Найти в Дзене
Финансовые тонкости

Решил снять наличные в банкомате - приготовься к сюрпризам: к чему готовиться простым россиянам с 1 сентября

Оглавление

Банк России решил нас "порадовать" новациями с наличными с 1 сентября. Прочитав сей Приказ тут-же вспомнилась сказка Леонида Филатова про удалого стрельца

Утром мажу бутерброд
- Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!
Ночью встану у окна
И стою всю ночь без сна
- Все волнуюсь об Расее,
Как там, бедная, она?

Это мысли сказочного царя. В ЦБ решили от него не отставать в своей заботе о россиянах и выдали на гора сразу 9 новых признаков. и Не просто признаков, а признаков с мошенническим интересом.

Так что это не просто любовь, а любовь с интересом.

С 1 сентября 2025 года банки, которые оформили клиенту платежную карту, обязаны при выдаче наличных через банкоматы проверять, не находится ли человек под воздействием мошенников, а также не совершает ли эту операцию злоумышленник.

источник cbr.ru
источник cbr.ru

ПРИЗНАК 1

Несоответствие характера, и (или) параметров, и (или) объема
направленного запроса на выдачу наличных денежных средств
запросам на выдачу наличных денежных средств, обычно совершаемым
клиентом кредитной организации, в частности:

  • времени (дня) осуществления запроса на выдачу наличных денежных
    средств;
  • места нахождения банкомата, с использованием которого
    осуществляется запрос на выдачу наличных денежных средств;
  • суммы запроса на выдачу наличных денежных средств;
  • периодичности (частоты) запросов на выдачу наличных денежных
    средств в течение календарного дня.

ПРИЗНАК 2

Наличие превышения установленного правилами платежной
системы времени направления ответа на запрос (APDU (application protocol
data unit) – команда) в рамках взаимодействия банкомата и платежной карты
или токенизированной (цифровой) платежной карты.


ПРИЗНАК 3

Несоответствие способа направления запроса на выдачу наличных
денежных средств способам направления запроса на выдачу наличных
денежных средств, обычно используемым клиентом кредитной организации.

ПРИЗНАК 4

Направление запроса на выдачу наличных денежных средств
в течение 24 часов с момента:

  • предоставления кредитных (заемных) денежных средств или кредитной
    карты,
  • увеличения лимита на выдачу наличных денежных средств или лимита
    кредитования (по кредитным картам);
  • поступления денежных средств на сумму более 200 тыс. рублей
    на банковский счет (вклад) физического лица с использованием сервиса
    быстрых платежей платежной системы Банка России с банковского счета
    (вклада) указанного физического лица, открытого другой кредитной
    организацией;
  • досрочного расторжения договора банковского вклада на сумму
    более 200 тыс. рублей по требованию вкладчика.

ПРИЗНАК 5


Наличие информации об уровне риска осуществления операции
без добровольного согласия клиента, о факторах риска компрометации данных
электронного средства платежа, направленной в авторизационных
сообщениях оператором услуг платежной инфраструктуры, если
это предусмотрено правилами платежной системы.

ПРИЗНАК 6

Наличие информации, полученной от операторов связи,
владельцев мессенджеров, владельцев сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) иных юридических лиц,о том, что в период не менее шести часов до момента направления запроса на выдачу наличных денежных средств ими выявлены:

  • телефонные переговоры с применением абонентского номера
    подвижной радиотелефонной связи, используемого в ходе взаимодействия с
    кредитной организацией, не соответствующие характеру (периодичности
    (частоте), продолжительности) обычно совершаемых клиентом телефонных
    переговоров до или во время осуществления запроса на выдачу наличных
    денежных средств;
  • факт (факты) нетипичного получения сообщений, в том числе
    в мессенджерах и (или) по электронной почте, в частности коротких текстовых сообщений (увеличения количества получаемых сообщений, в том числе от федеральной государственной информационной системы «Единый портал
    государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) кредитных
    организаций, с новых абонентских номеров или от новых адресатов).

ПРИЗНАК 7

Наличие информации, полученной от операторов связи,
владельцев мессенджеров, владельцев сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) иных юридических лиц, а также выявленной кредитной организацией в рамках реализуемой системы управления рисками:

  • о вредоносном программном обеспечении (вредоносных программах)
    на устройствах абонента – физического лица, с применением которых
    осуществляется направление запроса на выдачу наличных денежных средств;
    о нетипичных для клиента параметрах, событиях в сессии
    дистанционного банковского обслуживания (использование нетипичного
    провайдера связи, операционной системы, приложения пользователя,
    инструментов, обеспечивающих сокрытие сессионных данных);
  • о смене абонентского номера подвижной радиотелефонной связи
    в личном кабинете дистанционного банковского обслуживания
    или личном кабинете физического лица в федеральной государственной
    информационной системе «Единый портал государственных
    и муниципальных услуг (функций)»;

  • о выявлении факта изменения идентификационного модуля устройства
    клиента и (или) параметров устройства, с применением
    которого осуществляется направление запроса на выдачу наличных денежных
    средств.

ПРИЗНАК 8


Наличие информации о пяти и более отказах в выдаче наличных
денежных средств (в том числе в связи с превышением лимита кредитования
либо ошибками при вводе пин-кода) в течение календарного дня.

ПРИЗНАК 9

Совпадение сведений, относящихся к клиенту кредитной организации
и (или) его электронному средству платежа, со сведениями, размещенными
в государственной информационной системе противодействия
правонарушениям, совершаемым с использованием информационных
и коммуникационных технологий, созданной в соответствии с частью 1
статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 2025 года № 41-ФЗ «О создании
государственной информационной системы противодействия
правонарушениям, совершаемым с использованием информационных
и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (применяется с 1 марта
2026 г.

СЮРПРИЗЫ

Какие сюрпризы нас ждут с вами? Мой ответ прост - надо готовиться к чему угодно.

1.Допустим, клиент снимал наличные 1 раз в неделю, по понедельникам. А теперь решил снять деньги и в понедельник и во вторник, или только во вторник. Все, операция подпадает по ПРИЗНАК 1.

2. В 10-00 вам позвонил мошенник, которого вы послали в долгое пешее путешествие. В 12-00 решили снять наличные - всё "ку-ку Гриня". Смотрим Признак 6.

3. Решили снять крупную сумму - 100 тыс. руб. За 1 раз такую сумму можно выдать только 5-тысячными купюрами, т.к. банкомат не выдает более 20 купюр за выдачу. Но в 5 банкоматах, которые вы обошли остались только 1-тысячные купюры. Но 6-й раз смотри ПРИЗНАК 6.

4.Надо снять сумму 250 тыс. руб. но поблизости только банкомат Сбербанка. Вы переводите со своего счета из другого банка по СБП и попадаете на ПРИЗНАК 4. К нему же будет отнесен и случай досрочного закрытия вклада с последующим снятием наличных.

И эти сюрпризы можно продолжать и продолжать. Так что всё как в старом добром советском анекдоте про рыбалку

"- замполита не брать, удочки не брать, из автобуса не выходить".

Хотите быть в курсе последних событий из мира экономики и финансов - телеграм канал ФИНАНСОВЫЕ ТОНКОСТИ вам в помощь.