Найти в Дзене
Вестник шоубиза

«Это ещё не дно»: Solaris рухнул в цене на 30%, дилеры несут убытки, владельцы жалуются на обман — стоит ли вообще брать эту новинку?

Ещё недавно бренд Solaris воспринимался как новичок на российском авторынке. После ухода корейцев у многих оставалась пустота, которую надо было срочно чем-то закрыть. И вот пожалуйста, красивый ребрендинг, обещания доступных и надёжных машин. Казалось, начинается новая история. Но не прошло и полугода, как эти автомобили начали стремительно терять в цене. И теперь даже самые спокойные эксперты разводят руками такого отката рынок не видел давно.

В основе нового бренда лежит не совсем новая платформа. По сути, это переупаковка хорошо знакомых Hyundai Solaris, которые ранее собирались в Санкт-Петербурге. После ухода корейцев завод выкупила компания АГР и запустила выпуск автомобилей под собственным брендом. Маркетинг сработал на ура и название знакомое и внешне чуть изменённая, цена на старте более-менее адекватная. Старт продаж сопровождался позитивной волной люди начали брать машины, надеясь на прежнее качество в новом исполнении.

Но всё изменилось слишком быстро. Уже к середине 2025 года стоимость моделей Solaris HC, HS, KRS и KRX поползла вниз. Причём не плавно, как это обычно бывает, а будто что-то сломалось скидки по 200–300 тысяч рублей стали реальностью. Для тех, кто купил авто раньше, это было настоящим шоком. Машина, которая вчера стоила 1,8 млн, сегодня предлагалась за 1,4.

Первый фактор - это укрепление рубля. На фоне стабилизации курса поставка машинокомплектов из-за рубежа стала дешевле. АГР, не желая терять темп, оперативно пересчитала себестоимость и решила, что лучше быстро продать, чем стоять с полными складами. Казалось бы, логика здравая. Но рынок - это не только цифры в бухгалтерии.

-2

Параллельно с этим китайские автогиганты начали снижать цены на свои модели. Chery, Haval, Geely - все словно сговорились. Началась настоящая ценовая война, где каждый производитель старался удержать долю. На этом фоне новичку Solaris пришлось буквально сбрасывать вес, чтобы хоть как-то удержаться на плаву.

Сегмент до 2 миллионов рублей сегодня - это поле боя. И у китайцев на руках гораздо больше козырей. Они давно закрепились на рынке, у них отстроены логистика, дилерская сеть, запчасти и послепродажный сервис. Solaris же только начинает путь и вынужден делать ставку на цену. А когда ценник снижается слишком резко, это не поднимает продажи, а вызывает тревогу.

Покупатель начинает думать: если так сильно скинули, значит, что-то не так. Плюс - рядом полно подержанных Hyundai и Kia в отличном состоянии, с минимальным пробегом и за те же деньги. Зачем рисковать, если можно взять проверенное?

Ситуация сильно ударила по дилерам. Многие из них готовились к стабильным продажам, закупали автомобили, вкладывались в рекламу. А теперь сталкиваются с тем, что остатки на складах теряют стоимость быстрее, чем они успевают их реализовывать. Некоторые открыто заявляют, что работать с текущей маржой невозможно. Машины продаются практически по себестоимости, а в некоторых случаях даже с убытком.

-3

На фоне этого начинаются разногласия между производителем и дилерской сетью. Одни хотят удержать объёмы, другие сохранить хотя бы минимальную прибыль. Но в условиях рынка приходится выбирать: либо продавать и хоть как-то зарабатывать, либо остаться с непродаваемым товаром.

Реальность такова, что завод в Петербурге работает на запасах, которые остались от прежних времён. Это плюс, потому что не надо ждать поставок, всё под рукой. Но это и минус, чтобы перейти на полноценное производство, нужны деньги. А деньги можно получить, только продав всё, что есть.

По сути, компания сейчас выжимает из производственной базы максимум, чтобы обеспечить себе будущие закупки. Поэтому и ценник падает — важно не прибыль, а оборот. Иначе конвейер остановится, и тогда уже будет не до маркетинга.

Нельзя игнорировать и вторичный рынок. Сегодня он переживает необычный подъём. Из-за льготного импорта в страну массово ввозят «бэушные» машины из Кореи, Японии и даже США. Они нередко дешевле, чем новый Solaris, и воспринимаются как более надёжный выбор. Люди привыкли к именам, к проверенным маркам. А тут - свежий бренд, пусть и на знакомой базе, но без репутации.

-4

Даже новые «корейцы», выпущенные пару лет назад, часто выигрывают у Solaris в глазах покупателей. Отсюда и дополнительное давление на цену.

Самые громкие жалобы от тех, кто уже купил Solaris в начале продаж. Люди чувствуют себя обманутыми. Машина обесценилась на несколько сотен тысяч буквально за пару месяцев. Это бьёт не только по кошельку, но и по доверию. Особенно обидно тем, кто взял авто в кредит, теперь сумма долга выше рыночной стоимости машины. Возникают конфликты, негативные отзывы, падает лояльность.

А ведь лояльность - это то, что новичку нужно больше всего. Без неё бренд может не выжить.

Эксперты уверены, что такой демпинг не навсегда. Когда запасы комплектующих закончатся, и придётся покупать новые и себестоимость вырастет. А значит, и цены пойдут вверх. Вопрос в другом, останется ли к тому моменту интерес к этим машинам? Или клиенты уже окончательно отвернутся, вспоминая, как влетели на переплате?

Есть риск, что вся текущая стратегия сыграет против Solaris. Вместо уверенного входа на рынок получится история «купили разочаровались и забыли».

-5

На словах Solaris - российский бренд. Но особых преференций от государства он не получает. Ни серьёзных субсидий, ни прицельных программ - приходится выживать самостоятельно. А в таком режиме долго продержаться сложно. Продажи не покрывают издержки, затраты на запуск - колоссальные. И если в ближайшее время не появятся партнёры, либо не вырастет спрос, проект может сойти с дистанции.

Сегодня Solaris - это символ всех проблем российского автопрома. Вроде бы и завод есть, и модель готова, и спрос в теории должен быть. А на практике обвал, паника, жалобы и дилеры, которые не знают, что делать.

Покупателям же остаётся решать самим, рисковать, пока дешево, или подождать, когда ситуация прояснится. Кто-то видит в этом шанс урвать выгодную покупку, кто-то ловушку, из которой не выбраться. И каждый в этой истории сам себе режиссёр.