Найти в Дзене

Ограда и околица

Всё меняется очень быстро – в буквальном смысле, на глазах. В бесконечной череде инноваций, реноваций и оптимизаций мы порой не замечаем утраты привычных вещей. Тех мелочей, без которых не хватает чего-то важного. Вроде бы ещё вчера они были здесь, рядом. Мы их зачастую и не замечали. Они были всегда, они будут всегда – так казалось. А теперь они стали ненужными и уходят в прошлое. У нас не всегда есть возможность замедлить стремительный темп движения в будущее, сделать передышку и остановиться, спокойно постоять и оглядеться вокруг. Внимательно посмотреть назад и подумать не о практической пользе забытых вещей, а о духовной их ценности - как напоминании о чём-то невозвратном. Иногда, в минуты самоуглубления и просветления чувств мы вдруг с удивлением замечаем, что вещей, привычных нам с детства, рядом уже нет, и нам становится очень жаль. Может быть, этих вещей – а может быть, и себя тоже. Ведь когда мы заглянем себе в душу ещё глубже, то с ещё большим удивлением, а то и с горечью отм

Всё меняется очень быстро – в буквальном смысле, на глазах. В бесконечной череде инноваций, реноваций и оптимизаций мы порой не замечаем утраты привычных вещей. Тех мелочей, без которых не хватает чего-то важного. Вроде бы ещё вчера они были здесь, рядом. Мы их зачастую и не замечали. Они были всегда, они будут всегда – так казалось. А теперь они стали ненужными и уходят в прошлое.

Фотография из книги А. В. Ополовникова
Фотография из книги А. В. Ополовникова

У нас не всегда есть возможность замедлить стремительный темп движения в будущее, сделать передышку и остановиться, спокойно постоять и оглядеться вокруг. Внимательно посмотреть назад и подумать не о практической пользе забытых вещей, а о духовной их ценности - как напоминании о чём-то невозвратном.

Иногда, в минуты самоуглубления и просветления чувств мы вдруг с удивлением замечаем, что вещей, привычных нам с детства, рядом уже нет, и нам становится очень жаль. Может быть, этих вещей – а может быть, и себя тоже.

И. К. Слюсарев. Осень. Околица
И. К. Слюсарев. Осень. Околица

Ведь когда мы заглянем себе в душу ещё глубже, то с ещё большим удивлением, а то и с горечью отметим, что этой вещи нам не просто жаль, а жаль до слёз.

Что с ней связано что-то самое заветное, хотя это не так-то просто высказать словами, которые мы привыкли употреблять в повседневном быту. Что без этой самой вещи в жизни будет всегда теперь чего-то не хватать, что её надо было бы сберечь во что бы то ни стало! Сберечь не для того чего-нибудь практического, а просто так - «чтобы была»…

Фотография из книги А. В. Ополовникова
Фотография из книги А. В. Ополовникова

Вот к таким-то привычным мелочам относятся ограды из жердей – все эти осеки, прясла, поскотины и огороды, словно вросшие в пейзаж северной деревни.

-4

На Русском Севере, пожалуй, нет здания, в образ которого не была бы вписана выразительной каймой ОГРАДА ИЗ ЖЕРДЕЙ. Все эти осеки, прясла, поскотины и огороды, словно вросшие в пейзаж северной деревни.

Изба, амбар или баня, церковь, часовня или крест у дороги – каждая из построек так или иначе связана с оградой. И у каждой из них ограда проходит или рядом, или видна поодаль, как часть общего архитектурного фона.

Более того, ограда не только сопряжена со всеми постройками деревни - её можно встретить и вдали от деревни, там, где и нет никаких построек. На пожнях, кулигах, выгонах, лесных пастбищах, вокруг стогов и зародов - не говоря уже о полях и прогонах, где она присутствует повсюду.

-5

Ограда эта стала уже такой привычной частью ландшафта – и архитектурного в том числе, – что воспринимается не только как самое распространенное сооружение северной деревни, но и как наиболее типичное и характерное. Добавлю: и самое простое - проще уж некуда. И всё-таки, всё-таки - что-то в этих архитектурных примитивах есть!

Назначение ОКОЛИЦЫ (и сам её облик) столь же прозаичны, как и в случае с оградой, - не пускать скотину в поле и препятствовать потравам. Однако околица стала и своеобразными воротами в деревню.

-6

В её простых формах тоже скрыта некая иносказательная сущность. Иначе чем объяснить живучесть её поэтического образа в народных песнях, обрядах и обычаях – и в мире эстетического представления старой деревни?

Словом, околица - понятие не только физическое, но и некий духовный рубеж, как бы отделяющий в повседневной жизни самое обычное от чего-то более значительного и символического.

От чего именно?

А. С. Степанов. Околица
А. С. Степанов. Околица