Улица Репина — улица Санкт-Петербурга, находится между 1-й и 2-й линиями Васильевского острова. Проходит от Румянцевского сада до Среднего проспекта, пересекая Большой проспект у Екатерининской лютеранской церкви.
Перспектива улицы начинается с обелиска "Румянцева победам",
посвященного победам русского оружия 2-й половины XVIII века под руководством Петра Александровича Румянцева.
На Васильевском острове, разделенном на равные части прямыми улицами, которые некогда были вырытыми каналами, есть небольшой переулок ( ныне улица Репина ) между Первой и Второй линиями. Линия - это не улица, а одна её пешеходная сторона. Эти тротуары - линии, идущие вдоль домов, должны были быть разделены каналами, как в Венеции. Но этого почему-то не случилось.
В Санкт-Петербурге протекает около 100 рек и каналов общей длиной примерно 300 км, не говоря об огромном количестве болот - сырости хватает с избытком. То, что хорошо для теплой Венеции, неуместно в холодном северном городе. Может быть, это было одной из причин, заставивших отказаться от мысли превращать Васильевский остров в Северную Венецию.
1-я и Кадетская линии — улица на Васильевском острове Санкт-Петербурга. Кадетская линия — нечётная сторона улицы, расположена ближе к стрелке Васильевского острова; 1-я линия — чётная.
Дальше в глубь острова идут улицы : 2-ая и 3-я линии, 4-я и 5-я линии и т.д. Между 1-ой и 2-ой линиями находится улица Репина.
Улица Репина, которую нынче венчает Румянцевский обелиск, появилась на карте Васильевского острова стихийно, когда в 1720-х годах возле дворца ближайшего сподвижника Петра Великого возник одноименный Меншиковский рынок. Узкая пологая тропка на месте современной улицы Репина служила грузчикам удобным маршрутом для поставки на рынок дров и других тяжестей. Сначала новообразовавшийся безымянный переулок в народе прозвали Песочным, и только с 5 марта 1871 года переулок получил свое первое официальное название – Соловьёвский, в честь известного золотопромышленника и мецената С. Ф. Соловьёва, на чьи деньги был разбит Соловьевский сад, к которому выходит улица.
Наша семья во время блокады жила в доме 38 по 1-ой линии (на фото в центре)
Адрес этого дома со стороны улицы Репина тогда был Соловьевский переулок, дом 39. Вход был со двора через подворотню напротив углубления с деревьями. Улица Репина при ширине 5,6 метров является самым узким из именованных проездов Санкт-Петербурга, имеющих статус улицы. Сейчас это последняя улица Санкт-Петербурга, где почти по всей длине проезжей части сохранилось мощение камнем диабазом.
Переименование в улицу Репина произошло уже после Великой Отечественной войны, в 1952 году. Поводом стало то, что проезд с южного конца примыкает к Румянцевскому саду, соседствующему с историческим зданием Академии художеств, где располагается Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. За время своего существования улица повидала немало выдающихся сынов отечества — Н.Г Чернышевского, М.В., Глинку, К.Брюллова, В.Г Белинского, Т.Г. Шевченко, о чем с удовольствием рассказывают местные экскурсоводы.
На одном из каналов прочитала следующее: "Но есть и еще одно отличие улицы Репина от прочих улиц Санкт-Петербурга – она прозвана «улицей мертвых». Причиной тому ее страшное и трагическое прошлое. Немного предыстории Но лишь в 2005 году на фасаде одного из домов появилась памятная табличка, напоминающая о самой страшной странице в истории .«Улицы мертвых». «Все умерли. Осталась одна Таня». Эту леденящую кровь фразу, которой завершается дневник 11-летней девочки Тани Савичевой, знают многие. Здесь в бывшем Соловьёвском переулке с 1910 года и жила семья пекаря Н. Р. Савичева, которой не суждено было пережить Ленинградскую блокаду.. Осиротевшая Таня Савичева отсюда уедет в эвакуацию, где умрет в июле 1944-го. Благодаря своему блокадному дневнику она впоследствии станет одним из символов того кошмара, который творился в городе во время войны. Теперь на доме девочки-блокадницы установили уже упомянутую мемориальную табличку."
Дом на фото ниже, где жила Таня и где установлена упомянутая мемориальная доска, отношения к улице Репина не имеет. Он находится на 2-ой линии В.О. Это видно невооруженным глазом. На мощенной диабазом 5-метровой в ширину улице Репина газонов и асфальта нет.
История Тани Савичевой жуткая. .Этот дневник, написанный детским почерком, не может оставить равнодушным. На 2-ой линии , дом 13, где когда-то жили Савичевы, установлена мемориальная доска, в честь девочки названа планета, горный перевал в Казахстане, Тане посвящена баллада, а в ее школе открыт музей, названый ее именем. Таня Савичева – ленинградская девочка, погибшая в эвакуации в 1944 году, но оставившая после себя дневник: в маленькой записной книжке она записывала самое важное - даты смерти родных. После войны эти записи фигурировали на Нюрнбергском процессе в материалах обвинения.
Далее в той же статье читаю:
"Но это не вся страшная история улицы, а лишь ее малая часть. Ведь именно здесь, по причине укромного расположения, лютой зимой 1941—1942 годов был организован морг под открытым небом. Первая блокадная зима стала самой холодной: температура опускалась до -32С. Окоченевшие тела ежедневно свозили в Соловьёвский переулок со всех близлежащих улиц. Сначала трупы выкладывали вдоль переулка штабелями, потом их стало так много, что мертвые тела приходилось вываливать в кучу, и они долго ждали своей очереди на захоронение в братских могилах или на сожжение в крематориях – город не справлялся с таким количеством умирающих. И такое происходило не только в злополучном переулке. Мертвецы на улицах стали в те ужасные дни обычным явлением."
Была поражена этим текстом. Пересмотрела массу фотографий Соловьевского переулка ( с 1952 г. улицы Репина) во время блокады. Нигде штабелей и куч трупов не нашла. Предположу, что подобные фото запрещено выкладывать, но ведь не запрещено помнить.
Осенью 1941 года мои родственники съехались для проживания в доме 38 по 1-ой линии/ доме 39 по улице Репина. Двойной адрес у дома потому, что он выходил двумя сторонами на улицы, а третьей во двор. Бабушка много рассказывала о блокаде. Рассказывала как ходила в блокаду за водой к сфинксам. Один раз пошла за водой, и началась бомбежка. Она прибежала к дому, а он наполовину разрушен. И вот бабушка прибегает в свою квартиру, а сына нигде нет... И вдруг из-под кровати она слышит его голосок:"Мама..." Он спрятался от страха в чемодан...
В первую блокадную зиму умерли 11 человек из нашей семьи : бабушкин муж (мой дед... Дед! Ему было всего 30 ), её двухлетний сын, брат с семьей и детьми, родители... Они лежали в комнате с выбитыми стеклами... Стояли 40-градусные морозы. Бабушка иногда заходила и разговаривала с ними. В живых остался только мой отец, ему тогда было 4 года.
Похоронить усопших удалось только весной 1942 года в братской могиле на Смоленском кладбище.
Бабушка и её, выжившие в блокаду, подруги много рассказали мне о тех временах. И эти истории были не только о погибших от бомбежек, умиравших от голода прямо на улицах, о небывалом мужестве и жертвенности людей. Были и другие истории... О каннибализме, студне из собственных детей, поедании домашних питомцев, мародерстве, убийствах и самоубийствах...
Эти истории я никогда не забуду...
Вот еще один интересный текст ( https://pantv.livejournal.com/104492.html ): "...единственная из улиц в историческом центре города, на которой сохраняется мощение проезжей части камнем (диабаз) практически на всём её протяжении. В основном переулок использовался для подвоза дров. Этакий "черный вход в барские дома".
"Теперь объясню почему улица страшная. Об этом писать не любят. Но когда-то это была улица-морг. Во время блокады Ленинграда, в зиму 1941—1942 годов на нее свозили трупы с центра города... Сначала трупы выкладывались штабелями, потом вываливались навалом. Крематории не успевали сжигать."
Интересно, что мои знакомые старушки-блокадницы, бабушкины подруги, помнили неимоверное количество мелких подробностей о блокаде, но штабеля и кучи трупов под окнами своих квартир не заметили. А окна в домах на улице Репина очень невысоко от земли.
"Сегодня улица Репина ничем не напомнит туристу о своей страшной истории. Ни памятной доской, ни рассказом экскурсовода. Лишь ночами на этой улице раздаются непонятные звуки, шорохи, крики, некоторые видят непонятные движущиеся световые пятна на стенах домов. Как поется в советском хите - "ничто на земле не проходит бесследно"...
Улица Репина, на которой прошло мое раннее детство, оказалась улицей с непредсказуемым прошлым. Сколько нового я узнала о ней: это и семья Савичевых теперь уже жившая в Соловьевском переулке, а не на 2-й линии; это морг под открытым небом; это резвящиеся здесь призраки и странные сущности. Не удивлюсь, если вскоре выяснится, что зона 51 находится также на этой улице.
----------------------------------------------------------------------------------------------
фото Яндекс картинки
Источник: Самое страшное место блокадного Ленинграда: что находилось на улице Репина - Русская семерка
© Русская Семерка russian7.ru