Сергей Яковлев выступал за команду мастеров «Сибири» с 1971 по 1982 гг. По нынешним меркам в хоккей он закончил играть очень рано – в 28 лет. Но если принять во внимание, что он постоянно выступал за «Сибирь» в детских и юношеских соревнованиях, то можно сказать, что он играл за родной клуб 20 лет.
В 70-е годы новосибирского форварда (как, кстати, и Бориса Барабанова) приглашали в московский «Спартак» и рижское «Динамо».
Вспоминает брат Сергея ВАДИМ ЯКОВЛЕВ:
– Всего за «Сибирь» Сергей забил около 400 шайб, и я уверен, что болельщики со стажем помнят многие его голы до сих пор. Лично я до сих пор прекрасно помню репортаж из Москвы по радио «Маяк», когда нашу команду экзаменовало великое в то время столичное «Динамо». «Сибирь» выигрывала 4:0 и здесь за дело взялся лидер москвичей Валерий Васильев, «Динамо» сравняло счёт на последних минутах – 4:4. Казалось, для новосибирцев это конец, команда не выстоит, и вдруг шайба у «Сибири». Идёт последняя минута матча, бросок Геннадия Капкайкина – гол? Нет, гола нет. Нет, это всё же гол, и забил его Сергей Яковлев за 16 секунд до конца матча, 5:4 – это была ещё одна историческая победа новосибирцев!
Наверное, у Сергея были не очень большие заслуги в советском хоккее, так как в те времена в СССР было огромное количество звёзд. Но мне кажется, что новосибирскому хоккею «окно в Европу» прорубили такие игроки, как Углов, Гутов, Самохвалов, Капкайкин, Барабанов, Толочко, Новоженин. И Сергей Яковлев. У него было множество наград за призовые места первенства СССР среди юношей и юниоров, «серебро» чемпионата Европы среди юниоров (в те годы не было чемпионата мира).
Об одной награде стоит рассказать отдельно. Дело было в Усть-Каменогорске, где в апреле 1978 г. проходил турнир на приз газеты «Советский спорт». Я был на этом турнире в качестве запасного игрока (сыграл 1 матч). Состав у «Сибири» был хороший и звёзд было немало: Перегоедов, Фаткуллин, Меленчук, Барабанов… Но и в других командах их было предостаточно, особенно выделялся Аркадий Рудаков – форвард «Автомобилиста», который много лет играл за «Спартак» (в 1976 году стал чемпионом СССР в составе «Спартака»).
Первое место в том турнире уверенно заняло московское «Динамо», а вот за второе шла упорная борьба. По всем раскладам его должен был занять «Автомобилист», но в заключительном матче «Сибирь» сумела обыграть свердловчан и завоевала почётное «серебро». Героем той встречи стал Сергей, получивший приз лучшего бомбардира. Он на одну шайбу «обогнал» Рудакова (которого признали лучшим нападающим турнира). Причём забил решающий гол очень курьёзно.
Шайба была у Рудакова, Сергей был у него за спиной и громко крикнул ему: «Арк!»; Аркадий решил, что это его партнёр и отдал ему пас не глядя. А Серёга пулей выскочил один на один с вратарём «Автомобилиста» и забил важнейшую шайбу. Но самое интересное было потом. Принёс он свою награду вечером в гостиницу – красивый такой приз, высокий, из хрусталя. Собрались у него в комнате все «старички» отмечать – как полагается. И стали над ним подтрунивать. Серёга долго «отбивался», говоря, что это приз не его, а всей команды и т.п. В конце концов его так допекли, что он взял этот хрустальный приз подошёл к окну и выбросил его – с 9-го этажа!
Рано утром к гостинице подъехал за нами автобус. Выходим, а на асфальте везде осколки валяются. Тренером тогда был Эпштейн (он, к слову, после этого турнира улетел в Москву и больше в Новосибирск не вернулся), наступил на стекло и чертыхнулся: типа кто тут ещё стекло набросал!
В 70-е у «Сибири» были два супер-снайпера: Яковлев и Капкайкин. Но Геннадий всегда недолюбливал Сергея – в какой-то степени завидовал ему. «Яшка» ведь действительно был талантом, а когда речь заходила о его хоккейных заслугах, он всегда делил свои победы с партнёрами по тройке, со всей командой.
Можно долго перечислять его лучшие игровые качества: скорость, игровое мышление, видение площадки, технические возможности. При всём этом Сергей за годы, проведённые в команде «Сибирь», стал любимцем публики. Его узнавали в лицо все, кто хоть как-нибудь болел за «Сибирь».
Сергей много забивал и забивал красивые голы: с бросков, с передач партнёров, с добиваний после паузы, но самое главное – он забивал вовремя. Ценность Сергея как хоккеиста была не только в его снайперских способностях, он был очень полезным игроком, и если бы за это присуждали титул, то здесь Сергей был бы чемпионом. А полезен он был тем, что возвращался в оборону на той же скорости, на какой летел в атаку. Когда соперники выходили на наши ворота, допустим, три на два, и казалось, сейчас реализуют численное преимущество, этого преимущества вдруг уже не было. Сергей на сумасшедшей скорости возвращался «домой» и нейтрализовал третьего игрока.
В неравных же составах он был просто незаменим. Когда команда играла в меньшинстве, Сергей появлялся на поле очень часто. Были матчи, когда Сергей, отыграв больше минуты в меньшинстве, оставался на площадке и уже в равных составах играл ещё столько же. Сергей не просто играл, он был боец на площадке. Со своим небольшим ростом он часто выигрывал единоборства у игроков с гораздо более мощными физическим данными. Полезен он был ещё на площадке тем, что на Серёге очень часто фолили, и судьи наказывали соперников удалениями. У Сергея была высочайшая скорость, и когда его «валили», нарушения были стопроцентные.
Можно очень долго говорить о мастерстве и «нужности» Сергея. Но самое главное – то, что он шёл к такой игре через огромную работу на тренировках. Для болельщиков, видевших воочию игру Сергея, он был настоящим кумиром. Многие считали за честь выпить с ним рюмку водки, а «Яшка» никому не мог отказать. Не секрет, что несколько раз его отстраняли за нарушение спортивного режима. Отстраняли от игр, но никогда не отчисляли из команды. Думаю, что любого другого спортсмена за такие частые нарушения спортивного режима уволили бы давно-давно. С Сергеем тренеры так поступить не могли, потому что знали, что «Яшка» всегда отработает на льду все свои «косяки». Он пахал так, что порой казалось на льду носится не игрок, а ракета под №13.