Работа Гауди над домом Батльо представляла собой скорее реконструкцию, а не новое строительство. Здание, ранее располагавшееся на этом месте, было спроектировано Эмилио Саласом Кортесом, учителем Гауди. Это был классический образец европейской архитектуры XIX века, включающий в себя подвал, цокольный этаж, четыре жилых этажа и сад за домом. Разница между первоначальным и окончательным внешним видом дома Батльо настолько огромна, что сегодня трудно представить, как выглядело это здание до реконструкции.
Сальвадор Дали так описывает дом Батльо: «Это скульптурное отражение сумеречных облаков в воде, благодаря разноцветной мозаике, которая переливается всеми цветами радуги. Его творение сочетает натурализм и иллюзию реальности. Я громко утверждаю — это гигантский проект по простому погружению в глубины озера». Другие определения в адрес дома Батльо становятся понятными, если бросить взгляд на его фасад: «зевающий дом», «дом из костей», «особняк эльфов».
Идея реконструкции здания принадлежит его хозяину — дону Хосе Батльо Касанавасу, владельцу текстильных фабрик. Он приобрел дом в 1900 году с целью инвестирования в недвижимость в престижном квартале Барселоны на проспекте Пасео-де-Грасиа.
В 1904 году Антонио Гауди, архитектор, известный своими инновационными идеями, получил от Батльо заказ на строительство. Работы были окончены в 1906 году.
Сравнивая архивные чертежи дома Батльо с чертежами по обмерам, сделанными в 1957 году, можно оценить масштаб реконструкции здания. Был расширен внутренний двор, надстроены два этажа, полностью перестроен первый и бельэтаж, а также изменен фасад, к которому Гауди применил новый вид отделки. Наружные стены были покрыты специальным составом со стеклом, оштукатурены известковым раствором и украшены мозаикой.
План дома Батльо симметричен относительно двух вертикальных осей, совпадающих с главным входом и лифтовой шахтой. Однако эта симметрия нарушается в нескольких местах. Проёмы до пятого этажа расположены симметрично, но после пятого этажа их расположение постепенно становится асимметричным. На уровне бельэтажа, который характеризуется сложным пластическим рисунком, здание почти совпадает по высоте с эркером рядом стоящего здания, создавая единый архитектурный ансамбль. Однако это совпадение наблюдается только на уровне бельэтажа.
Крыша напоминает волну и изгиб чешуйчатой змеиной спины. За фронтальным скатом крыши расположены баки для воды. Конек крыши отделан разноцветными керамическими цилиндрами и шарами. Облицованная битым стеклом башенка, завершается сложной формы луковкой с крестом. Вся эта композиция была целиком выполнена на острове Мальорка.
В 1962 году дом Батльо был впервые включён в национальный Реестр культурных ценностей по инициативе общества National Interest. С этого момента здание находится под правовой защитой.
Дом Батльо в стиле модерн имеет сложные изогнутые линии, сочетает в себе различные материалы – керамику, стекло, металл, и украшен необычными фигурами. Печные трубы на крыше исполнены в виде скульптур спиралевидной формы и облицовкой из битого стекла и керамики.
Задний фасад дома Батльо выполнен скромнее главного, его основными элементами декора являются симметрично расположенные небольшие балконы и керамическое покрытие. Крыша облицована керамической плиткой в той же манере. Задний фасад отделан керамикой по моделям Антонио Гауди, плитки отличаются от плоских и напоминают рельефные изразцы. Над карнизом плитка имеет ярко-синий цвет, который последовательно светлеет внизу до абсолютно белого. Снизу кажется, что стена заднего фасада окрашена в один цвет.
Дом Батльо, как и другие творения Гауди, полон символов. Согласно распространенной версии, архитектор построил здание как архитектурное напоминание о битве святого Георгия с драконом, тем самым отдавая дань уважения святому покровителю Барселоны. Символы дракона есть на фасаде здания (кости сражённого чудовища) и на крыше (чешуя). Башня на крыше завершается крестом.
Эркеры над крайними проемами галереи напоминают металлические балконные ограждения. Раньше кованые парапеты использовались только как балконная арматура, между тем в доме Батльо они стали декоративными элементами фасада. Столбы поднимаются вверх по всему дому, более массивные внизу, где поддерживают бельэтаж, становясь тоньше и легче ближе к крыше. Трансформируясь из конструктивных элементов в декоративные они превращаются в арки и сливаются с кронштейнами галереи, образуя ярко выраженный декор.
Интерьеры дома отличаются необычной пластикой и выглядят как разветвленный лабиринт. Цветовая сине-зелено-голубая гамма интерьера соответствует морским глубинам. Камень становится пластичным. Дом подобен огромной полой скульптуре, формы которой напоминают о «трепете жизни, сердцебиении живого существа», так о творчестве Антонио Гауди писал испанский ученый Филипп Тьебо.
Лестница и лифт создают эффект вертикального светового коридора. В верхней части здания, рядом со слуховыми окнами, плитка имеет яркий синий цвет, который повторяет оттенок фасада. Однако по мере приближения к нижним этажам цвет становится более светлым и превращается в голубой, что связано с меньшей освещенностью лестницы в нижней части. Чтобы интерьер не выглядел мрачным, нижняя часть лестничного холла была выполнена в более светлых тонах.
Интерьеры лестничных площадок, лифтовых холлов, квартир и балконов были тщательно продуманы при строительстве. Квартирные балконы украшены плафонами из керамики, входные двери в вестибюль — эмблемой с подписью Гауди.
В доме Батльо Антонио Гауди соорудил часовню в главном салоне, которую посвятил Святому Семейству. Двери отгораживали её от основной части салона, благодаря чему салон мог выполнять разные функции: от места для светских собраний до часовни. На дверях можно увидеть слова молитвы и инициалы «М» (Мария) и «J» (Иисус), за ними располагался алтарь с металлическим распятием и широкая ризница.
Гауди, глубоко религиозный человек, отразил свою веру в дизайне здания. На башне, которая находится на крыше, можно увидеть буквы JHS, JPH, M — посвящение Иисусу Христу, Иосифу Обручнику и Деве Марии.
Источник: https://eclectics.ru/