всего? Какие сцены вы не можете забыть? Что вы взяли с собой?

#ЭдитЕгер #КнигаВыбор #КнижныйКлуб #ЛитРес #Психология #ЧтоПочитать #Автобиография #ИсторииВыживания