Уважаемые друзья-подписчики! Каждый день я убеждаюсь в том, что в мире так много интересного и не изученного! Краеведческие открытия и находки сопровождают меня повсюду. Только я намечу план публикаций, так все- планы рушатся, вперед за новыми документами и темами.
В императорской России учебный год начинался не в сентябре, а в августе. Это касалось и университетов, и гимназий.
В 1803 году вышли «Предварительные правила народного просвещения», содержавшие основы учебной реформы. В них, в частности, указывалось, что учебный год должен начинаться 1 августа и завершаться 1 июля следующего года. Далее — каникулы, которые называли вакации или роздых.
Сельские же школы открывали свои двери с 1 декабря. Этот день - день памяти Наума и считалось, что дети "тогда ума более наберутся".
Классик русской литературы Лев Николаевич Толстой знаменит не только своими произведениями, как философ, он открыл собственное религиозно-философское течение, последователей которого стали называть «толстовцами».
В посаде Дубовка Царицынского уезда было большое общество толстовцев, несколько жителей состояли в переписке с Львом Николаевичем, ездили к нему в Москву, Ясную Поляну и Гаспру.
В 1890-х гг. в посаде уже действовал толстовский кружок во главе с Федором Христофоровичем Граубергером (1857–1919 гг.), в который входили люди разных общественных положений: купцы, ремесленники, учителя.
Одной из них была Киндсфатер Лидия Георгиевна – внучка купца Х. Миллера, дубовская учительница.
ГАВО , Ф 339 , Оп. 113, Д. 5
01.07.1885 г. заключили брак Генрих Киндсфатер ( Kindsvater ) из Олешны и Катарина Элизабета Kymmel
26 января 1909 г. письмо графу Л.Н. Толстому
Простите, Лев Николаевич, что беспокою Вас. Я уже несколько раз принималась Вам писать, но мысль, что я могу у Вас отнять дорогое время, останавливала меня…
Сознание своего ничтожества, своей неспособности к жизни, ни к разумной, ни к той, которою живут все кругом, доводит меня до отчаяния. Работа моя меня не удовлетворяет. Когда я кончала гимназию, то представляла себе, что могу сделать так много хорошего, что буду работать для облегчения своих обездоленных братьев, для рассеяния той тьмы, которая их окружает.
Хотела стать диаконисой или учительницей где-нибудь в деревне, в селе, но диаконисой стать мне постарались воспрепятствовать, а учительницей я стала, но обстоятельства сложились так, что я учу детей почти (к сожалению) исключительно богатых родителей, полагаю готовить таких же рабов, как я сама.
Сначала я думала, что можно честно работать, я старалась влиять на своих питомцев, но мне заявили, что от меня требуется пройти известную программу. Мне это было больно, но, чтобы не потерять известный доход, пришлось зажмуриться.
А теперь я учительница-автомат. Если бы не мама (которая по-своему понимает жизнь, и которой мне жаль), я бы, может быть, как-нибудь развязалась бы с такой жизнью. Иногда является желание выйти на площадь в толпу, высказать все, как я чувствую, и от возмущенной толпы принять освобождение. Или выкинуть что-нибудь такое, за что полиция постарается упрятать в тюрьму, где я, наверное, недолго выживу.
Я обращалась к врачам. Одни говорят, что я вегетарианством нажила малокровие – следует это бросить. Другие советуют бросить учительство и выйти замуж.
Я же думаю, что корень зла в моей нравственной слабости. Сознание мне говорит, что живу трудами других, живу в большом доме, пользуюсь излишествами в то время, как есть многие, которым недостает необходимого, одеваюсь в шубы, для мехов которых убиты животные, ем пищу, в которой также была жизнь. Еще раз простите! Если найдете нужным, будьте добры помогите.
Л. Киндсфатер.
* 49. Л. Г. Киндсфатер.
1909 г. Января 29. Я. П.
Лидия Георгиевна,
Человек не может изменить условий внешних (это и не нужно стараться делать), но может бесконечно изменять себя, переходя всё более и более от эгоистической жизни к любовной, приучая себя любить всех.
Эта же внутренняя деятельность изменяет и внешние условия. Посылаю вам несколько книг, из которых вам яснее будут мои мысли.
Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, л. 473.
Ответ на письмо сельской учительницы из посада Дубовка, Саратовской губ., от 26 января (почт. шт.), в котором она писала о неудовлетворенности своей жизнью и работой и спрашивала: «Есть ли человек сам создатель тех условий, которые его так связывают, что он не в состоянии освободиться, и в его ли власти изменить эти условия?»
Интересно, КАКИЕ книги ей прислал Лев Николаевич Толстой?
Л. Н. Толстой — народный учитель - советы молодым педагогам
Вы знаете, что такое была для меня школа, с тех пор, как я открыл ее. Это была вся моя жизнь, это был мой монастырь, церковь, в которую я спасался и спасся от всех тревог, сомнений и искушений жизни
Л.Н. Толстой
Писатель пишет для детей “Азбуку”. Вышла она в 1872 году. В “Азбуке” Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием “Новая азбука”
Несколько позже будут изданы «Книга для чтения» и « Арифметика» . «Азбука» Л.Н. Толстого стала событием в педагогике. Она не утратила своей актуальности до сих пор.
- Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко того, что мы знаем
- Учитель учит по моим советам, но все-таки не совсем хорошо, что и дети чувствуют. Они меня больше любят. И мы начинаем беседовать часа 3—4, и никому не скучно.
- Нельзя рассказать, что это за дети — надо их видеть. Из нашего милого сословия детей я ничего подобного не видал... Никогда лени, грубости, глупой шутки, неприличного слова»
Работая в Яснополянской школе, Л. Н. Толстой стал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», в котором напечатал свои теоретические статьи по педагогике и ярко написанные отчеты о работе школы. В свет вышло всего лишь 12 книжек журнала.
В ноябре 1908 г. вышел 1-й номер журнала «Свободное воспитание», в котором была напечатана статья Толстого «Беседы с детьми по нравственным вопросам», отражавшая опыт его вечерних занятий с яснополянскими мальчиками по вопросам морали.
25 октября 1910 г. Толстой утром посетил Яснополянскую школу и принес учащимся экземпляры детского журнала «Солнышко», раздал их детям.
Толстой просил учителя раздать эти книги детям, чтобы затем узнать, что они
поняли из прочитанного. В два часа дня Л. Н. Толстой снова был в школе, чтобы побеседовать с детьми по поводу книг «Солнышко».
А через три дня ушел навсегда из Ясной Поляны и через несколько дней — из жизни.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Пока поставлю многоточие...
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!
Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор общества "Знание", Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед, экскурсовод
БЛАГОДАРНА ТЕМ, КТО НАХОДИТ ВОЗМОЖНОСТЬ В НАШЕ НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ ЖЕРТВОВАТЬ ДОНАТЫ НА ОЦИФРОВКУ ИЗДАНИЙ!