Найти в Дзене

Средства, выделенные на госконтракт, неприкосновенны для иных налоговых долгов

Государство выделило компании деньги по госконтракту и положило их на специальный, контролируемый счёт в Казначействе. У этой же компании был старый налоговый долг. Налоговая служба пыталась забрать деньги со специального счёта, чтобы погасить этот долг, дело А72-12731/2024.

Фабула дела:
УФНС провело выездную проверку общества и доначислило компании налоговую задолженность, эта задолженность не была связана с исполнением текущих муниципальных контрактов компании. Поскольку на обычных банковских счетах денежных средств не оказалось, УФНС попыталось взыскать долг с лицевых счетов компании, открытых в УФК. На этих счетах находились бюджетные средства, предназначенные для выполнения двух муниципальных контрактов. УФК отказалось исполнять решение налогового органа, сославшись на нарушение установленного порядка. После этого УФНС обратилось в арбитражный суд с требованием взыскать деньги с казначейских счетов компании.

Позиция ФНС:
Налоговый орган руководствовался пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса РФ. Позиция заключалась в том, что если на обычных счетах налогоплательщика денег нет, то взыскание должно производиться с его лицевых счетов в казначействе. Налоговая служба считала, что для этого необходимо получить судебный акт, с которым и обратилась в суд.

Позиция компании и УФК (третье лицо):
Средства на лицевых счетах в казначействе являются целевыми и защищены специальными нормами Бюджетного кодекса РФ (статья 242.6-1 БК РФ). Эти нормы имеют приоритет над общими нормами Налогового кодекса. Взыскание с таких счетов возможно только в двух исключительных случаях:
- Если задолженность возникла в связи с исполнением самого контракта, подлежащего сопровождению.
- Для возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью.
Поскольку налоговая задолженность не относилась ни к одному из этих случаев, взыскание с целевых счетов невозможно.

Все три судебные инстанции (первая, апелляционная и кассационная) единогласно отказали налоговому органу в удовлетворении требований:

1. Приоритет Бюджетного кодекса над Налоговым: суды четко установили, что нормы БК РФ, регулирующие казначейское сопровождение, являются специальными по отношению к общим нормам НК о взыскании долгов, в случае коллизии применяются специальные нормы.

2. Защита целевых средств: решение защищает сам принцип казначейского сопровождения - обеспечение целевого расходования бюджетных денег. Это гарантирует, что средства, выделенные на социально значимые проекты, будут использованы по назначению, а не изъяты для погашения старых долгов.

3. Ограничение полномочий ФНС: суд подтвердил, что у налогового органа нет права взыскивать с казначейских счетов задолженность, не связанную с исполняемым контрактом. В таких случаях ФНС должна использовать стандартную процедуру взыскания за счет иного имущества должника в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Компании, работающие с госконтрактами, могут быть уверены, что целевые средства, полученные на исполнение проекта, защищены от взыскания по старым, не связанным с этим контрактом долгам. Это снижает риск срыва контракта и последующего банкротства. Такие споры будут возникать все чаще, так как система казначейского сопровождения становится все более распространенной, в том числе среди МСП. Казначейское сопровождение становится обязательным, например, когда контракт предусматривает авансовые платежи, заключается для нужд государственного оборонного заказа или превышает определённую сумму. Если бизнес выигрывает такой контракт, он обязан открыть лицевой счёт в Казначействе и работать в рамках сопровождения.