Найти в Дзене
Никита Кошкин

Симфония

Я написал симфонию! Поверить в это трудно, поскольку я же гитарный композитор, пишу исключительно для гитары, или для гитары в ансамбле с другими инструментами, или для гитары с оркестром. А тут симфония! Но за последнее время активно развивались оркестры гитаристов. Оркестров таких сейчас довольно много, все они разные. Много детских, есть студенческие (в высших учебных заведениях), есть чисто гитарные или с привлечением других инструментов. Вот для такого оркестра я симфонию и написал. Ничего подобного ещё не было в истории гитары, да и в истории музыки, полагаю. Гитарная симфония - это нечто совершенно новое и неожиданное. Работа, которой я горжусь! Но обо всём по порядку. Все знают, что такое симфония, объяснять не нужно. Обычно под симфонией подразумевают и симфонический оркестр, большой состав, много музыкантов. Как правило, это струнная группа (скрипки, альты, виолончели и контрабасы), духовые (деревянные и медные) и ударные. Оркестр как бы охватывает всё многообразие академичес

Я написал симфонию! Поверить в это трудно, поскольку я же гитарный композитор, пишу исключительно для гитары, или для гитары в ансамбле с другими инструментами, или для гитары с оркестром. А тут симфония! Но за последнее время активно развивались оркестры гитаристов. Оркестров таких сейчас довольно много, все они разные. Много детских, есть студенческие (в высших учебных заведениях), есть чисто гитарные или с привлечением других инструментов. Вот для такого оркестра я симфонию и написал. Ничего подобного ещё не было в истории гитары, да и в истории музыки, полагаю. Гитарная симфония - это нечто совершенно новое и неожиданное. Работа, которой я горжусь! Но обо всём по порядку.

Все знают, что такое симфония, объяснять не нужно. Обычно под симфонией подразумевают и симфонический оркестр, большой состав, много музыкантов. Как правило, это струнная группа (скрипки, альты, виолончели и контрабасы), духовые (деревянные и медные) и ударные. Оркестр как бы охватывает всё многообразие академических инструментов. К примеру, духовые. Это флейты, гобои, кларнеты, фаготы, а так же валторны, трубы, тромбоны и туба. Флейты, которые обычно используются в симфонических оркестрах, относятся к "деревяшкам", хотя давно уже не деревянные.

Количество духовых напрямую влияет на размер струнной группы. В парном составе всех духовных по паре. В тройном — по три, в четверном (как бывает у Вагнера, Прокофьева, Шостаковича и других) — по четыре. Чем больше духовых, тем объёмнее должна быть струнная группа (для поддержания баланса звучания). Помимо тех духовых, что я уже назвал, в оркестрах используются бас-кларнет, английский рожок (вспомним тему второй части "Аранхуэса", как раз английский рожок играет), так же могут быть саксофоны (хоть все четыре — сопрано, тенор, баритон и бас), контр-фагот, всяческие горны и прочие диковинки. Так же в оркестрах часто появляются фортепиано, арфы, челеста, клавесин, в общем, что угодно. Тут можно бесконечно перечислять, кто из композиторов что использовал (вспомним хотя бы волны Мортено - любимый инструмент Ольвье Мессиана).

Симфония твёрдо ассоциируется с симфоническим оркестром, хотя существуют разновидности, использующие другие составы. Камерная симфония (распространённый жанр) — камерный состав, струнная — струнный оркестр, духовая — духовой. Это грубо, ведь на самом деле, тут множество вариантов и тонкостей. Можно сказать, что симфония — это такой универсальный жанр, который в наше время может быть любым и для любого состава. Классический вариант подразумевает четыре части — первая (наиболее развёрнутая) — в сонатной форме, вторая — медленная, третья — скерцо, и четвёртая — финал. Финал обычно быстрый, но может быть и другим (вспомним финал шестой симфонии Петра Ильича Чайковского). Четыре части представяют собой наиболее логичное и устойчивое классическое строение симфонии, куда укладываются и драматизм, и лирика, проще говоря, и свет, и тьма. Конечно, симфония видоизменялась, и в современной музыке приобрела максимальное разнообразие форм. И это очень хорошо!

Никогда не думал, что напишу симфонию, ведь вся моя работа связана с гитарой и делается под лозунгом "Хвала гитаре!" Вершиной являлся до последнего времени жанр концерта для гитары с оркестром. Тут я мог как-то пошире развернуться, прикоснуться к оркестровому звучанию, к инструментам, находящимся обычно вне зоны доступа. О симфониях я и не мечтал. Вернее так — долгое время не мечтал. Первые проблески мечты появились, когда я работал с оркестром академии им. Маймонида и сделал для этого коллектива переложение Сонатины для флейты и гитары Марио Кастельнуово-Тедеско. Согласитесь, выбор неожиданный. Камерный ансамбль для двух инструментов и оркестр. Но меня привлекла сама музыка, очень красивая, и в ней я почувствовал оркестровый потенциал. Тем более, что гитарный оркестр однотембровый, и камерные сочинения довольно естественно ложатся на этот состав. Но при переложении музыки Кастельнуово-Тедеско пришлось активно сочинять, расширяя и наполняя фактуру. Так что, по сути, получился Тедеско - Кошкин, настолько значительным был мой вклад в партитуру. Но дело не в этом, а в том, что, когда переложение было готово, я назвал его Симфониетта. И вот тут-то первая робкая мечта о гитарной симфонии и постучалась в моё сознание.

Когда в академии я собрал оркестр и начал с ним работать, то, конечно же, собирался штурмовать самые высокие и сложные вершины, тем более, что находился в режиме наибольшего благоприятствия. Мне шли навстречу и всячески поощряли. Однако постепенно режим изменился (насколько я понимаю, включилась своего рода борьба администрации с монополизмом). В общем, работать стало труднее, оркестр становился всё меньше по составу, количество репетиций сократили, о штурме вершин пришлось забыть, да и мечты о гитарной симфонии испарились сами собой. Далее я вышел на пенсию, переехал в Смоленск, вскоре распрощался с академией, и на этом всё. Но пару лет назад, в ленте наткнулся на выступление детского оркестра гитаристов из Южно-Сахалинска. Я об этом писал уже — https://vk.com/wall11243006_38941

С этого всё и началось, и вылилось в создание первой в истории симфонии для оркестра гитаристов. Когда Игорь Бещетников озвучил свою идею, я возликовал. Вот уж и вправду, мечты сбываются, когда прекращаешь мечтать! Я ведь уже и мечтать перестал, а тут всё сразу — и оркестр готовый, и дирижёр. Оркестр, правда, такой, молодёжный, точнее, детско-юношеский. Но молодость — это период свершений. Вспомним, что "Игрушки принца" я написал в восемнадцать лет, и это было более полувека назад. А уж сейчас как помолодело исполнительство! В общем, нельзя недооценивать ни детей, ни юношей, ни молодёжь вообще. Нет, я, конечно, учитывал, что в оркестре играют не Веры Данилины и не Казухиты Ямашиты, и соответственно этому не усложнял партии. Но особенность гитарного оркестра в том и состоит, что простые партии могут сливаться в сложное и интересное звучание. Плюс, в оркестре помимо классических гитар ещё и октавы, а так же акустические гитары, группа мандолин (мандолины, мандолы и мандочеллы), фортепиано, флейта, виолончель, ударные. То есть, полноценное звучание в руках, осталось только саму музыку добавить. Что я, в конце концов, и сделал)

Ох, это был очень напряжённый период, я садился за работу каждое утро, и вкалывал до вечера. Вдохновение меня посетило, это факт, это отчётливо ощущалось. Работа шла очень интенсивно, не без кочек и ухабов, но я их сразу же замечал и устранял. Когда неожиданно я понял, что мне осталось дописать последние два такта симфонии, я засмеялся! Просто в голос засмеялся на всю квартиру! Готово! Симфония написана! Правда, уже готовый финал пришлось немного отредактировать, но он от этого только лучше стал. Вот так я и написал свою первую симфонию. Уж не знаю, будет ли вторая... но первая уже есть. Теперь осталось ждать исполнения, премьеры, но предварительно оказать оркестру всю возможную помощь в работе над музыкой. Думаю, будет трудно освоить такой масштабный материал. Конечно, моя симфония покороче обычных, и тем не менее. Но я готов ко всему, готов помогать всем, чем только возможно. Я же заинтересованное лицо, мне очень хочется, чтобы оркестр всё хорошо сыграл.

В общем-то на этом всё. Только хотелось ещё раз обратиться к друзьям и поклонникам - окажите всю возможную поддержку. И не мне лично, а оркестру «Грифон» и его руководителю и дирижёру Игорю Бещетникову. Финансовой поддержки у нас нет, так что вся надежда только на вас. От души благодарю всех, кто уже откликнулся, и заранее благодарен тем, кто присоединится. Хвала гитаре!

Переводите вашу помощь на карту Сбера: 2202 2018 4278 7604 Игорь Андреевич Б.