В главном холле университета было вывешено объявление о конкурсе «Самый необычный человек года». Все с нетерпением ждали этого мероприятия. Многие очень старались, так что некоторых мать родная не могла узнать, выкрикивая: «О, Боже мой! Верните мне моего ребенка!». Чтобы привлечь внимание, экспериментировали со внешностью, с именами, придумывали себе интересную биографию, совершали безумные поступки. Все были настолько необычными, что слово «фрик» перестало быть оскорбительным. Все, кроме Маши. Как только она подходила к университету, на нее уже начинали смотреть косо. Войдя в помещение, все сразу обратили на нее внимание. Темно-русые волосы до плеч аккуратно были убраны назад. Легкий макияж подчеркивал естественную природную красоту. Кроссовки, джинсы и ветровка были цвета хаки. Белая футболка освежала вид. Маникюр был скромным: бесцветный лак, короткие ногти. После небольшой паузы люди оживились: кто-то просто продолжил идти в своем направлении, кто-то закатил глаза, а кто-то сказал вслух, так чтобы она услышала: «Хотя бы татуировку для приличия набила!». Привыкшая к такому отношению она постаралась пропустить это мимо ушей. Маша даже и не заметила, как стала белой вороной.
В аудитории заняла свободное место. Зная, что к ней никто не подсядет, удобно расположила свои вещи. Помещение было в виде амфитеатра. Внизу сидели группой молодые люди, один из них рассказывал и показывал, как самостоятельно сделал себе эльфийские уши. Края верхней части ушной раковины были сшиты зелеными нитками, создавая острый угол. Опухшая и покрасневшая кожа виднелась сквозь тональный крем и блестки, но парень сквозь боль улыбался, поддерживая свой сказочный образ. Мария смотрела на него, ей так хотелось, чтобы сквозь это фальшивое радостное лицо потекла настоящая слеза, но скорее всего он бы и тут выкрутился, объяснив это переизбытком эмоций счастья. Сбоку сидела другая группа студентов, переодетых в мультяшные персонажи. Девушка в образе аниме героини, с наколками в виде звезд на лице посмотрела на Машу. Они были подругами детства, вместе выросли и ходили в одну школу. Еще в старших классах решили поступать в одно и то же учебное заведение. Их счастью не было предела, когда они узнали, что обе будут учиться на одном факультете. В этом взгляде Маше вспомнилась их прежняя жизнь, как они делились секретами, вляпывались в дурацкие ситуации, ругались, а потом мирились и гордились тем, что не предавали друг друга. «Как же так случилось, что наши дороги разошлись?» – с грустью задала своим взглядом немой вопрос Мария. Заметив это невербальное общение, анимешницу одернул ее друг в костюме японского самурая. Подруга из прошлого еще раз виновато посмотрела и повернулась к своей новой компании.
Дверь открылась, и четверо студентов, переодетых в одежды носильщиков времен инков, вносили на своих плечах трон, на котором сидел их преподаватель. Аудитория взорвалась от смеха. Самурай стоя аплодировал и кричал: «Браво! Вы лучший!». Носильщики не смогли удержаться и рассмеялись. Они донесли своего «Императора» до его стола и поставили носилки. Профессор соскочил, широко улыбаясь, развел руками, наслаждаясь приветствием. Все стояли и громко хлопали. Все, кроме Маши. Она сидела и наблюдала за всем этим представлением со скукой. Он в манере правителя начал говорить.
– Я, владыка и повелитель этих земель, приветствую свой народ! А вы, я смотрю, не из нашего племени? – он указал на Машу жезлом.
– А вы, я смотрю, без штанов, – сухо ответила она.
Он резко вышел из роли, положил жезл на стол, снял свою корону и раздраженно сказал:
– Нет, ну что с тобой не так... Почему ты не можешь быть как все? Ну или просто подыграй. – Слегка расстроенный сказал он.
– Я не на актерском факультете, и вы тоже. А жаль... Мир теряет такой талант, – подперев голову рукой томно сказала она.
Препод заулыбался.
– Спасибо за комплимент, зная тебя, вряд ли это был сарказм. Нежелание меняться и подстраиваться под общество не пойдет тебе на пользу, – он посмотрел на нее с нахмуренными бровями.
– А я в сторонке постою и посмотрю, к чему это общество приведет, – хмыкнула студентка.
– Хорошо, но пока ты являешься частью этого общества, ты обязательно посетишь сегодняшнее мероприятие. Когда наградят человека, который старался весь год соответствовать новым стандартам, то увидишь, что это того стоило.
Студенты были довольны таким ответом: они кивали головами, показывая, что ее поставили на место.
– Ну что, приступим к новой теме. Простите, что я без штанов, забыл, когда их в последний раз носил. В ближайшее время обязательно куплю, какого-нибудь скучного цвета, например хаки.
На его шутку отреагировали восторженно.
Ко входу в актовый зал начали подтягиваться, по мнению Маши, жертвы эволюции. Она услышала, как её зовут, повернувшись увидела весьма экстравагантную женщину в красном латексном костюме с белыми полосками. Макияж был ярким и вызывающим. Накладные ресницы были в длину и толщину с палец, которые держались на леске, привязанной к короне. Из-за всей этой конструкции невозможно было моргать, поэтому периодически глаза увлажнялись каплями. Дреды были оформлены в виде змей. Это была ректор.
– Валентина Павловна, здравствуйте!
– Ассусена Персеевна! Я давно сменила имя, уже как полгода. Только ты одна не можешь запомнить.
– Моя память вытесняет такую сложную информацию.
– Почему бы тебе не поменять имя на Марионетта?
– А я вот думаю, почему бы мне не поменять университет?
– Очень жаль, что ты нас покидаешь. Что на тебе надето? – она с пренебрежением осмотрела её с головы до ног – в гримерной есть костюмы, можешь себе выбрать.
– Спасибо, но у меня низкий болевой порог. – ответила она монотонно.
– Ты это к чему? – это было сказано с переигранным недоумением.
– Ваши костюмы причиняют боль, а я не мазохистка.
– Когда ты там собираешься менять университет? Ладно, у меня к тебе очень важное дело: после подсчета голосов будет вручена награда «Самый необычный человек года», это будет DarkAngle, – она произнесла с таким акцентом, что Маша скривила лицо, – поэтому я решила, как только он выиграет этот конкурс, он примет участие в сборе пожертвования в приют для животных, членом которого ты являешься. Это улучшит его недавно подпорченную репутацию. Тебе всего лишь нужно выйти на сцену, всё остальное я сделаю сама.
– А если Стас не выиграет?
– Кто это? – женщина пыталась понять, о ком говорят.
– Ваш племянник, – закатив глаза, девушка пояснила, – DarkAngle.
– А! Фу, какое некрасивое имя! Я об этом не подумала... – на какое-то время она зависла.
– Я определенно не смогу стать частью этого общества, – студентка озвучила свои мысли вслух и снисходительно посмотрела.
– Знаешь, если смотреть на людей как на идиотов, то однажды обнаружишь, что они на тебя смотрят также.
Глаза Маши округлились от удивления, и она рассмеялась. За долгое время почувствовала себя живой.
— Рада, что у тебя поднялось настроение, иди занимай своё место. Не рекомендую садиться с человеком-дикобразом, у тебя ведь низкий болевой порог. – ректор улыбнулась, а после отвернулась, чтобы закапать глаза.
Она заняла место и наблюдала за другими. Все было похоже на Хэллоуин, нечисть пробудилась и разгуливает как ни в чем не бывало. Парень-альбинос с отбеленной кожей и кошачьими зелеными глазами, вампир с клыками как у саблезубого тигра и волосами, похожими на брокколи, мальчик-свет с маленькими лампочками, вшитыми в кожу, девушка-единорог в жутко неудобном костюме лошади – лучше бы она вшила себе рог в голову, обошлось бы меньшей кровью, подумала Маша. А это что такое? Что-то непонятное фиолетовое с синим, и металлические подвески, а с волосами – что там? А главное – зачем? Этот образ было невозможно идентифицировать, да и само оно уже не помнит, кто оно. Там присутствовали персонажи и попроще, которые носили незамысловатые костюмы. К ним и относились как к простолюдинам. Они держались обособленно, не потому что хотели, а потому что их держали на расстоянии, чтобы не испортить себе имидж. Но все же Маше было приятно за ними наблюдать, это напоминало ей старые времена, когда у нее были друзья. Робин-Гудмен был одним из этой компании. Он восхищенно комментировал ярких личностей, которые подтягивались к главному событию:
– Смотри – сколопендра! Какая же она классная! Я общался с одним парнем, который даже трогал импланты ножек – они как настоящие. Двойка червей! Эта парочка совсем сумасшедшие, они проглотили паразитов и не лечатся! Какие они бледные. О! Это же викинги! А вот их главарь – берсерк. Да он просто зверь! У него насчитывают 150 пирсингов, вместо сережек – клыки животных, они настолько редкие, что есть даже доисторических времен. Я общался с одним студентом раньше, он был их фанатом, а потом трансформировался, и они его приняли к себе. Как же его звали? Вспомнил! Сергей. Вон он! – Робин (при рождении Рома) начал его звать, подбирая разные формы: Серж, Сергиос, Серджо, и только когда он назвал его настоящим именем, тот бросил суровый взгляд, а Гудмен с радостной улыбкой махал ему и пытался напомнить о себе. Мария поймала себя на том, что улыбается. Рома был забавным, а еще добрым и открытым, ей хотелось сказать вслух: «Это ты – доисторический зверь! Самый редкий и уникальный. Я бы вручила тебе все награды в мире за твою искренность. Если бы я и голосовала, то за него». Но эта мысль пришла ей в голову совсем поздно. Вдруг у Ромы начали проявляться все эмоции сразу, казалось, он вот-вот упадет в обморок, почти задыхаясь от нехватки воздуха, он смог из себя выдавить: «Вы только посмотрите! Это же они!». Даже Маша не удержалась и обернулась. И это были действительно они – DarkAngel, CobraQueen и их верные друзья, не то чтобы верные, и не то чтобы друзья, – те, кто прекрасно вписывался в эту компанию. Они шли словно в замедленном действии, казалось, и свет на них падает как-то по-особенному. Люди оборачивались, кто-то фотографировал. Все были как завороженные. Никто не смел бросить вызов, любой был готов сделать все, что они ему скажут, а точнее – прикажут. Любой, кроме Маши. Они начали располагаться на своих местах, которые давно для них держал один парень, наверное, они даже и не знали, как его зовут, но тот так сильно и широко улыбался им, что Маша начала переживать, все ли в порядке с его челюстью. «Что же такого в этой парочке? – подумала девушка, – обычные два самовлюбленных нарцисса, но какое влияние они имеют на толпу».
CobraQueen была той, которой не хотелось случайно перейти дорогу; образ она подобрала идеально. Скорее всего, змея была ее тотемным животным. Волосы в стиле Горгоны, татуировки по всему телу в виде змеиной кожи, дорогие украшения, которым позавидовала бы сама Клеопатра, руки в чешуйчатых пластинках, которые были вшиты в кожу, и, конечно, язык, который на конце раздваивался. Глаза были черными от природы, поэтому не нуждались в дополнительном эффекте; она смотрела так, что заметно было, как людям было не по себе. Ей и не требовалось всего этого маскарада, чтобы дать понять, как опасна она может быть. Другой значимой фигурой был Стас. Они познакомились еще на первом курсе. Как то Маша возвращалась после учебы и не смогла пройти мимо скулящего животного в кустах, которое зализывало раны. Похоже ее сбила машина. Одно дело – подбирать бездомных котов и привозить в приют, и другое – справиться со взрослой раненной собакой. После долгих попыток на помощь пришел молодой парень. Для дворняги все закончилось удачно, животное оформили в питомнике и начали оказывать медицинскую помощь, а ребят отпустили. Когда они вышли на улицу, девушка обратила внимание на человека, который остался неравнодушным и увидела перед собой красивого молодого человека с необычайной улыбкой. Так же она заметила, что приехали они на дорогой машине.
– Она тебе салон кровью запачкала – Мария сказала так, словно это была ее вина.
– А тебе всю одежду. Ты ее так прижимала и успокаивала, что она надолго запомнит твою доброту.
Изменения коснулись и его, хотя Маше казалось, что в нем и так все было идеально. Обесцвеченные волосы до плеч, черные линзы на весь глаз, два рога на лбу, олицетворяющие демоническую сущность, накаченное тело, украшенное татуировками, но главной особенностью были его крылья. Он прошел несколько операций, чтобы вживить в свое тело каркас, на котором они держались. Смотрелось это так, словно они действительно являются частью его тела. Осмотревшись, он заметил свою старую знакомую. Их взгляды встретились, и парень улыбнулся той самой очаровательной улыбкой. Она ответила тем же. Маша вернулась в тот день, когда они спасли животное. На обратном пути болтали, вместе пообедали и даже прогулялись по парку. Для нее Стас всегда оставался таким. Так как он был звездой университета, всех сразу заинтересовало, кому он уделяет особое внимание, и взгляды обратились на девушку. Почувствовав конкуренцию CobraQueen тоже обернулась. Она вложила все свое испепеляющее могущество, стреляя глазами, но строптивая студентка была разочарована: «Я думала, будет страшнее, а так хотелось острых ощущений. Может, как-нибудь вывести ее из себя? Тогда она уж точно взбесится, даже может с ножом будет за мной бегать». Она пребывала в своих фантазиях и ехидно улыбалась, как только девушка вернулась в реальность, то заметила, что королевская кобра все еще на нее смотрит, выжигая всех вокруг. Всех, кроме Маши. Свет в зале постепенно начал потухать, а на сцене загорелись прожектора. Долгожданное мероприятие началось.
Ректор вышла на сцену, говорила что-то очень скучное и неинтересное. После выходили студенты, рассказывали стихи, выступал университетский бэнд, вышла гимнастка с ленточками, некоторым даже понравилось. Наступила очередь иллюзиониста, почти все фокусы Маша сразу же раскрыла, но остальные восхищенно хлопали наслаждаясь выступлением. Она подумала: «Может, и вправду со мной что-то не так? Почему я не могу вписаться? Может, действительно стоит подыграть? С одной стороны меня примут, а с другой приму ли я себя такой?». Вдруг у иллюзиониста что-то пошло не так: фокус с огнем не удался, и его рукав загорелся. Он скинул с себя пиджак и начал топтать его, чтобы затушить. На сцену выбежал парень с огнетушителем, в зале началась суматоха. Вышел ведущий и начал всех успокаивать и говорить о том, что все под контролем. Все были напуганы инцидентом, все, кроме… Она улыбалась, аплодировала и кричала: «Браво». Сколько в этой нештатной ситуации было жизни, настоящих лиц и эмоций! На этом развлекательная программа закончилась. Все близилось в завершению.
Ректор вышла с конвертом, который должна была вскрыть на сцене и объявить победителя. С полной уверенностью, что больше не будет никаких неприятных ситуаций, она достала карточку, прочитав имя она замерла, обернулась на организаторов, потом еще раз прочитала содержимое конверта, снова замерла, очнувшись издала непонятный звук, перестала двигаться, слегка засмеялась, злобно посмотрела на племянника, затем опять застыла обдумывая что-то. У Маши лопнуло терпение:
— Да, Господи! Скажите уже кто там, и я пойду домой! — раздраженно озвучила девушка на весь зал.
— В номинации «Самый необычный человек года» победителем становится Виноградова Мария-онетта! — с натянутой улыбкой и круглыми, ошарашенными глазами объявила ректор.
Победительница конкурса сердито встала и собралась уже уходить.
— Делов-то! Просто прочитать с карточки! — а после замерла, посмотрела на ректора, которая стояла в той же позе. Какое-то время все пытались переварить информацию.
У Стаса от удивления одна бровь расположилась на весь лоб. Потом поменялся в лице, одобряюще закивал и засмеялся. Уловив его настроение, студенты также начали реагировать на это событие. Поймав на себе испепеляющий взгляд королевы, но уже с примесью растерянности и недоумения, Мария-онетта в ответ по-детски состроила рожицу и показала язык. Окончательно осознав, что произошло, девушка устремилась на сцену. Она подошла к стойке с микрофоном, возле которой все так же остолбеневшая стояла Ассусена Персеевна. Студентка покашляла, давая о себе знать, пыталась ее немного подвинуть, в итоге передвинула микрофон к себе. Она сделала глубокий вдох, чтобы произнести красивую, запоминающуюся речь или просто сказать, что думает.
— Сначала я хотела сказать: «Да вы издеваетесь!», а потом решила быть благодарной и произнести: «Кто я?! Как это неожиданно, черт возьми!» и пустить слезу. Но мне хочется разобраться в ситуации. Наверное, вы уже догадались, что произошло. Я поясню. Это не я сломала систему, это вы сами ее сломали. Да, да, в тот момент, когда началась гонка за необычностью. Вы так перестарались, что не заметили, как стали совершенно обычными. Стараясь быть кем-то, перестаешь быть собой, а значит теряешь свою идентичность. Я приведу такую метафору: стадо, все движутся в одном направлении, и только один вместе с ними, но с краю. Он уникальный и совершенно необычный. Ему порой одиноко, и хочется примкнуть к остальным, но он понимает, что не сможет оттуда выбраться. Находясь в одном потоке, даже если очень хочется свернуть, сложно, а иногда даже невозможно это сделать. А если я нахожусь сбоку, то могу сама выбирать направление. С одной стороны кажется, что я не одна из вас, но все же я с вами. Я бы назвала эту номинацию «Самый необычный и упертый баран года».
Все молчали и внимательно слушали, не потому что речь была глубокой, она словно разговаривала с каждым, попадая в их сердца. Маша пыталась еще что-то сказать, но никак не решалась. Все же она собралась и произнесла важную для нее вещь.
— И еще... спасибо за этот жизненный урок.
Она уходила в приятной тишине. Каждый думал о своем. Этот вечер удивил всех. Всех и даже Машу.