Найти в Дзене

Шабана Азми. Легенда индийского кино и голос обездоленных.

Её называют индийской Мерил Стрип и великой дамой индийского кино. Её имя стало символом не только актёрского мастерства, но и бесстрашной гражданской позиции. Шабана Азми — легенда параллельного кино и неутомимый борец за справедливость. Её жизнь — это готовый сценарий с драмой, страстью и неизменной верой в лучшее. Шабана появилась на свет 18 сентября 1950 года в Хайдарабаде в семье, где искусство и политика были неразделимы. Её отец, Каифи Азми, — известный поэт и коммунист, мать, Шаукат Азми, — театральная актриса. Детство будущей звезды прошло в необычном месте — коммуне "Красный дом" в Бомбее, где восемь семей делили одну ванную и один туалет . "Мы жили в гармонии, и я никогда не была свидетельницей раздоров. Я испытала братство и товарищество, которые принимала как должное", — вспоминает Шабана . В доме постоянно собирались поэты, художники и интеллектуалы. Маленькая Шабана засыпала под звуки стихов Фаиза Ахмада Фаиза и Сахира Лудхианви. Эти вечера заложили в ней любовь к и

Её называют индийской Мерил Стрип и великой дамой индийского кино. Её имя стало символом не только актёрского мастерства, но и бесстрашной гражданской позиции. Шабана Азми — легенда параллельного кино и неутомимый борец за справедливость. Её жизнь — это готовый сценарий с драмой, страстью и неизменной верой в лучшее.

Найдено в Яндекс Картинках по запросу «шабана азми и ее семья» https://i.pinimg.com/736x/6a/48/da/6a48da46c0778835b66a6553ae4d03a5.jpg
Найдено в Яндекс Картинках по запросу «шабана азми и ее семья» https://i.pinimg.com/736x/6a/48/da/6a48da46c0778835b66a6553ae4d03a5.jpg

Шабана появилась на свет 18 сентября 1950 года в Хайдарабаде в семье, где искусство и политика были неразделимы. Её отец, Каифи Азми, — известный поэт и коммунист, мать, Шаукат Азми, — театральная актриса. Детство будущей звезды прошло в необычном месте — коммуне "Красный дом" в Бомбее, где восемь семей делили одну ванную и один туалет .

"Мы жили в гармонии, и я никогда не была свидетельницей раздоров. Я испытала братство и товарищество, которые принимала как должное", — вспоминает Шабана .

В доме постоянно собирались поэты, художники и интеллектуалы. Маленькая Шабана засыпала под звуки стихов Фаиза Ахмада Фаиза и Сахира Лудхианви. Эти вечера заложили в ней любовь к искусству и чувство социальной ответственности.

Найдено в Яндекс Картинках по запросу «шабана азми в молодости» https://sun9-2.userapi.com/impg/kepYhSKThON0--8d6XdOJnHXkfOmmsXNBYdkRA/AEp-evGaLAM.jpg?size=604x594&quality=95&sign=35f9fa38cdc35aab4a259351a49c02f0&type=album
Найдено в Яндекс Картинках по запросу «шабана азми в молодости» https://sun9-2.userapi.com/impg/kepYhSKThON0--8d6XdOJnHXkfOmmsXNBYdkRA/AEp-evGaLAM.jpg?size=604x594&quality=95&sign=35f9fa38cdc35aab4a259351a49c02f0&type=album

Шабана окончила Колледж Св. Ксавьера в Мумбаи по специальности -психология, а затем — Индийский институт кино и телевидения в Пуне, где получила золотую медаль как лучшая студентка .

Её кинодебют состоялся в 1974 году в фильме "Росток" режиссёра Шьяма Бенегала. Роль Лакшми, бесправной служанки, принесла ей первую Национальную кинопремию . Это был настоящий прорыв: молодую актрису заметили и зрители, и критики.

Найдено в Яндекс Картинках по запросу «шабана азми в фильме росток» https://i.pinimg.com/736x/da/93/80/da93808328a585942a0255da06ad6720.jpg
Найдено в Яндекс Картинках по запросу «шабана азми в фильме росток» https://i.pinimg.com/736x/da/93/80/da93808328a585942a0255da06ad6720.jpg

Шабана Азми стала лицом параллельного кино — интеллектуального и социально ориентированного направления в индийском кинематографе. В отличие от коммерческого кино, эти фильмы поднимали острые темы: угнетение женщин, социальное неравенство, религиозные конфликты.

Это такие ленты как:

"Артх " (1982) — история предательства и личностного кризиса.

"Развалины" (1983) — роль женщины, покорившейся судьбе.

"Переправа" (1984) — драма о бедности и отчаянии.

"Огонь" (1996) — скандальная лента о лесбийских отношениях, вызвавшая волну протестов в Индии .

Но также она снималась и в коммерческом кино: "Амар Акбар Антони", "Нирджа", "Роки и Рики" . Её талант был универсальным.

Шабана Азми известна своей невероятной способностью к перевоплощению. Для каждой роли она не просто учила текст — она проживала жизнь своего персонажа. Вот несколько примеров того, как глубоко она погружалась в образ:

Для роли хозяйки публичного дома в "Рыночной площади" (1983) она набрала лишний вес и научилась жевать бетель .

Найдено в Яндекс Картинках по запросу «шабана азми в фильме "Рыночная площадь» https://th-i.thgim.com/public/entertainment/music/6jmy9p/article68712781.ece/alternates/FREE_1200/04fr_Mandi.jpeg
Найдено в Яндекс Картинках по запросу «шабана азми в фильме "Рыночная площадь» https://th-i.thgim.com/public/entertainment/music/6jmy9p/article68712781.ece/alternates/FREE_1200/04fr_Mandi.jpeg

В фильме "Переправа" (1984) она провела время с женщиной-уборщицей, чтобы понять её жизнь изнутри. Шабана не только переняла её манеры, но и прониклась трагизмом её существования — темная комната без воздуха, где жили восемь человек, оставила неизгладимый след в душе актрисы .

Для готовящегося фильма "Вода" (2005) Дипы Мехты она побрила голову налысо вместе с Нандитой Дас. К сожалению, проект был приостановлен из-за давления властей, и сцены с Шабаной не вошли в финальную версию .

Это умение "входить в шкуру" персонажа и эмоциональная отдача сделали её одной из самых уважаемых актрис своего поколения.

В 1984 году Шабана вышла замуж за Джаведа Ахтара — поэта, сценариста и автора песен. Для него это был второй брак: он уже воспитывал двоих детей — Фархана и Зою (оба теперь известные кинодеятели) .

Найдено в Яндекс Картинках по запросу «шабана азми с мужем» https://i.pinimg.com/736x/ad/43/42/ad43429b27f59b4180adf16676e3395d.jpg
Найдено в Яндекс Картинках по запросу «шабана азми с мужем» https://i.pinimg.com/736x/ad/43/42/ad43429b27f59b4180adf16676e3395d.jpg

Родители Шабаны были против этого брака, но она настояла на своём. Своих детей у пары нет, но Шабана нашла общий язык с детьми мужа и стала для них настоящей подругой .

Она голос тех, кого не слышно. Шабана Азми никогда не ограничивалась только съёмочной площадкой. Она — активный борец за права женщин, жителей трущоб и религиозных меньшинств. Её активизм корнями уходит в детство: уже в юности она ходила на демонстрации .

В 1997 году президент Индии назначил её членом Раджья Сабхи (верхней палаты парламента). За шесть лет работы она участвовала в создании Национальной политики в отношении трущоб и закона о домашнем насилии в отношении женщин .

"Когда вы играете персонажей, которые борются с социальной несправедливостью, наступает момент, когда вы больше не можете относиться к своей работе как к работе с девяти до пяти", — говорит актриса .

Она также стала послом доброй воли ООН и продолжает заниматься общественной работой через свою НКО Mijwan Welfare Society .

Найдено в Яндекс Картинках по запросу «шабана азми фильмы» https://images.firstpost.com/wp-content/uploads/large_file_plugin/2020/09/1600418109_shabanaazmi640.jpg?impolicy=website&width=640&height=362
Найдено в Яндекс Картинках по запросу «шабана азми фильмы» https://images.firstpost.com/wp-content/uploads/large_file_plugin/2020/09/1600418109_shabanaazmi640.jpg?impolicy=website&width=640&height=362

Несмотря на возраст (в сентябре 2025 года ей исполнится 75 лет), Шабана продолжает сниматься. В 2023 году она появилась во втором сезоне сериала "Halo", а в 2024 году — в романтической комедии "При чём тут любовь?".

Она активно ведёт соцсети, публикует архивные фото с коллегами и делится размышлениями о жизни и искусстве. Её влияние на индийскую культуру и общество сложно переоценить.

Шабана Азми — это больше чем актриса. Она — символ силы, таланта и принципиальности. Её жизнь доказывает: можно быть звездой, не теряя связи с реальностью, и использовать свою славу для помощи тем, кто в ней нуждается.

"Индия — это страна, которая живёт одновременно в нескольких веках. Мы имеем людей, живущих спиной к спине из XVIII, XIX, XX и XXI веков…" .

Шабана сумела стать своей для каждого из этих веков. Её имя знают и в беднейших кварталах, и в богатых особняках. И в этом — её величайшая победа.

Если вам интересно узнать больше о индийском кинематографе и его ярких представителях, подписывайтесь на мой канал. Ставьте лайки, делитесь мнениями в комментариях — мне важно ваше внимание!