Строительство опор мостов на большой глубине — сложная задача. Перед началом работ проводят геодезические исследования, инженерные изыскания, изучают грунт, сезонные колебания температуры, силу штормовых и ледовых атак на мост.
Один из способов строительства – создание коффердама. Это временный бетонный водонепроницаемый каркас, который строят прямо посреди реки или моря. Сначала на морское дно устанавливают специальную сварную металлоконструкцию с закреплением множества свай. Сваи должны быть определённой длины, её определяют после тщательного обследования глубины и слоёв подводного грунта.
Далее воду из коффердама откачивают. В этой «сухой обстановке» проводят строительные работы по постройке несущих мостовых конструкций. После завершения работ коффердам либо удаляют, либо затапливают.
Ещё один способ – пневматический. При его использовании делают подводные кессоны с помощью шпунтов. Это устройство для образования рабочей камеры без воды. Через шлюзы кессонов извлекают грунт и туда же заливают бетон. Опора углубляется за счёт подкапывания дна под краями кессона.
Также используют тяжёлый бетон. Его заливают прямо в воду, а через специальную трубку вытесняют воду, и монолит схватывается.
В древности для строительства мостов через водоёмы использовали разные методы, например:
Использование плотов. Брёвна, плавающие на поверхности воды, связывали в плоты и выстраивали их от одного берега реки до другого, создавая наплавной мост. Позже вместо брёвен стали применять лодки с просмолёнными бортами;
Установка ряжей. На дно реки опускали большие бревенчатые ящики-срубы (ряжи), внутрь засыпали камни, а выступающие из-под воды соседние вершины опор соединяли длинными брёвнами;
Вбивание деревянных свай. Сваи под опоры моста погружались не одиночными, а группами, пространство внутри которых заполнялось камнями. Некоторые сваи погружались в речное дно с наклоном, что придавало конструкции больше жёсткости;
Создание плотин. Место, где планировалось построить мост, полностью осушали. Для этого вокруг места строительства скидывали в воду камни и глину, пока не получались плотины с двух сторон реки. Если плотина должна была быть широкой, на середину реки пускали лодки с камнями и глиной и топили их;
Опускание обтёсанных камней. На дно реки опускали камни, затем строители ждали, пока они осядут под силой тяжести, а на них уже строили мост. Этот способ подходил для небольших переправ.
Интересные факты о мостах:
На северо-восток Индии использовали мосты, которые вырастали естественным образом. Для этого использовали фикус каучуконосный, из ствола которого вырастали дополнительные корни. Их направляли в выдолбленный изнутри пальмовый ствол, который клали поперёк реки. Дорастая до противоположного берега, корни врастали в почву и начинали укрепляться, и через 10-15 лет получался готовый мост, со временем становившийся только прочнее;
Мост Аркадико в Греции – старейший мост в мире, который всё ещё стоит и используется. Каменный мост с поясной аркой относится к микенскому периоду бронзового века;
Мост Гонконг-Чжухай-Макао – считается самым дорогим мостом, когда-либо введённым в эксплуатацию. Для его строительства потребовалось 400 000 тонн стали;
Мост Васко да Гама может выдержать сильные порывы ветра до 250км/ч, колебания земной поверхности, повышающее Лиссабонское землетрясение 1755 года магнитудой 8,7 балла в 4,5 раза, а также отслужить не менее 120 лет;
Мост Королевского ущелья в США на протяжении 72 лет являлся самым высоким подвесным сооружением с высотой в пике 291 м. Этот рекорд был побит в 2001 году китайским Люгуанхэ с высотой настила немногим больше – 297 м.