Билеты на эту экскурсию раскупают в первые минуты. Потребуются терпение и сноровка: купить их можно лишь за неделю до нужной даты. Мы покупали их на сайте «Мосфильма»: надеюсь, у меня дойдут руки составить подробную инструкцию со скриншотами для Премиум-раздела моего блога.
Изучив все нюансы, билеты на «Мосфильм» мы купили, будучи дома, ещё до отпуска в Москве. Но посещение экскурсии висело на волоске. Незадолго до выбранного дня я приболела, а билеты были невозвратными. Но обошлось. Теперь могу показать и рассказать вам, какие тайны скрывает советская и российская киностудия, недавно отметившая своё столетие.
1. Музей «Мосфильма»
Посетителей просят подойти к бюро пропусков за полчаса до начала экскурсии и обязательно взять с собой документы. Но по факту пропуск выдавали после устной переклички, поэтому паспорт не понадобился. Гид подошла вовремя, мы отдали охраннику пропуска и попали в дивный мир кинематографа.
Начинается экскурсия с музея «Мосфильма». Но перед этим нас проинструктировали, как вести себя на территории киностудии. Для нас это прогулка, а у работников — обычный съёмочный день. Поэтому при виде людей в исторических костюмах не стоит доставать телефон: до выхода фильма на экраны любая информация о нём остаётся конфиденциальной.
В музее нам рассказали об истории «Мосфильма», а насчитывает она более 100 лет! За это время тут сняли более 2500 фильмов, память о которых бережно хранит киностудия.
Гид открыла завесу тайны и рассказала, как актёрам делают сложный грим. Это ювелирная работа, требующая точности и ежедневного труда: маски после съёмочного дня уничтожают, а на следующий день делают снова.
И если о масках и гриме обычные зрители имеют хоть какое-то представление, то о декорациях они знают только понаслышке. На экскурсии их можно увидеть своими глазами. Главное — не разочароваться в кино. То, что в кадре выглядит как роскошный интерьер, на деле оказывается гипсовой или картонной поделкой. Вот где магия и сила искусства!
Обычно декорации после съёмок тоже утилизируют, но некоторые оставляют для повторного использования.
Внимание в этом уголке музея привлекает разбитая тарелка. Вон она, валяется в углу:
У киношников есть традиция: перед началом съёмок брать чистую белую тарелку, писать на ней имена членов съёмочной группы и разбивать её о штатив. Если тарелка разбилась с первой попытки, проект будет удачным. Зная, сколько на полках лежит невостребованных фильмов, начинаешь понимать, почему суеверию уделяется столько внимания.
А здесь вы можете увидеть, как раньше выглядела кинопленка. Большие и громоздкие металлические «банки», внутри которых — ограниченная метражом лента для будущих киношедевров.
Дальше было ещё интереснее. Мы увидели костюмы из известных советских фильмов. Честно говоря, вживую они не так впечатляют, но ощущение, что прикасаешься к легенде, непередаваемое. Вот костюмы героев комедии «Иван Васильевич меняет профессию»:
А здесь то самое платье, в котором Людмила Гурченко пела знаменитые «Пять минут»:
Вот платье Машеньки из «Формулы любви» и статуя, в которую был влюблён Алексей:
Восторг вызвали у меня экспонаты, ставшие визитной карточкой любимых советских фильмов. Шлем из «Джентльменов удачи»:
Знаменитые кошки, которыми на рынке торговал герой Вицина:
Головные уборы из сказок и фильмов:
Макет короны Российской империи: настоящую корону для съёмок, конечно же, никто бы не дал, поэтому на киностудии изготовили её копию. В кадре их было не отличить:
И мой любимец — крылатый конь, который засветился в нескольких фильмах: в «Служебном романе», «Бриллиантовой руке», «Ширли-Мырли» и других.
2. Автопарк
Парк автомобилей и техники военного времени — особая гордость «Мосфильма».
Здесь вы тоже найдёте реплики, но есть и множество раритетных моделей. Некоторые экземпляры были как старые знакомые: их использовали в разных кинокартинах, снятых на «Мосфильме».
Вот «Москвич», на котором Николай отвозил подруг на дачу в фильме «Москва слезам не верит»:
А это «Мерседес» Штирлица из «Семнадцати мгновений весны»:
Немало здесь и исторических видов транспорта. Вот реплика кареты для «Института благородных девиц»:
А это настоящая карета XVIII века, которую вы могли видеть в фильме «Гардемарины, вперёд!»:
В залах показано множество декораций, все их приводить не буду. Но покажу декорацию к фильму «Яды или Всемирная история отравлений». В одном из ярких эпизодов в фильме фигурирует бык. Как видите, настоящее животное при этом не пострадало:
Вторая часть статьи, где я показываю, как выглядят картонные улицы Москвы и Санкт-Петербурга, что находится внутри декораций и для чего на «Мосфильме» построили «церковь»:
А вы бывали на этой экскурсии или хотели бы побывать? Спасибо, что ставите лайки и подписываетесь на мой блог: это лучшее вдохновение для автора!