В зарубежный прокат вышла новая версия «Голого пистолета» — теперь с Лиамом Нисоном и Памелой Андерсон. Пародии — благодарный жанр, который весело смотреть и профессионалам, и любителям. Всем смешно, вне зависимости от степени знакомства с оригиналом. Фильмы-пародии обычно работают с устойчивыми жанрами: высмеивают мелодрамы или боевики. Но иногда достается и отдельным франшизам, и даже героям. Вспоминаем 16 самых разбитных и полюбившихся пародий.
«Странный Эл»
«Странный Эл» просто обязан возглавлять парад сегодняшних пародий, потому что это не просто пародийный байопик, это пародийный байопик о пародисте, который в своей музыкальной карьере глумится над популярными хитами. Начинается всё с жанровых клише: вот Странный Эл Янкович еще ребенок, который хочет заниматься музыкой, но отец его, конечно, против (пусть лучше идет на фабрику). Вот его мать, которая, конечно, за, втихую покупает пацану аккордеон. А после следуют обязательный случайный прорыв на радио и слава. Вдоволь наигравшись, фильм оставляет знакомую схему, едва герой достигает пика славы, и самозабвенно скатывается в приключенческую дребедень, которая отлично передает и всю суть пародийных песен самого Странного Эла: смешных, отлично сделанных и совершенно абсурдных.
«Странный Эл» стал режиссерским дебютом Эрика Аппеля, а вот Дэниэлу Рэдклиффу, который играет заглавную роль, сниматься в пародиях не впервой, здесь он, пусть и чудной, но хотя бы живой. То ли дело «Человек — швейцарский нож», где Рэдклифф играет мертвеца, или «Пушки Акимбо», где он в роли интернет-тролля нарывается на любителей игр на выживание. Сценарий для «Странного Эла» вместе с Аппелем написал сам Янкович, и это только добавляет всей истории шарма: ведь теперь пародия становится автопародией, и ее это только красит.
«Зомби по имени Шон»
Зомби-хоррор «Зомби по имени Шон» Эдгар Райт снимает по сценарию одного из своих постоянных актеров и коллег (и друзей) Саймона Пегга. В фильме речь идет о двух друзьях, Шоне и Эде, которые просыпаются с бодуна и не сразу понимают, что произошло. По ходу дела они соображают, что город захватили зомби, встречают еще несколько своих знакомых и пытаются как-то выжить в том единственном месте, в котором чувствуют себя в безопасности, — в пабе. Да, на деле Райт не только пародирует зомби-апокалипсис, но и с долей иронии рассказывает о сакральных местах английского мужчины.
Идея пришла Райту и Пеггу во время совместной работы над телевизионными сериями «Долбанутых», там тоже был эпизод с зомби, но первоисточником послужила классика жанра — «Ночь живых мертвецов» Ромеро. В своей книге «Похмелье» автор Шонесси Бишоп-Столл, говоря о фильме, сравнивает зомби-апокалипсис с одним из тягчайших проявлений типичного для любителей пабов недомогания. Вероятно, это Райт и Пегг тоже имели в виду, как и еще десяток смыслов, которые здесь без труда можно отыскать. Зомби, конечно, наступают, но ни о дружбе, ни о любви авторы картины не забывают, так что хоррор тут отлично уживается с мелодрамой и бадди-муви.
«Очень страшное кино»
Классика пародий 2000-х, которая стала реакцией на заполонившие экраны ужасы о старшеклассниках в 1990-х. И в этом смысле «Очень страшное кино» — настоящий каталог приемов. Есть тут и отдельные предметные элементы типа маски из хоррор-франшизы «Крик». Есть сюжетные мотивы с антагонистом-мстителем, который преследует главных героев, — прямая отсылка к «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Есть множество других расхожих приемов и ситуаций, которые уже тогда стали штампом, но до сих пор кочуют и встречаются в современных представителях жанра.
«Очень страшное кино» стало самой известной картиной режиссера Кинена Айвори. И несмотря на то что картина всего лишь пародирует хоррор, это фильм не для слабонервных: такое количество шуточек ниже пояса и насилия нужно еще поискать. И всё же это образцовый пример пародийного жанра — утрированного, откровенно фарсового и эксплуатирующего сексуальность, — которое появилось далеко не в нулевые. И следующий фильм — отличное тому доказательство.
«Агент 117»
Еще одна шпионская пародия, на сей раз сделанная во Франции (а это значит, что к Бонду нужно обязательно прибавить еще и Фантомаса). Главный герой, агент 117 в исполнении Жана Дюжардена, на Эткинсона совсем не похож, он хорош собой, крепко сложен и находится будто в полушаге от настоящего спецагента. Но он оказывается в пучине гиперболизированных шпионских страстей и глупых ситуаций, которые в итоге и не дают принимать его подвиги всерьез. Правда, в отдельных сценах агент 117 от Бонда неотличим: та же любовь к роскошным женщинам, тот же бокал с алкоголем в руке. Но стоит ему заговорить, а экшену завертеться, сомнений не остается — это комедия.
Вообще, чем популярнее шпионские фильмы, тем больше на них снимается и пародий, и комедий: на сайте даже есть отдельная посвященная им подборка. Неудивительно, что сверхпопулярный Бонд попадает сразу в несколько пародийных картин. Правда, и сами герои пародий могут быть не менее успешны, чем их прототипы. Как и у Джонни Инглиша, у агента 117 тоже есть продолжение: «Агент 117: Миссия в Рио» 2009-го и совсем недавний «Агент 117: Из Африки с любовью» 2021 года. И, кажется, это не предел.
«Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба»
Остин Пауэрс — особенный персонаж в ряду шпионских фильмов-пародий. С одной стороны — это всё та же пародия на бондовский типаж спецагента британской службы: он вроде бы и нелеп, как Эткинсон, и очарователен, как Дюжарден. Но при этом Пауэрс перерастает свою пародийную роль и становится совершенно самодостаточным героем. Майк Майерс, играющий Пауэрса, создает героя неотразимо раскрепощенным, но совсем не так, как это делал Лесли Нильсен, который следовал законам буффонады. Для Пауэрса придуман специальный сюжет: он из 1960-х попадает в настоящее, и вся пародийность внезапно оказывается оправдана сюжетом.
В фильме «Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба» вы найдете все необходимые приметы шпионского кино: преследования, флирт, секс, вечеринки и погони. Разумеется, есть в фильме и главный злодей — сам доктор Зло. С ним Пауэрсу и предстоит сразиться вновь: доктор Зло, как и Пауэрс, пробудет 30 лет в заморозке, пока двое не встретятся в 1990-е. Это смурное десятилетие Пауэрс раскрашивает всеми цветами радуги, привнося туда дух, раскрепощенность и игривость 1960-х.
Продолжение материала читайте в Okkoлокино
Текст: Ирина Марголина