Найти в Дзене
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Нельзя есть, пить, разговаривать: Как воспитывали «почтительность сыновей» в Китае

Оглавление

Почитание и уважение к старшим прививают во всех странах, но Китай превзошел все имеющиеся традиции еще с древнего времени, отчего там и зародился культ старшего. Воспитание велось в полном подчинении старшим. Детей воспитывали в покорности и молчаливом согласии, а еще в том, чтобы радовать родителей и ничем их не огорчать.

Они не могли высказывать свое мнение, противоречить, выполняя любое задание по первому требованию, теряя свое личное «Я» и становясь заложниками возраста.

Конфуций, стоявший за мудрость времен

Культ старшего в Китае как древний обычай.
Культ старшего в Китае как древний обычай.

Сложно представить, что бы ответила женщина из европейских стран, скажи ей, что она выглядит в свои 50 на 80 лет. Скорее всего, слова вызвали бы гнев, расстройство, обиду, но в Китае они стали бы лучшим комплиментом. Потому что, когда «накидывают» пару десятков лет – это сразу означает, что человек, сказавший такие слова, проявляет уважение.

О почтительности писал еще Конфуций, когда увидел в китайской традиции не просто уважение к старшим, а схему построения идеальных отношений, которые можно перенести на управление в государстве. Используя архаичные образы, подчинение в узком кругу семьи он перенес на государственный уровень, в котором песчинки – это народ, а старший – правитель. Чтобы правитель держался сверху, «песчинки» должны быть сплоченными, а это возможно только при крепких узах. Он делал выводы на основе древних обрядов и ритуалов, в которых слушались старейшин. Основа была перенесена на низшие пласты населения, превратив ее в культ предков.

Сыновняя обязанность перед родителями в Китае.
Сыновняя обязанность перед родителями в Китае.

В правилах существовала обязанность детей – прокормить родителей в старости. Это относилось к «сыновней почтительности», однако Конфуций дал объяснение, как правильно ее нужно воспринимать. Если использовать только слово «прокормить», то чем родители будут отличаться от скота, который тоже кормят? Поэтому, в первую очередь, к родителям нужно проявлять почтительность и благоговение, иначе разницы не будет. Он осудил заботу о родителях, если в нее не вкладывают душу и чувства. В качестве наставления Конфуций говорил, что в быту нужно относиться к старшим по ритуалу, когда умрут – похоронить по ритуалу и принести жертву, согласно ритуалу.

Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️

Культурология

Конфуций писал, что сын должен покрывать отца, даже если тот совершил преступление. Он не может сомневаться в действиях старшего, а свидетельства детей против родителей вообще на суде не принимались в расчет. На что хватало прав ребенка? Это слезно увещевать родителя, приняв позу униженного, как себя вести, а если не получалось – то молча скорбеть о поступках родителей.

Ребенок не имеет своего «Я»: покорность и преданность

Культ старшего в Китае накладывал обязанности на младших.
Культ старшего в Китае накладывал обязанности на младших.

Правила, введенные в Китае, сделали уклад жизни таковым, что любой старший становился более уважаемым человеком, чем рядом находящийся младший. Это касалось не только родителей и детей, но и друзей, если они отличались по возрасту, и чаще это было так. Ведь трудно найти двух одинаковых, рожденных в один день людей, которые дружили.

Обычай покорно слушаться старших прививался еще в Древнем Китае и поддерживался наследниками. Существовало двоякое отношение к детям: с одной стороны, в честь рождения ребенка устраивался праздник, ему очень были рады, но, с другой стороны, он быстро становился самостоятельным. Достаточно было подняться на ноги, и уже с этого времени начиналось познавание правил семьи и общества. Хорошие манеры поведения нужно было впитывать молча, наследуя то, что делают остальные.

Со старшими нужно было вести себя почтительно, а если какое-то поведение считалось недостойным, то он мог без слов указать на ошибку. Например, один старый китаец в знак неприемлемого поведения снимал с себя шляпу, и никто к нему не мог подойти, пока не надевал ее снова на голову. Окружающие должны были понять причину и устранить ее.

Детей приучали во всем доверять старшим, даже если они были не правы. Правила для детей заключались в покорности, в которой не было места личному «Я». Ребенок не мог сесть на середину циновки и вообще занимать юго-западную часть. Он не мог идти посредине дороги, стоять в дверях, а к старшим нужно было прислушиваться, даже тогда, когда они молчат, ловить каждое их движение. Важны все – мимика, речь, движение рукой или даже то, куда повели глазом. Это правила и ритуалы, которые приходилось постигать подрастающим детям.

У детей были правила поведения в присутствии старших.
У детей были правила поведения в присутствии старших.

Учиться – означало повтор, но в китайской традиции науку приходилось познавать на основе подражания. Хотя тех, кто достигал правил поведения в совершенстве, называли «мудрыми», а других в противовес им – «глупцами». В правила почитания старшего входило полное подчинение его воле. Если родители звали ребенка, то он должен был не просто откликнуться, а молча подойти, опустить взгляд в пол и ждать.

Смотреть прямо в глаза считалось неуважением, как и задавать вопросы о том, зачем нужно выполнить задание. Оно должно было быть сделано сразу и беспрекословно, не откладывая ни на минуту. Когда родители поучали, то дети должны молча слушать и не противоречить, признавая свои ошибки. Они должны заботиться, чтобы летом родителям было прохладно, а зимой – тепло.

За столом дети не могли раньше старших начать есть, пока те первыми не начинали трапезу. Но если родителям нужно подать лекарство, то дети должны его попробовать, безвредно ли оно, а потом дать его. В почтительность вкладывалось все, вплоть до того, что родители не должны расстраиваться, а это могло произойти даже из-за радости, что дети растут. Это могло их натолкнуть на мысль, что жизнь подходит к концу, и они расстроятся. По этой причине никогда не произносили слово «старость» или «старый».

Подчиненное положение ребенка в китайской семье: «сыновняя почтительность»

Дети должны были уважать и боготворить старших.
Дети должны были уважать и боготворить старших.

В китайской мудрости существовало понятие, что добродетельный человек сам придет к пониманию своих действий и поймет, что нужно делать, поэтому нет необходимости его обучать, а глупцам даже наставления не помогут. Но некоторые дети чересчур воспринимали «сыновнюю почтительность» и совершали поступки, которые для европейца казались бы абсурдными. Например, Хуан Сян летом обмахивал циновку отца, чтобы тот мог заснуть в прохладе, а зимой согревал его постель своим телом.

Другой вечером раздевался донага, чтобы его кусали комары, а к родителям не приставали. Еще один делал вид, что продолжает оставаться в свои 50 лет маленьким ребенком – носил платьица, смешил родителей, забавно кувыркался, и даже когда сильно упал, сделал вид, что ему не больно, а смешно, чтобы не расстраивать родителей.

Дети должны были соблюдать ритуал уважения после смерти родителей, а это означало держать траур три года. В таких случаях даже уходили с высоких постов, и этому не препятствовали, понимая, что это обязанность «сыновней почтительности». Дети ради счастья родителей готовы были отдать за них жизнь, поэтому странная табличка на одной из скал гор Тайшаня гласит, что запрещается сбрасываться в обрыв. Это не просто предостережение губернатора от самоубийства, а желание остановить безумный поступок детей. Такому действию способствовало древнее поверье, что если броситься в бездну, родители избавятся от болезней и смерти. Учитывая безграничную сыновнюю преданность, дети готовы были идти на самопожертвование ради старших.

❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Однако полной противоположностью можно назвать отношение родителей к взрослому ребенку. В древние годы считалось нормой, если они жертвовали ребенком и продавали его, чтобы в семье осталось меньше ртов, которых нужно кормить. Никто не осмеливался противоречить тому, что мать и отец не выполняли свой долг. Все как раз наоборот – их право не оспаривалось, а у детей его просто не было.

Сыновняя преданность сохранялась до самой смерти родителей.
Сыновняя преданность сохранялась до самой смерти родителей.

В Китае дети желали скорее вырасти, потому что жили в постоянном подчинении. Как одна из причин этого желания – самому стать старшим и получить право быть уважаемым. Китайца можно обидеть выражением, если ему сказать, что он еще очень молод. Что и произошло нечаянно с китайским бизнесменом, которому высокопоставленный чиновник из Европы хотел сделать комплимент, а получилось все наоборот, когда сказал, что тот еще очень молод, чтобы помнить такие факты. Фраза была воспринята китайцем как свидетельство того, что он недостаточно стар, чтобы его можно было уважать.

В Китае Мао Цзэдун нашел способ управлять людьми с помощью обычного манго, хотя это и получилось спонтанно – подарок превратился в культ «счастливой жизни», а за его осквернение били и казнили.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220825/65177/

-8