Стэнли Кубрик начинал карьеру как фотограф, а стал одним из самых влиятельных режиссеров в истории кино. В перерывах между дублями он играл с актерами в шахматы, был известен перфекционизмом и бескомпромиссностью.
От военных драм до научной фантастики, от нуара до сатиры — режиссер виртуозно работал в разных жанрах, каждый раз меняя правила игры. И это он вдохновил Квентина Тарантино на создание «Бешеных псов». Сегодня вспоминаем лучшие фильмы Кубрика, которые стоит посмотреть хотя бы раз в жизни.
«Убийство» (1956)
16+
«Убийство» — фильм (1956), с которого начался фирменный стиль Стэнли Кубрика. История о тщательно спланированном ограблении ипподрома, которое вышло из-под контроля, когда один из четырех подельников решил внести свои изменения. Вместо классического нуара — холодный анализ человеческой ошибки. Нелинейный монтаж, который потом подхватил Тарантино в своих фильмах «Бешеные псы» и «Криминальное чтиво», и ощущение тотального контроля режиссера. По сути, фильм «Убийство» — первое настоящее кино Кубрика.
«Тропы славы» (1957)
12+
Первый антивоенный шедевр Кубрика, который стал особенно актуальным после начала войны во Вьетнаме. Кирк Дуглас играет полковника, который защищает солдат, обвиненных в трусости. Бюрократия армии показана абсурдной и жестокой, а война — бессмысленной. Первые настоящие эксперименты Кубрика с перспективой и операторской работой. Кино, которое до сих пор смотрится свежо и актуально.
«Тропы славы», фильм 1957 года, — это экранизация одноименной книги Хамфри Кобба, которую Стэнли Кубрик, будучи подростком, нашел в отцовской библиотеке.
«Спартак» (1960)
Голливудский эпик, который Стэнли Кубрик снимал по заказу студии. История восстания гладиаторов под предводительством Спартака с Кирком Дугласом («Большие деревья» (12+), «Мой дорогой секретарь») в главной роли. Снято зрелищно, размах впечатляет, но Кубрик здесь – скорее наемный мастер, чем автор. Кино хорошее, но не до конца кубриковское.
Кирк Дуглас — отец Майкла Дугласа, известного по лентам «Игра» и «Основной инстинкт» (18+) с Шэрон Стоун. «Спартак» — фильм-обладатель премии «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм (драма)» и четырехкратный лауреат «Оскара».
«Лолита» (1962)
18+
Стэнли Кубрик первым экранизировал роман Владимира Набокова о профессоре Гумберте, потерявшем голову от юной Лолиты. Сам Набоков даже написал сценарий, но режиссер переработал его так, что от авторского стиля осталось немного. В результате — достойное, но не самое сильное кино Кубрика. Великолепные актеры, отличная постановка, но на фоне других работ режиссера не хватает дерзости.
Роль Гумберта Стэнли Кубрик предлагал Лоуренсу Оливье и Кэри Гранту, с которыми ранее уже работал в фильме «Спартак», но в результате ее получил Джеймс Мейсон. «Лолита», фильм 1962 года, был номинирован на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, но проиграл экранизации «Убить пересмешника».
«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964)
12+
Кубрик и комедия? Да, и еще какая! Сатира на холодную войну, где военные, политики и генералы показаны параноиками, которые могут уничтожить мир одним приказом. Питер Селлерс в трех ролях, культовая сцена с ковбоем, летящим на ядерной бомбе — Кубрик высмеял милитаризм так, что смех застревает в горле.
«Доктор Стрейнджлав», фильм 1964 года, получил четыре номинации на премию «Оскар», но почти все статуэтки (8!) ушли ленте «Моя прекрасная леди» с Одри Хепберн. Интересно, что даже название этого комедийного триллера — это пародия. Да-да, пародия на одну из самых популярных книг Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».
«2001 год: Космическая одиссея» (1968)
12+
Главный научно-фантастический фильм всех времен. История человечества, рассказанная через космос, интеллект и загадочный монолит. Минимум диалогов, максимум визуального языка — вот она «Космическая одиссея». Кубрик создал не просто кино, а философское размышление о будущем, которое до сих пор обсуждают. Гениальное, внеземное кино.
Фильм «2001 год: Космическая одиссея» стал лауреатом премии «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты». Сцена в ленте «Барби», когда героиня Марго Робби появляется, величественно возвышаясь над куклами, — это отсылка к началу «Одиссеи» Кубрика, которая отражает расцвет человечества.
«Заводной апельсин» (1971)
18+
«Заводной апельсин» — фильм 1971 года, который стал культовой антиутопией о насилии и свободе воли. Алекс (Малкольм Макдауэлл) руководит группой подростков, которая творит страшные злодеяния. Когда лидер банды попадает в тюрьму, там его пытаются силой «перевоспитать». Сможет ли Алекс отказаться от жестокости, когда вновь окажется на свободе?
Главный герой — злодей, но за его судьбой следишь с ужасом и интересом. В основу ленты лег знаменитый роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин». Книга или фильм? Это тот случай, когда ответить на вопрос однозначно невозможно, ведь обе формы произведения впечатляют.
Читайте также: Как рождаются легендарные фильмы и сериалы: интересные факты про экранизации книг
«Барри Линдон» (1975)
18+
Трехчасовая костюмированная драма — для самых терпеливых и любопытных. История плута, пробившегося в высший свет, но потерявшего все. Стэнли Кубрик использовал специальные объективы, разработанные для NASA, чтобы снимать сцены при свечах, и добился уникального визуального эффекта — фильм выглядит как шедевр классической живописи. Не самое популярное, но одно из величайших творений режиссера.
«Барри Линдон» — фильм 1975 года, который стал четырехкратным лауреатом «Оскара» в технических номинациях: работа оператора, костюмы, декорации и музыкальная адаптация.
«Сияние» (1980)
18+
«Сияние» — фильм 1960 года, который когда-то называли «провалом», а теперь он в списках лучших хорроров всех времен. Джек Николсон, пустой отель, медленное безумие — Кубрик не просто экранизировал роман Стивена Кинга, он создал фильм-головоломку, где ужас рождается из каждой детали. Сам писатель картину ненавидел, но зрителям она пришлась по вкусу. Напоминаем, что аудиокниги Стивена Кинга можно слушать на Wink.
В первом эпизоде сериала «Ганнибал» есть отсылка к фильму «Сияние» Кубрика, когда Уилл Грэм и Джек Кроуфорд разговаривают в туалете. Общественный санузел в боди-хорроре «Субстанция» — тот самый, где героиня Деми Мур подслушала разговор начальника с инвесторами, — выглядит тоже очень похожим, ведь сделан в той же самой, красно-белой цветовой гамме.
«Цельнометаллическая оболочка» (1987)
18+
«Цельнометаллическая оболочка» — фильм 1987 года о Вьетнамской войне, разделенный на две части: первая — ад в учебке, где сержант превращает новобранцев в машины для убийства, вторая — сам Вьетнам, где все превращается в хаос. Стэнли Кубрик показывает, как война стирает личности и ломает людей, независимо от того, на чьей они стороне.
Как большинство работ режиссера, эта военная драма снята по мотивам книги («Старики» Густава Хэсфорда) и была номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, но уступила первенство фильму Бернардо Бертолуччи «Последний император», забравшему в тот год девять статуэток.
Загляните в блог Wink, где вас ждет продолжение статьи, а также самые свежие новости о кино и сериалах, интересные и оригинальные подборки, рецензии и обзоры.